Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Православное вѣроученіе

Объ экуменизмѣ.

Экуменизмъ — современное лжеученіе («ересь ересей»), искажающее православный догматъ о единствѣ и святости Церкви Христовой. Согласно его доктринѣ, созданная Господомъ Іисусомъ Христомъ и Святыми Апостолами Церковь нѣкогда раздѣлилась на части, «осколки» — различныя конфессіи (православіе, католицизмъ, протестантизмъ), въ каждомъ изъ которыхъ въ той или иной степени «содержится истина Божія и возможно душевное спасеніе». Это ложное ученіе, по началу чисто-протестантское, образовало мощную организацію дѣйствительно всемірнаго масштаба, располагающую огромными матеріальными средствами и возможностями, подъ названіемъ «Мірового Совѣта Церквей», къ которой впослѣдствіи также примкнули почти всѣ Православныя Помѣстныя Церкви. По словамъ архіеп. Аверкія (Таушева), эти новоявленные «православные "экуменисты" долгое время всѣхъ упорно увѣряли, что они вступили въ экуменическое движеніе съ единственной цѣлью — по внѣшности весьма благовидной — "свидѣтельствовать передъ инославными объ истинѣ св. Православія", "раскрывать передъ ними глубину и красоту св. Православія" и этимъ — "привлекать ихъ къ принятію св. Православія, отъ котораго они отпали". А что же получилось на дѣлѣ? Получилось явленіе порядка совершенно-обратнаго: не возвращеніе отпавшихъ ко св. Православію, а безмолвное, "символическое" признаніе неважности, несущественности всего того, чѣмъ отличается св. Православіе отъ инославія, что именно и вызвало отпаденіе отъ него, а вмѣстѣ съ тѣмъ и отъ Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви...». — Предлагаемый вашему вниманію трудъ двухъ болгарскихъ архимандритовъ Серафима (Алексіева) (†1993) и Сергія (Язаджіева) (†2008) является подробнымъ изслѣдованіемъ и изложеніемъ сущности этого, такъ широко развернувшагося нынѣ, экуменическаго движенія, несущаго въ себѣ страшную и разрушительную угрозу всему Православному міру.

Сочиненія противъ экуменизма

Архим. Серафимъ (Алексіевъ) († 1993 г.) и Архим. Сергій (Язаджіевъ) († 2008 г.)
ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТІАНИНУ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ЭКУМЕНИСТОМЪ.
(Переводъ съ болгарскаго. СПб. 1992)

Часть первая.
ЭКУМЕНИЗМЪ И ЕГО «ХРИСТІАНСКАЯ» ВИДИМОСТЬ.

1 ОСНОВАНІЕ:
Истина вселенская, а заблужденіе не можетъ и не должно быть вселенскимъ.

А) Православная Церковь — носительница истины.

Святая Православная Церковь, подобно спасительному кораблю, плывущему среди «міра, лежащаго во злѣ» (1 Іоан. 5, 19), основана Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ для возвѣщенія міру «вѣрнаго словесе» — «истиннаго слова» (Тит. 1, 9). Какъ прекрасно толкуетъ свт. Ѳеофанъ Затворникъ: «"Словомъ означается все ученіе христіанское, которое есть слово, Христомъ Спасителемъ слышанное отъ Отца и принесенное на землю (Іоан. 8, 26; 14, 24), и апостолами силою Духа Святаго распространенное по лицу ея" (Матѳ. 28, 19; Іоан. 14, 26; 16, 13). Вѣрно — и истинно слово сіе, какъ исшедшее отъ Бога, Который истиненъ есть и вѣренъ во всѣхъ словесахъ Своихъ. Вѣрно оно и въ томъ, что законополагаетъ, и въ томъ, что обѣщаетъ... Итакъ, вѣрное есть истинное (слово), то самое, которое отъ Бога изошло... безъ прибавки и убавки, и измѣненія...» [1].

Слово это ввѣрено Церкви и ея служителямъ — епископамъ и священникамъ, которые обязаны проповѣдовать его чисто, безъ примѣси чужихъ ученій, вѣрно преподавая слово истины (2 Тим. 2, 15). Чтобы быть полезнымъ и дѣйственнымъ для спасенія душъ, слово ученія должно быть оберегаемо отъ всего ему чуждаго. Это и есть то «здравое ученіе», которое долженъ проповѣдовать епископъ (Тит. 1, 9). «Здравое ученіе есть то, которое учитъ и догматамъ истиннымъ, и жизни праведной» [2].

