Церковный календарь
Новости


2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 113. Къ Митрополиту Евлогію.

Ваше Высокопреосвященство, Милостивѣйшій Архипастырь.

Во исполненіе Соборнаго опредѣленія, при семъ препровождаю Вамъ копію доклада выдѣленной Соборомъ Комиссіи для обсужденія ученія протоіерея Сергія Булгакова о Св. Софіи, а также постановленія, вынесеннаго Соборомъ по заслушаніи вышеозначеннаго доклада.

Не первый разъ ученіе протоіерея С. Булгакова привлекаетъ наше вниманаіе. Вашему Высокопреосвященству извѣстно опубликованное въ 1927 году посланіе Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей, указывающее на нѣкоторыя отклоненія отъ Православія въ его сочиненіяхъ. Упомянутое посланіе не разбирало ученіе прот. Булгакова во всѣхъ подробностяхъ, а лишь указывало на неправославное и вредное направленіе его. Протоіерей Булгаковъ не только не постарался освободить свое богословствованіе отъ мыслей, вызвавшихъ эти оправданныя нареканія, но наоборотъ опубликовалъ рядъ новыхъ сочиненій, въ которыхъ еще подробнѣе излагаетъ свои взгляды. Эти взгляды подвергнуты разбору въ недавно вышедшемъ сочиненіи преосвященнаго архіепископа Серафима, врученномъ Вамъ въ бытность Вашу въ Сремскихъ Карловцахъ. Ранѣе того, ученіе прот. Булгакова подвергалось весьма основательной критикѣ преосвященнаго Іоанна (Максимовича), епископа Шанхайскаго, въ книжкѣ, которую Вамъ посылаю при семъ.

Но помимо этихъ и другихъ печатныхъ выступленій, ученіе прот. Булгакова вызывало и вызываетъ немало толковъ въ церковномъ обществѣ. Самое положеніе его, какъ возглавителя единственной русской богословской школы въ Западной Европѣ, придаетъ книжкамъ прот. Булгакова такое значеніе среди читателей русской богословской литературы за рубежомъ, что то или иное сужденіе іерархіи о его ученіи стало настоятельно необходимымъ. Приступая вновь къ такому сужденію уже не въ Сѵнодѣ, а въ Соборѣ, мы нашли излишнимъ всякое запрашиваніе объясненій автора, какъ потому, что его ученіе достаточно полно всѣмъ извѣстно изъ его печатныхъ трудовъ. Пусть прот. Булгаковъ, ссылаясь на нѣкоторыя другія свои формулировки, утверждаетъ, что не отступаетъ отъ общепринятаго ученія Православной Церкви, пусть въ своихъ лекціяхъ, какъ Вы говорили намъ здѣсь, прот. Булгаковъ не проповѣдуетъ этого ученія, но излагаетъ православную вѣру такъ, какъ она принята нами отъ свв. Отцовъ, — это нисколько не мѣняетъ сущности дѣла, ибо противорѣчіе между православнымъ ученіемъ и мыслями, содержащимися въ его печатныхъ трудахъ, настолько глубоко, что до отреченія его отъ своей ереси православныя по содержанію лекціи его студентамъ, не ослабляя вреда отъ его печатныхъ трудовъ, не могли бы быть вполнѣ убѣдительными для слушателей, неизбѣжно вызывая у нихъ недоумѣніе.

Труды прот. Булгакова распространяются широко, насколько это возможно для русскихъ богословскихъ сочиненій за границей, они представляютъ собой соблазнъ для изучающей богословіе молодежи, и дальнѣйшее молчаніе церковной власти создало бы впечатлѣніе, что оригинальность мыслей прот. Булгакова не выходитъ изъ предѣловъ, въ которыхъ для православнаго богослова допустимы новыя мысли и толкованія. Въ извѣстныхъ предѣлахъ такая свобода есть, но всякій авторъ, дорожащій своимъ единомысліемъ со св. Церковію, долженъ заботиться о томъ, чтобы не преступать эти предѣлы. Всякая новая въ богословской наукѣ мысль, всякое толкованіе должно исходить изъ ученія, вѣками исповѣдуемаго Св. Церковью черезъ св. Отцовъ и Учителей. Ихъ твореніями долженъ провѣряться и подкрѣпляться каждый нашъ теологуменъ, и если въ защитѣ послѣдняго приходится, какъ это сдѣлалъ прот. Булгаковъ, вступать въ споръ со Вселенскими Соборами и св. Отцами то изъ этого самаго явствуетъ, что ученіе это является неправославнымъ новшествомъ, могущимъ посѣять только соблазнъ и раздѣленіе.

Не сомнѣваюсь въ томъ, что Вы вполнѣ согласитесь, какъ съ нашимъ Соборнымъ опредѣленіемъ, такъ и съ высказанными мною въ настоящемъ письмѣ мыслями, прошу Васъ о послѣдующемъ меня увѣдомить.

Вашего Высокопреосвященства преданный собратъ

Митрополитъ Антоній.       

1935 г.

Никакого отвѣтнаго увѣдомленія отъ митрополита Евлогія не послѣдовало.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 272-274.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.