Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Православное вѣроученіе

Объ экуменизмѣ.

Экуменизмъ — современное лжеученіе («ересь ересей»), искажающее православный догматъ о единствѣ и святости Церкви Христовой. Согласно его доктринѣ, созданная Господомъ Іисусомъ Христомъ и Святыми Апостолами Церковь нѣкогда раздѣлилась на части, «осколки» — различныя конфессіи (православіе, католицизмъ, протестантизмъ), въ каждомъ изъ которыхъ въ той или иной степени «содержится истина Божія и возможно душевное спасеніе». Это ложное ученіе, по началу чисто-протестантское, образовало мощную организацію дѣйствительно всемірнаго масштаба, располагающую огромными матеріальными средствами и возможностями, подъ названіемъ «Мірового Совѣта Церквей», къ которой впослѣдствіи также примкнули почти всѣ Православныя Помѣстныя Церкви. По словамъ архіеп. Аверкія (Таушева), эти новоявленные «православные "экуменисты" долгое время всѣхъ упорно увѣряли, что они вступили въ экуменическое движеніе съ единственной цѣлью — по внѣшности весьма благовидной — "свидѣтельствовать передъ инославными объ истинѣ св. Православія", "раскрывать передъ ними глубину и красоту св. Православія" и этимъ — "привлекать ихъ къ принятію св. Православія, отъ котораго они отпали". А что же получилось на дѣлѣ? Получилось явленіе порядка совершенно-обратнаго: не возвращеніе отпавшихъ ко св. Православію, а безмолвное, "символическое" признаніе неважности, несущественности всего того, чѣмъ отличается св. Православіе отъ инославія, что именно и вызвало отпаденіе отъ него, а вмѣстѣ съ тѣмъ и отъ Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви...». — Предлагаемый вашему вниманію трудъ двухъ болгарскихъ архимандритовъ Серафима (Алексіева) (†1993) и Сергія (Язаджіева) (†2008) является подробнымъ изслѣдованіемъ и изложеніемъ сущности этого, такъ широко развернувшагося нынѣ, экуменическаго движенія, несущаго въ себѣ страшную и разрушительную угрозу всему Православному міру.

Сочиненія противъ экуменизма

Архим. Серафимъ (Алексіевъ) († 1993 г.) и Архим. Сергій (Язаджіевъ) († 2008г.)
ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТІАНИНУ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ЭКУМЕНИСТОМЪ.

Вступленіе.

Сегодня много пишутъ, говорятъ и проповѣдуютъ объ экуменизмѣ, экуменическихъ встрѣчахъ, экуменическомъ объединеніи христіанъ, объ экуменическомъ богословіи и т. п. Но не всѣ, употребляющіе эти слова, понимаютъ, что такое «экуменизмъ».

Слово «экуменизмъ» происходитъ отъ греческаго οἰκουμένη (обитать, населять). Слѣдовательно, «экумени» — это «населенная, обитаемая земля, ойкумена», и поначалу этимъ словомъ обозначалась область, населенная людьми на нашей планетѣ.

И Церковь Христова въ древности словомъ «ойкумена» называла землю и ея обитателей (Матѳ. 24, 14; Лук. 21, 26; Откр. 3, 10; 12, 9). Соотвѣтственно, прилагательное «экуменическій» означаетъ «вселенскій», т. е. относящійся ко всей землѣ и ея населенію. Святая Православная Церковь по-гречески тоже именуется «вселенской», будучи ею по существу, ибо ея Божественный Основатель предназначилъ ей распространяться по всѣмъ обитаемымъ на землѣ мѣстамъ (Матѳ. 28, 19; Марк. 16, 15).

Современное «экуменическое» движеніе тоже претендуетъ на «вселенскость», но подмѣняетъ вселенское единство въ истинной вѣрѣ чисто механическимъ соединеніемъ разныхъ исповѣданій, отпавшихъ отъ Православія и чуждыхъ ему, и потому современный «экуменизмъ» есть совершенно новое явленіе [1]. Въ качествѣ идеи онъ появился въ серединѣ XIX вѣка въ Англіи и Америкѣ съ цѣлью объединить различныя христіанскія исповѣданія, которыя невѣрно именовались «церквами». Къ достиженію этой цѣли настойчиво стремится созданный на Амстердамской ассамблеѣ 1948 года Всемірный Совѣтъ «церквей» (ВСЦ), центръ котораго находится въ Женевѣ.

