Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 115. Святѣйшему Патріарху Сербскому Варнавѣ [1].

Ваше Святѣйшество.

Въ виду отсутствія Митрополита Анастасія и Архіепископа Ѳеофана [2], въ ближайшее время не можетъ состояться засѣданіе нашего Сѵнода, а потому я пока докладываю Вашему Святѣйшеству только свое личное мнѣніе по вопросу содержащемуся въ письмѣ Вашего Святѣйшества за № 2106 (Зап. 542 отъ 27/14 апрѣля с. г.).

Опредѣленіями Русскаго Высшаго Церковнаго Управленія отъ 22 ноября / 5 декабря 1922 года архимандриту, нынѣ Архіепископу, Виталію было ассигновано 15.000 динаръ на организацію русской церковной типографіи. Вскорѣ послѣ того архимандритъ Виталій уѣхалъ въ Прикарпатскую Русь и съ помощью этой субсидіи организовалъ типографію во Владиміровой. Позднѣе онъ получилъ часть шрифта изъ б. типографіи Почевской-Успенской Лавры и согласіе послѣдней на наименованіе новой типографіи Типографіей преп. Іова Почаевскаго, какъ имѣющей преемство отъ бывшей Лаврской типографіи.

По мѣрѣ развитія дѣла онъ пріобрѣталъ для типографіи имущество движимое и недвижимое. При типографіи образовалось Братство, которое съ устройствомъ Мукачевско-Пряшевской епархіи вошло въ юрисдикцію послѣдней и Русскій Архіерейскій Сѵнодъ никогда не касался руководства Братствомъ въ отношеніи его церковно-просвѣтительной жизни, ограничиваясь благословеніемъ печатанія изданій богослужебныхъ книгъ для русскаго разсѣянія. Въ вопросъ объ имуществѣ типографіи, т. е. машинахъ, постройкахъ и занимаемомъ ими участкѣ, Архіерейскій Сѵнодъ по существу тоже не входилъ и въ свое владѣніе не принималъ. Ихъ повидимому пока надо разсматривать какъ личное имущество Архіепископа Виталія, ибо все создано его трудомъ и пріобрѣталось имъ, насколько мнѣ извѣстно на свое имя, что вызывалось тѣми условіями, въ которыхъ онъ начиналъ свое дѣло.

Мнѣ ничего неизвѣстно объ открытіи Архіепископомъ Виталіемъ во Владиміровой монастыря. Объ этомъ болѣе точныя данныя вѣроятно имѣются у Преосвященнаго Епископа Дамаскина. Во всякомъ случаѣ я полагаю, что формально нельзя признавать монастыремъ братство, хотя бы и руководствующееся, съ вѣдома епархіальной власти, монашескимъ уставомъ жизни, если оно не утверждено церковной властью именно какъ монастырь.

Такимъ образомъ повидимому Архіепископъ Виталій не переписывалъ на свое имя монастырское т. е. церковное имущество, какъ это значится въ письмѣ Вашего Святѣйшества, а лишь создалъ типографію съ довольно значительнымъ движимымъ и недвижимымъ имуществомъ, которое съ самаго начала было записано на его имя. Весьма существеннымъ мнѣ представляется, что ко времени правильной организаціи Мукачевско-Пряшевской епархіи Типографское Братство преп. Іова уже существовало и имущество его было уже тогда записано на имя Преосвященнаго Виталія. Изъ этихъ предпосылокъ, какъ мнѣ представляется, и надо исходить при сужденіи о существѣ его дѣйствій. При этомъ позвольте, Ваше Святѣйшество, высказать свой личный взглядъ на Архіепископа Виталія, какъ на церковнаго работника. Онъ мнѣ извѣстенъ еще съ Волыни какъ самоотверженный подвижникъ, отдающій на благо Церкви буквально всѣ свои силы. Какъ таковаго я всегда его любилъ и высоко цѣнилъ, хотя его кипучая энергія въ просвѣтительной миссіонерской работѣ иногда въ Россіи выходила изъ обычныхъ церковно-административныхъ рамокъ. Но и плоды его работы были исключительными, а потому и я и мой преемникъ по Волынской каѳедрѣ разрѣшалъ ему то, чего нельзя было бы позволить никому другому, каковымъ отношеніемъ онъ никогда не пользовался во зло. Я потому думаю, что и Сербская Православная Церковь можетъ относиться къ начинаніямъ Преосвященнаго Виталія съ полнымъ довѣріемъ будучи увѣренной, что Братство имъ устроенное и далѣе будетъ вполнѣ лойяльно къ ней, какъ впрочемъ, и всѣ русскія церковныя учрежденія, имѣющія пріютъ на территоріи подлежащей юрисдикціи Сербской Православной Церкви или нынѣ входящія въ составъ ея. Я позволю себѣ надѣяться, что отеческая любовь Вашего Святѣйшества и братское отношеніе Преосвященнаго Епископа Дамаскина приведутъ къ полному и справедливому урегулированію всѣхъ вопросовъ возникающихъ съ существованіемъ типографскаго братства преп. Іова во Владиміровой.

Независимо отъ высказаннаго выше своего личнаго мнѣнія, письмо Вашего Святѣйшества отъ 27/14 апрѣля за № 2106 будетъ мною доложено Архіерейскому Сѵноду.

Вашего Святѣйшества нижайшій послушникъ

Митрополитъ Антоній.       

12/25 Мая 1936 г.

Примѣчанія:
[1] Род. въ 1880 г. Окончилъ С.-Петербургскую Дух. Академію, гдѣ принялъ постриженіе въ монахи. Въ 1910 г. былъ хиротонисанъ во епископа Дебаро-Валесской епархіи. Въ 1920 г. былъ возведенъ въ санъ митрополита Скоплянскаго. Вь 1930 г. соборъ Сербскихъ епископовъ выбралъ его въ Сербскіе патріархи. Скончался въ 1937 г.
[2] Гавриловъ, б. Курскій и Обоянскій. Рукопол. въ мартѣ 1917 г. Умеръ въ 1943 г.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 274, 276-277.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.