/с. 10/ Догматикой и этикой исчерпывается, такъ сказать, содержаніе Христова ученія. Обѣ онѣ глубоко взаимно связаны и взаимно обусловлены, отчего ни догматика безъ этики, ни этика безъ догматики существовать не могутъ. Ибо и вѣра безъ дѣлъ мертва (Іак. 2, 26), и дѣла безъ вѣры мертвы (Рим. 4, 2-3). Хотя и бѣсы вѣруютъ и трепещутъ (Іак. 2, 19), но ихъ вѣра безполезна, такъ какъ она лишена добрыхъ дѣлъ. Еретики тоже могутъ имѣть нѣкоторыя внѣшне добрыя дѣла, которыя, однако, не спасаютъ, такъ какъ не связаны съ правильной вѣрой. По толкованію свт. Ѳеофана Затворника (1 Тим. 1, 5), истинная, нелицемѣрная вѣра «обнимаетъ всѣ догматы; и они всѣ дѣйствительно таковы, что коль скоро нелицемѣрно содержатся сердцемъ, то непремѣнно вызываютъ чувства и дѣла любви и воодушевляютъ на нихъ. Особенно таковы догматы о Промышленіи, Искупленіи и будущемъ блаженствѣ. Богъ все видитъ и все, что по любви къ Нему дѣлается для братіи, понимаетъ такъ, какъ бы оно непосредственно дѣлалось для Него. Вѣрующій сему какъ не поспѣшитъ черезъ руку брата вложить требуемое въ руку Божію?.. Такъ любовь наитствуется, освящается, множится и укрѣпляется вѣрою нелицемѣрною» [3].

Догматика и этика въ полнотѣ содержатся и осуществляются въ лонѣ истинной Христовой Церкви, ибо она основана Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ: 1) на истинномъ исповѣданіи вѣры во Христа, засвидѣтельствованномъ св. апостоломъ Петромъ отъ имени всѣхъ апостоловъ (Матѳ. 16, 16-18; ср. Іоан. 6, 69) и 2) на истинной нравственности, созидаемой на основѣ спасительной Божіей благодати (Тит. 2, 11-12), раздаваемой въ Церкви. Въ такомъ всеобъемлющемъ смыслѣ Христова Церковь называется «столпомъ и утвержденіемъ истины» (1 Тим. 3, 15). Она есть столпъ и утвержденіе истины, ибо, по словамъ свт. Ѳеофана Затворника, она «есть Церковь Бога живаго, Который есть Богъ истины, или самая истина. Поэтому все въ ней истинно — истинно исповѣданіе вѣры, истинно освященіе таинствами, истинно облагодатствованіе, истинна жизнь по Богу. Богомъ въ ней зиждемая, истинна помощь Божія, истинны обѣтованія, оживотворяющія труждающихся въ домѣ Божіемъ, — все истинно въ ней. Въ другомъ гдѣ-либо мѣстѣ не ищи истины! Есть нѣкоторыя подобія истины и внѣ ея; но настоящая истина только въ ней» [4]. «Церковь есть столпъ истины, какъ твердо и непоколебимо стоящая въ истинѣ и хранящая ее; она есть утвержденіе истины, какъ успокоительница умовъ, когда они взволнованы бываютъ прившедшею ложью» [5].

Хотя послѣ грѣхопаденія, нравственно омрачившаго его умъ, человѣкъ потерялъ истину, жажда истины осталась въ его душѣ. Но, оторвавшись отъ Бога, согрѣшившій человѣкъ, не/с. 11/смотря на все свое стремленіе къ истинѣ, не въ состояніи самъ обрѣсти ее. Тѣ, кто обрѣли и обрѣтаютъ истину, обязаны этимъ только Богу, Который открываетъ имъ ее (Матѳ. 11, 27). Разсуждая на эту тему, св. Симеонъ Новый Богословъ поясняетъ, что тутъ подъ истиной не слѣдуетъ разумѣть ни обыкновенныя житейскія истины, ни научныя истины, не имѣющія отношенія къ вѣчному спасенію души, а истину, относящуюся къ Богу, — спасительную истину, указывающую человѣку смыслъ его жизни и средства къ достиженію вѣчнаго единенія съ воплощенной Истиной — Іисусомъ Христомъ (Іоан. 14, 6). Объ этой Истинѣ св. Симеонъ Новый Богословъ въ 37-мъ словѣ говоритъ: «Истина — отъ Бога, въ словѣ Божіемъ содержится и благодатію Христовой постигается» [6].