Современный терминъ «экуменизмъ» придуманъ и введенъ въ употребленіе Джономъ Моттомъ (1865-1955), извѣстнымъ масонскимъ лидеромъ и предсѣдателемъ ИМКА. Произошло /с. 4/ это на съѣздѣ «Международнаго миссіонерскаго совѣта», работавшаго въ 1910 году въ Эдинбургѣ (Шотландія) [2] подъ его предсѣдательствомъ. Тогда и было положено начало всему экуменическому движенію [3].

Характерно, что Джонъ Моттъ для обозначенія этого движенія выбралъ не западное латинское слово «универсализмъ» (отъ universum — вселенная), а греческій аналогъ — «экуменикосъ» (откуда — экуменизмъ), который относится только къ Православію какъ истинному вселенскому вѣроисповѣданію. Очевидно, ближайшей открытой цѣлью такой подмѣны было стремленіе замаскировать еретическій замыселъ православнымъ терминомъ, взятымъ изъ классическаго для Православія греческаго языка, а отдаленной — возможность рано или поздно отождествить Вселенскіе соборы (по-гречески — οἰκουμενικαί σύνοδοι) съ «Экуменическимъ совѣтомъ» (ВСЦ), который въ концѣ концовъ могъ бы провозгласить себя «Вселенскимъ соборомъ».

Соотвѣтствующее справедливое обвиненіе было выдвинуто Русской Православной Церковью въ «Посланіи Священнаго Сѵнода о V ассамблеѣ ВСЦ и ея результатахъ», гдѣ сказано: «Другой опасностью, серьезно угрожающей христіанскому единству и будущности экуменическаго движенія послѣ Найроби, является питаемая нѣкоторыми участниками экуменическаго движенія иллюзія, что Всемірный Совѣтъ церквей будто бы можетъ достичь такой степени экуменическаго сближенія своихъ церквей-членовъ, что одна изъ будущихъ его генеральныхъ ассамблей превратится во всехристіанскій соборъ. Думать такъ — значитъ предполагать, что Всемірный Совѣтъ церквей можетъ въ будущемъ стать нѣкоей «сверхцерковью» [4].

Итакъ, понятіе «вселенскій» — «οἰκουμενικός», которое всегда относилось къ одной Православной Церкви, сегодня примѣняется къ новому, чуждому для Православія движенію, называемому «экуменическимъ». Внѣшнее сходство, однако, не есть доказательство внутренняго тождества. Какъ гласитъ латинская пословица: «Si duo dicunt idem, non est idem», т. е. «Если двое говорятъ одно и то же, это не есть одно и то же». Такъ же и терминъ «экуменизмъ» употребляется Православной Церковью въ одномъ, истинномъ смыслѣ, а современнымъ экуменическимъ движеніемъ — совсѣмъ въ другомъ.

Задолго до появленія женевскаго «экуменизма» возникъ, существуетъ и будетъ всегда существовать истинный православный экуменизмъ [5] — экуменизмъ, или вселенскость святой Православной Церкви, основанной Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ съ цѣлью распространенія черезъ нее по всему міру возвѣщенной Христомъ Богооткровенной истины и осуществле/с. 5/нія совершеннаго Имъ спасенія. Мы дерзаемъ утверждать, что цѣликомъ принадлежимъ къ этому древнему и вѣчно новому подлинному экуменизму, т. е. ко вселенскости святой Православной Церкви. Между этимъ православнымъ экуменизмомъ и современнымъ женевскимъ «экуменизмомъ» существуютъ коренныя противорѣчія и глубокія, непреодолимыя догматическія различія.

