Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 109. Къ Архіепископу Виталію (Максименко).

Друже и Владыко!

Желалъ бы я писать Вамъ только пріятныя вещи, но не могу не оговорить Вашего неосторожнаго поступка въ видѣ окружнаго посланія ко всѣмъ архіереямъ, раскольникамъ и еретикамъ, каковое разсылать безъ согласія Архіерейскаго Сѵнода не прилично даже и Предсѣдателю онаго. Это значило бы не распутывать узелъ, а еще крѣпче завязывать его, на подобіе древняго Гордіева узла. Конечно Вы не имѣли никакого недружелюбнаго настроенія при этомъ, и я со своей стороны никакой личной обиды на Васъ не могу чувствовать, но при современной запутанности отношеній слѣдуетъ наблюдать дипломатическую осторожность и я братски прошу Васъ на будущее время съ окружными посланіями къ архіереямъ не обращаться; а лучше напишите при случаѣ мнѣ, когда понадобится, прилагая проэктъ обращенія.

Еще черкните мнѣ насколько Вы остались довольны разговоромъ съ Преосв. Дамаскиномъ [1]; отъ этого, по моему мнѣнію, зависитъ насколько долго Вы тамъ задержитесь. А, по моему мнѣнію, Вамъ бы ликвидировать свои отношенія съ Карпатской Русью, кромѣ самыхъ интимныхъ, и покрѣпче связать себя съ Америкой.

Конечно, такихъ задушевныхъ отношеній какъ Вы себѣ создали на Карпатахъ, въ другихъ мѣстахъ установить будетъ совершенно невозможно, но съ другой стороны, быть вѣчнымъ пастыремъ именно въ Карпатской Руси физически невозможно, хотя если бы эти карпатороссы были поумнѣе и поглубже, они должны бы выхлопотать Васъ обратно къ себѣ черезъ голову Преосв. Дамаскина, и тогда можно бы создать тамъ такой центръ, который бы освящалъ и согрѣвалъ вокругъ себя людей Божіихъ на очень долгое время. Къ сожалѣнію, такія дѣла внѣ нашей досягаемости.

А мнѣ бы все-таки интересно узнать какіе Ваши виды, касательно Карпатской Руси.

Если бы люди не были эгоистами, то они должны были бы опять устроить Васъ тамъ, окруживъ Васъ паствой карпато-россовъ, но вѣроятно объ этомъ и не подумаютъ наши шовинисты.

Все же выберите часикъ, чтобы сообщить мнѣ хотя бы въ краткомъ письмѣ, какъ Вы рисуете въ своей головѣ ближайшее будущее въ нашихъ церковныхъ дѣлахъ въ Америкѣ: тамъ затѣялась попытка новаго объединенія, но я опасаюсь, что новый Владыка Леонтій [2] станетъ противъ нашихъ дѣлъ колючей бороной. При большей простотѣ отношеній можно было бы хлопотать о вторичномъ водвореніи тамъ Почаевскихъ произрастаній, но т. к. едва-ли во всей Церкви найдется хоть одинъ дѣятель, который бы относился къ этому всему дѣлу не по казенному, а по сердцу, то повидимому придется рукой махнуть на всѣ мечтанія о православно-русской культурѣ за границей.

Впрочемъ, дай Богъ, чтобы здѣсь въ этомъ смыслѣ образовалось исключеніе изъ почти всеобщаго шовинизма въ юго-западной Россіи.

Евлогіанскій вопросъ на точкѣ замерзанія и приходится съ каждымъ днемъ убѣждаться въ томъ насколько неосуществимы были наши радужныя надежды на созданіе новаго уклада жизни церковной въ прозаической современности и насколько неизлѣчимы тѣ засохшія уже формы церковной жизни, которыя вытѣсняютъ изъ нея казенщину, а изъ дружескаго миссіонерскаго братства священно-проповѣдниковъ стараются сдѣлать обычный кутейническій водоворотъ по пословицѣ: «гдѣ соборъ, тамъ и содомъ».

Отчасти Вы, Святитель Виталій, уже сдѣлали возможнымъ невозможное и въ деревянныя формы международной церковной жизни начали вливать «новое вино»; но хватитъ ли его хотя бы на время продолженія Вашей жизни, это вопросъ, который въ благопріятную сторону можетъ разрѣшиться только въ томъ случаѣ, если на Ваше дѣло снизойдетъ сверхестественное благословеніе Божіе.

Правда и это не невозможно, но въ частности моя энергія въ этомъ смыслѣ уже истощилась мнѣ кажется, что отъ меня для церковной жизни осталась только скорлупа, которая стремится къ погребенію.

Впрочемъ, на Ваши молитвы объ оживленіи церковной жизни я продолжаю надѣяться. Прошу и Вашихъ о томъ св. молитвъ и остаюсь неизмѣнно любящій

Митрополитъ Антоній.       

14/27 Іюня 1934 г.

Писано подъ диктовку рукой гр. Ю. П. Граббе въ Ср. Карловцахъ.

Примѣчанія:
[1] Мукачевская и Пряшевская епархія принадлежала Сербской Церкви, правящимъ архіереемъ въ ней въ то время былъ епископъ Дамаскинъ. Съ нимъ не разъ возникали недоразумѣнія по поводу полномочій владыки Виталія и вообще братства преп. Іова Почаевскаго во Владимірово, т. к. братство пользовалось самостоятельностью и подчинялось только Зарубежному Сѵноду, но духовенство монастыря окормяло окрестные приходы, входившіе въ составъ епархіи еп. Дамаскина.
[2] Туркевичъ, впослѣдствіи митрополитъ Американской митрополіи.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 268-270.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.