Эта усвоенная нами Истина предохраняетъ насъ отъ гибельнаго погруженія въ религіозные обманы и обольщенія — отъ мрачнаго царства бѣсовъ, создающихъ ереси для погубленія душъ человѣческихъ!

Хотя, въ принципѣ, Церковь — не отъ міра сего, но она предназначена пребывать въ мірѣ (Іоан. 17, 11. 15) и охватить вселенную (экумени) проповѣдью Божественной Истины. Христова Церковь имѣетъ такое вселенское предназначеніе потому, что призвана возвѣщать Истину, открытую намъ Спасителемъ. Истина вселенская и должна быть вселенской! Вселенскость (соборность), по удачному выраженію проф. Владиміра Лосскаго, есть качество, свойственное Христовой Истинѣ [7]. Заблужденія, ереси, лжеученія, хотя и распространяются въ мірѣ, не могутъ претендовать на вселенскость, ибо ложь есть нѣчто отрицательное, а потому не имѣетъ законнаго права навязывать себя всей вселенной. Если же ереси присваиваютъ себѣ это право, то это происходитъ путемъ узурпированія чужихъ правъ!

Въ качествѣ носительницы истины, предназначенной для всего міра, Христова Церковь была вселенской съ момента своего основанія, когда она состояла всего изъ 120 душъ (Дѣян. 1, 16), возглавляемыхъ 12 апостолами. На нихъ была возложена Христомъ вселенская миссія — распространять истину Христова Евангелія по всей землѣ: «Шедше убо научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа!» (Матѳ. 28, 19).

Распространеніе сей правой вѣры по всей вселенной было предсказано еще въ Ветхомъ Завѣтѣ: «Во всю землю изыде вѣщаніе ихъ, и въ концы вселенныя глаголы ихъ» (Псал. 18, 5). Это пророчество не можетъ относиться къ ересямъ и лжеученіямъ, а лишь къ Православной вѣрѣ, ибо она одна преподаетъ безъ всякихъ искаженій Богооткровенную спасительную Истину.

/с. 12/ Понятія «вселенскости» и «православности» отождествлялись одно съ другимъ съ самаго ранняго христіанскаго времени. И уже съ тѣхъ поръ св. Церковь говоритъ о «вселенской вѣрѣ» въ смыслѣ «православной вѣры». Это явствуетъ между прочимъ изъ «Мученичества св. Поликарпа» (II вѣкъ), гдѣ въ обращеніи стоитъ: «Божія Церковь въ Смирнѣ — къ Божіей Церкви въ Филомеліи и ко всѣмъ общинамъ въ мірѣ, принадлежащимъ ко св. Вселенской Церкви» [8]. Греческій богословъ проф. И. Анастасіу пишетъ: «То, что было вселенскимъ (экумениконъ), то было православнымъ (ортодоксонъ). Тотъ, кто не былъ православнымъ, отсѣкался отъ Вселенской, т. е. соборной Церкви и отвергался ею» [9].

Православные христіане вездѣ и всегда — какъ въ прошломъ, такъ и нынѣ — чувствовали себя едиными именно благодаря единой вѣрѣ, хранящейся въ Православной Церкви. Какъ писалъ св. Василій Великій, благодаря установленнымъ св. отцами общимъ сѵмволамъ вѣры [10], исповѣдуемымъ братіями каждой Помѣстной церкви, они «отъ одного до другого конца вселенной, во всѣхъ находили себѣ отцовъ и братій» [11].