По этой причинѣ мы не можемъ быть «экуменистами» въ современномъ смыслѣ слова, ибо мы — настоящіе экуменисты какъ члены Православной Церкви, которая со своего основанія называется ВСЕЛЕНСКОЙ! Какъ нельзя принадлежать къ двумъ разнымъ вѣроисповѣданіямъ — напримѣръ, невозможно, будучи подлинно православнымъ, быть одновременно протестантомъ, — такъ нельзя, будучи членомъ святой Православной Вселенской Церкви, участвовать въ экуменическомъ движеніи, которое — особенно въ послѣднее время — все настойчивѣй навязываетъ свои взгляды, глубоко чуждые Православію.

Женевскіе экуменисты именуютъ экуменизмъ «движеніемъ Св. Духа въ наше время» и считаютъ, что можно говорить по-новому о Богѣ, о тайнѣ Христа и въ особенности о св. Церкви, открыто пренебрегая православными догматами, канонами и Священнымъ Преданіемъ. Но святое Православіе не можетъ согласиться съ этимъ; оно не допускаетъ новой редакціи догматовъ, измѣненія каноновъ и измѣны вѣковымъ православнымъ преданіямъ. Православіе строго держится принятаго отъ Господа Іисуса Христа и Его св. апостоловъ, ибо хочетъ остаться вѣрнымъ завѣту св. апостола Павла: «Стойте и держите преданія, которымъ вы научены или словомъ, или посланіемъ нашимъ» (2 Ѳес. 2, 15). Разница между взглядами женевскаго экуменизма и ученіемъ св. Православной Церкви настолько велика, что бросается въ глаза даже неискушенному въ богословіи православному христіанину, вызывая у него законное недовѣріе къ экуменическому движенію.

Каждое неправославное религіозное ученіе является небогоугоднымъ и откровенно гибельнымъ, ибо дерзновенно подмѣняетъ еретической ложью спасительное Богооткровенное ученіе. Этимъ оно гнѣвитъ Бога и удаляетъ отъ Него. Въ Священномъ Писаніи Богъ засвидѣтельствовалъ неоднократно, что не только подмѣняющіе Его идолами, но и проповѣдающіе о Немъ невѣрно вызываютъ Его гнѣвъ. Вотъ что читаемъ въ книгѣ Іова: «Егда изглагола Господь вся глаголы сія Іову, рече Господь ко Елифазу Ѳеманинину: "Согрѣшилъ, еси ты и оба друзіе твои: не глаголасте бо предо Мною ничтоже истинно, якоже рабъ Мой Іовъ"» (Іов. 42, 7). Духовно просвѣщенный христіанинъ знаетъ, какъ страшно повѣрить ложному ученію /с. 6/ о Богѣ, Который есть Богъ истины (Псал. 30, 6), какъ страшно искажать Божественные догматы, навлекая тѣмъ самымъ на себя праведный гнѣвъ Божій! Недаромъ св. апостолъ Павелъ совѣтуетъ своему ученику Тимоѳею: «Потщися себе искусна составити предъ Богомъ, дѣлателя непостыдна, право правяща слово истины» (2 Тим. 2, 15).

Достоинство Православія въ томъ, что оно и только оно изъ всѣхъ такъ называемыхъ христіанскихъ исповѣданій всегда правильно учило и учитъ о Богѣ, о Христѣ, объ Его святой Церкви и о всѣхъ Божественныхъ тайнахъ, тогда какъ прочія исповѣданія содержатъ «истину въ неправдѣ» (Рим, 1, 18). Оно съ самого начала и понынѣ хранитъ неизмѣненными Богооткровенное ученіе и Священное Преданіе.

Въ Деклараціи православныхъ участниковъ Экуменической ассамблеи, состоявшейся въ Эванстонѣ въ 1954 году, прекрасно сказано, что «единственно святая Православная Церковь сохранила въ полнотѣ и неповрежденной вѣру, однажды преданную святымъ (Іуд. 1, 3). И это не по нашимъ заслугамъ, а потому, что Богу угодно хранить сокровище сіе въ скудельныхъ сосудѣхъ, да премножество силы будетъ Божія, а не отъ насъ (2 Кор. 4, 7)» [6].