Три Святителя — Василій Великій, Григорій Богословъ и Іоаннъ Златоустъ — названы въ тропарѣ «Вселенскими учителями», ибо просвѣщали міръ Православнымъ ученіемъ. Вселенскіе Соборы означаютъ Православные Соборы не потому только, что въ нихъ участвовали представители всего тогдашняго христіанскаго міра, а прежде всего потому, что защищали и утверждали Православную истину, проповѣдуемую вселенскимъ Православіемъ, и ниспровергали ереси и лжеученія. По словамъ св. Іоанна Златоуста, «Церковь есть столпъ Вселенной» [12]. Она — вселенская, такъ какъ защищаетъ истину, которая есть и должна быть вселенской.

Слѣдовательно, прилагательное «вселенскій» въ отношеніи къ Церкви имѣетъ не столько количественный и географическій, сколько качественный и духовно-вѣроисповѣдный смыслъ. Хотя Вселенская Церковь и не охватываетъ вселенную географически, это ей вовсе не мѣшаетъ быть вселенской въ сущностномъ, духовно-догматическомъ смыслѣ, согласно своему назначенію. И, наоборотъ, хотя иногда ересь больше распространена, чѣмъ Православіе, — какъ это было, напримѣръ, въ IV вѣкѣ при аріанствѣ и позже при иконоборчествѣ, — однако никогда ересь не можетъ быть вселенской по той простой причинѣ, что она распространяетъ заблужденія.

/с. 13/

Б) Экуменизмъ печется о неистинной «церкви».

Нынѣшнее экуменическое движеніе вкладываетъ совсѣмъ иное, неизвѣстное древности содержаніе въ понятіе «вселенскій». Въ отличіе отъ святоотеческаго понятія о «вселенской Церкви» (въ качественномъ смыслѣ) — Церкви, защищающей истину, Церкви православной, не допускающей никакой примѣси заблужденія, «экуменическое движеніе» (въ количественномъ смыслѣ) означаетъ движеніе, которое объединяетъ религіозныя общества, называемыя «церквами» и собранныя изъ всевозможныхъ христіанскихъ исповѣданій, въ которыхъ истина сосѣдствуетъ съ заблужденіемъ (Рим. 1, 18).

Исходя изъ подобнаго взгляда на понятіе «вселенскій», д-ръ Филиппъ Поттеръ, бывшій генеральный секретарь ВСЦ, расширяетъ понятіе «экуменическій», утверждая, что оно означаетъ не только сближеніе и общеніе «церквей», но предполагаетъ «совокупность обитаемой земли». «Слѣдовательно, — говоритъ онъ, — экуменическое движеніе появляется повсюду, гдѣ христіане и другіе люди (!) стремятся такъ или иначе работать для единства человѣчества» [13]. Изъ этого слѣдуетъ, что конечной цѣлью экуменизма оказывается не единство т. н. «церквей», даже въ экуменическомъ пониманіи, а нѣкое запланированное объединеніе человѣчества... Экуменисты все чаще трактуютъ «вселенскость» географически. «Никакая церковь не можетъ претендовать на вселенскость, оставаясь провинціальной въ нашъ планетный вѣкъ», сказано въ одномъ экуменическомъ журналѣ [14].

3 сентября 1967 г. намъ удалось поговорить съ экуменистомъ-англичаниномъ Майкломъ Муромъ, замѣстителемъ генеральнаго секретаря ВСЦ по внѣшнимъ сношеніямъ съ Англиканской церковью. Въ отвѣтъ на вопросъ: «Какъ онъ понимаетъ единство Церкви?» онъ сказалъ: «Она едина какъ церковь невидимая». На нашъ вопросъ: «Кто принадлежитъ къ этой невидимой Церкви?» послѣдовалъ отвѣтъ: «Всѣ христіане», т. е. въ истинную Христову Церковь включаются всѣ деноминаціи, группировки и секты, которыя давнымъ-давно отлучены Православной Церковью по причинѣ своихъ еретическихъ отклоненій отъ Христовой истины. Майклъ Муръ ошибочно переноситъ свойства торжествующей небесной Церкви, не видимой для насъ, на воинствующую земную Церковь, которая видима, и въ земную Церковь, нарицаемую имъ «невидимой», включаетъ всѣхъ еретиковъ подъ общимъ именемъ «христіанъ».

«Невидимая церковь» — терминъ чисто протестантскій и глубоко противорѣчитъ православному ученію о Церкви какъ единой небесно-земной Церкви, возглавляемой Христомъ (Ефес. 1, 10), членами которой являются только правильно вѣ/с. 14/рующіе христіане. Въ «Пространномъ христіанскомъ катехизисѣ» митрополита Филарета сказано, что Церковь — вселенска, т. е. соборна, такъ какъ она «не ограничена никакимъ мѣстомъ, ни временемъ, ни народностью, а включаетъ въ себя истинно вѣрующихъ всѣхъ мѣстъ, временъ и народовъ» [15]. Св. апостолъ Павелъ, который первымъ назвалъ Церковь «Тѣломъ Христовымъ» (1 Кор. 12, 27), а Христа — «Главою Церкви» (Ефес. 1, 22) и который прекрасно понималъ ея невидимую мистическую сущность (Ефес. 5, 32), нигдѣ не называетъ ее невидимой Церковью, а всюду говоритъ о ней какъ въ видимой величинѣ — обществѣ, въ которомъ спасаются вѣрующіе во Христа, какъ праведные, такъ и грѣшные, гдѣ существуетъ видимая іерархія, совершающая видимыя спасительныя таинства, черезъ которыя мы удостаиваемся невидимой Божіей благодати для единенія и общенія съ невидимымъ Богомъ. «Вы же есте тѣло Христово, и уди отъ части. И овыхъ убо положи Богъ въ Церкви первѣе апостоловъ, второе пророковъ, третіе учителей...» (1 Кор. 12, 27-28).

Проф. В. В. Болотовъ отзывается о «невидимой церкви» такъ: «Обстоятельство, что Христосъ назвалъ основанное Имъ общество екклесіей, имѣетъ особое полемическое значеніе противъ протестантовъ. Протестанты постоянно говорятъ о невидимой церкви. Но въ понятіи «екклесіа» содержится сильный моментъ видимости. Потому выраженіе «невидимая церковь» представляетъ собой contradictio in adjecto (т. е. внутреннее противорѣчіе). Не можетъ существовать (на землѣ, — прим. авт.) никакой невидимой церкви. Въ невидимомъ можно участвовать лишь духовно, а въ «екклесіи» — не иначе какъ съ тѣломъ» [16].

Всевозможныхъ неправославныхъ христіанъ включаютъ въ понятіе «вселенской Церкви» не только инославные экуменисты, но подъ ихъ вліяніемъ проф. протопр. Стефанъ Цанковъ, напримѣръ, пишетъ: «Проблема единства Церкви становится слишкомъ сложной и уже не можетъ разсматриваться схоластически самодавлѣюще, какъ это было до сихъ поръ... Неправильно считать, что къ мистическому тѣлу Христову (Церкви) принадлежатъ одни только православные христіане и что за видимой раздѣленностью не существуетъ невидимое мистическое единство въ Церкви Христовой» [17]. Вопреки догматамъ къ «невидимому» единству Христовой Церкви часто причисляются инославныя исповѣданія, независимо отъ ихъ догматическихъ заблужденій, которыя отсѣкаютъ ихъ отъ общенія съ Христовой Церковью.

Что же означаетъ «невидимое мистическое единство» экуменистовъ? Этимъ словосочетаніемъ пока осторожно именуется экуменическая универсальная «церковь». Правда, ВСЦ подается пока лишь какъ сообщество «церквей», а не какъ «сверх/с. 15/церковь» и «всемірная церковь», но «идеалъ» будущей Una Sancta — «универсальной объединенной церкви» — уже просматривается, и основа ея заложена. Членами будущей «церкви» будутъ участники экуменизма и ему сочувствующіе. Кто же они?

Ревностный экуменистъ, русскій богословъ Левъ Зандеръ изъ Богословскаго института въ Парижѣ откровенно писалъ: «Составъ лицъ, участвующихъ въ экуменическомъ движеніи, чрезвычайно разнообразенъ: входя въ него, мы должны быть готовы встрѣтиться тамъ не только съ православнымъ іерархомъ, англиканскимъ епископомъ и протестантскимъ пасторомъ, но и съ представителемъ «либеральнаго богословія», который не вѣритъ въ Божественность Іисуса Христа, и съ унитаріаниномъ, отрицающимъ догматъ о Троицѣ, и съ квакеромъ, не пріемлющимъ вообще никакихъ церковныхъ установленій» [18]. Это написано въ 1930-е годы. Нынѣ въ ВСЦ входятъ многія еретическія общества: ремонстранты-арминіане изъ Голландіи и нѣкоторыя крайне либеральныя религіозныя объединенія, отвергающія даже Крещеніе [19], хотя Самъ Христосъ ставитъ его абсолютнымъ условіемъ спасенія (Марк. 16, 16).