Какъ святая Православная Церковь всегда вѣрна Богу и правильно учитъ о Немъ, такъ и каждый отдѣльный членъ ея долженъ пребывать вѣрнымъ Богу и неуклонно держаться церковнаго ученія, дабы не утратить своей принадлежности къ Церкви и не лишиться вѣчнаго спасенія въ соотвѣтствіи съ Сѵмволомъ св. Аѳанасія Великаго: «Если кто хочетъ спастись, прежде всего долженъ держаться Вселенской вѣры. Если кто не хранитъ ее здоровой и неискаженной, тотъ несомнѣнно погибнетъ навѣки!» [7]. Тайновидецъ св. апостолъ Іоаннъ Богословъ велитъ намъ ничего не мѣнять изъ того, что приняли сначала, т. е. ничего не прибавлять и ничего не убавлять отъ того, что намъ завѣщалъ Самъ Духъ Святый (Откр. 22, 18-19), ибо иначе мы лишаемся участія въ Божественной жизни, которой удостаиваются лишь оставшіеся вѣрными до смерти (Откр. 2, 10).

Этотъ же апостолъ христіанской любви весьма твердо отстаивалъ исповѣданіе истинной вѣры: «Кто приходитъ къ вамъ, и не приноситъ сего ученія, того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте, его. Ибо привѣтствующій его участвуетъ въ злыхъ дѣлахъ его» (2 Іоан. 1, 10-11), и потому требовалъ: «Итакъ, что вы слышали отъ начала, то и да пребываетъ въ васъ! Если пребудетъ въ васъ то, что вы слышали отъ начала, то и вы пребудете въ Сынѣ и Отцѣ» (1 Іоан. 2, 24). Это значитъ — кто не пребываетъ въ Богооткровенномъ ученіи, завѣщанномъ намъ Христомъ /с. 7/ черезъ св. апостоловъ, тотъ будетъ чуждъ Божественной и Животворящей Троицѣ и погибнетъ навѣки!

Нынѣшній экуменизмъ отходитъ отъ вѣковой Православной вѣры и сближается съ инославными исповѣданіями, которыя, подобно друзьямъ Іова, не говорятъ правду о Богѣ, какъ Божій рабъ Іовъ. Поэтому истинный православный христіанинъ, для котораго спасеніе души является самымъ важнымъ дѣломъ въ жизни (1 Петр. 1, 9), не можетъ безразлично относиться къ экуменизму, который старается подмѣнить исповѣдуемую нами Православную вѣру инымъ, чуждымъ и весьма невѣрнымъ міровоззрѣніемъ.

Занимаясь вопросомъ объ экуменизмѣ и его погибельности, мы нашли въ ходѣ изслѣдованій рядъ очень важныхъ основаній, которыя не позволяютъ намъ сочувствовать экуменизму и участвовать въ немъ. Этими основаніями хочется подѣлиться со всѣми искренне вѣрующими и жаждущими вѣчнаго спасенія во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, въ общеніи съ Его Святой Церковью!



«Тотъ, кто, послѣ того какъ найдена истина, продолжаетъ искать чего-то, тотъ идетъ лжи» (Изъ Дѣяній VII Вселенскаго Собора).

«Кто не желаетъ быть ученикомъ истины, тотъ становится учителемъ заблужденія» (Св. Левъ Великій, папа Римскій).

«Истина настолько помрачена въ наше время, а ложь настолько крѣпко укоренилась, что никогда мы не различимъ истины, развѣ если будемъ любить ее» (Паскаль).

«Благій Іисусе Христе! Въ Твоей Церкви есть люди, которые не Твои апостолы и которые не молятся Тебѣ: ...они забыли Іерусалимъ и восприняли Женеву, гдѣ они создали новыя скрижали завѣта. Но и ты, Женева, превознесшаяся до небесъ, до ада низвергнешься!» (ср. Лук. 10, 15). (Изъ слова Іерусалимскаго Патріарха Тимоѳея (ум. 1955) на праздникъ Святой Пятидесятницы).

«Европа насъ сводитъ съ ума; но Европа почти вся и во всемъ своемъ составѣ оязычилась. Не лучше ли оставить ее себѣ самой. Истинный свѣтъ пришелъ къ намъ изъ Византіи. И мы не маленькіе, — не вчера вышли на свѣтъ. Скоро уже тысяча лѣтъ, какъ вѣруемъ въ Господа и содержимъ Его святой законъ. И въ этомъ пусть другіе у насъ учатся, какъ и слѣдуетъ: ибо ИСТИНА У НАСЪ!» (Свт. Ѳеофанъ Затворникъ).

«Итакъ, что вы слышали отъ начала, то и да пребываетъ въ васъ; если пребудетъ въ васъ то, что вы слышали отъ начала, то и вы пребудете въ Сынѣ и въ Отцѣ» (1 Іоан. 2, 24).

/с. 8/

«Для меня нѣтъ большей радости, какъ слышать, что дѣти мои ходятъ въ истинѣ» (3 Іоан. 1, 4).

«А ты пребывай въ томъ, чему наученъ и что тебѣ ввѣрено, зная, кѣмъ ты наученъ» (2 Тим. 3, 14).

«Ибо мы не сильны противъ истины, но сильны за истину» (2 Кор. 13, 8).

«Знай, что мы должны служить не времени, а Богу» (Св. Аѳанасій Великій. Письмо къ Драконтію).

«Мы не колеблемся въ истинѣ и не противорѣчимъ ей, но запечатлѣны тѣмъ же характеромъ вѣры и перваго упованія нашего. Ибо людей, искренно чтущихъ Бога, ничто не можетъ такъ сильно побудить къ единомыслію, какъ согласіе въ ученіи о Богѣ; и ничто такъ не располагаетъ къ раздору, какъ несогласіе въ семъ ученіи» (Св. Григорій Богословъ. Слово 6-е, гл. 11, 12).

«Господи, объедини всѣхъ въ единодушіи и создай изрядныхъ людей, которые мыслили бы одинаково о Твоей истинной вѣрѣ и правомъ исповѣданіи!» (Изъ предсмертной молитвы св. Кирилла, славянскаго первоучителя).

«Лучшее общеніе есть общеніе въ вѣрѣ и въ истинной любви... Ничто не такъ прекрасно, какъ истина» (Св. Фотій. Письмо къ папѣ Николаю I).

Примѣчанія:
[1] А. Ведерниковъ. Соблазны экуменизма // ЖМП. 1954. № 4. С. 64-65.
[2] А. Д. Делибаси. Ересь экуменизма (по-греч.). Аѳины, 1972. С. 119-120.
[3] Въ 1961 году на III Генеральной ассамблеѣ ВСЦ въ Дели «Международный миссіонерскій совѣтъ» вошелъ въ составъ ВСЦ одновременно со всѣми Помѣстными Православными Церквами (ЖМП. 1962. № 1. С. 49-58).
[4] ЖМП. 1976. № 4. С. 8.
[5] Ср. докладъ проф. МДА А. Осипова «О нѣкоторыхъ принципахъ православнаго пониманія экуменизма» на II съѣздѣ православныхъ богослововъ въ Аѳинахъ въ августѣ 1976 г. // БТ. Т. 18. 1978. С. 180-187.
[6] К. P. Историческій путь экуменизма // Вѣстникъ Русскаго западно-европейскаго Патріаршаго Экзархата. 1955. № 23. С. 219.
[7] Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго (Ч. IV). — Сергіевъ Посадъ, 1903. С. 447.

Источникъ: Архим. Серафимъ (Алексіевъ), Архим. Сергій (Язаджіевъ). Почему православному христіанину нельзя быть экуменистомъ. / Пер. съ болгарскаго. — СПб.: Община Казанской церкви Воскресенскаго Новодѣвичьяго монастыря юрисдикціи Православной Церкви за границей, 1992. — С. 3-8.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.