Входитъ и т. н. «церковь моравскихъ братьевъ», которая въ противоположность православному ученію объ оправданіи наряду съ вѣрою и дѣлами учитъ объ оправданіи одною вѣрою и, ставя дѣйственность таинствъ въ зависимость отъ достоинства ихъ совершителя, допускаетъ повторное Крещеніе [20], что полностью противорѣчитъ 10-му члену Сѵмвола вѣры — «Исповѣдую едино крещеніе во оставленіе грѣховъ».

/с. 16/ Теперь въ ВСЦ участвуютъ и несторіане, и монофизиты, и иконоборцы (протестанты и ихъ секты), даже нѣкоторыя сообщества безъ всякихъ церковныхъ признаковъ, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ греческій профессоръ-догматистъ Мегасъ Фарандасъ, присутствовавшій на VI ассамблеѣ ВСЦ въ Ванкуверѣ въ 1983 году: «Протестанты раздѣлились на сотни "церквей", многія изъ которыхъ лишены конкретнаго "вѣрую", а имѣютъ лишь соціальныя требованія, маскируемыя христіанскими лозунгами» [21]. Вотъ съ какими «христіанами» сотрудничаютъ на экуменическихъ, конференціяхъ во имя будущей «церкви» православные представители! На нихъ и самые отъявленные еретики считаются равноправными членами мистическаго тѣла Христова — Церкви, называются «церквами», не будучи таковыми, и самъ Экуменическій Совѣтъ въ Женевѣ дѣйствуетъ какъ «Всемірный Совѣтъ церквей».

Самимъ этимъ наименованіемъ Православная Церковь безцеремонно приравнивается ко всѣмъ т. н. «церквамъ», входящимъ въ ВСЦ. Конечная цѣль такого нивелированія — превратить понятіе Церковь изъ единственнаго въ своемъ родѣ (sui generis) понятія въ обыкновенное рядовое, т. е. въ абстракцію, равно объединяющую разнаго вида «церкви», что означаетъ полное упраздненіе догматическаго понятія о Церкви какъ единственнаго явленія въ мірѣ. Ибо разъ существуютъ разные виды церквей, то, выходитъ, Церкви какъ таковой просто нѣтъ!

Экуменизмъ гибеленъ и для инославныхъ и для православныхъ. Путемъ экуменизма инославные не обрѣтаютъ истину, а ею обладающіе православные удаляются отъ нея. Пояснимъ. Инославные, которые искренне ищутъ спасительной истины и возрождающей благодати, не могутъ обратиться къ святому Православію, участвуя въ экуменизмѣ, ибо они еще сильнѣе утверждаются въ своемъ заблужденіи, такъ какъ ВСЦ признаетъ ихъ сектантскія и еретическія общности «церквами». Какой же истинной Церкви они будутъ искать, имѣя свою «церковь» и свои «таинства»?! Св. Кипріанъ Карѳагенскій весьма мудро говоритъ, что «еретики никогда не придутъ въ Церковь, если мы будемъ утверждать ихъ въ убѣжденіи, будто и они имѣютъ церковь и таинства» [22]. Такимъ образомъ, «православные» экуменисты, признавая за еретическими общностями право называться «церквами», губятъ ихъ для Церкви!

Постоянно духовно-молитвенно общаясь съ инославными, сами православные участники экуменизма незамѣтно заражаются ихъ неправославными и крайне либеральными взглядами и теряютъ чистоту своей православной вѣры. Въ качествѣ примѣра упомянемъ греческаго богослова Никоса Ниссіотиса, испытаннаго экуменическаго дѣятеля и директора Института /с. 17/ воспитанія молодыхъ экуменистовъ въ Боссѣ (подъ Женевой). Подъ вліяніемъ общенія съ инославными онъ сталъ такимъ либераломъ въ богословіи, что, вопреки православной догматикѣ, принялся утверждать, будто:

1) «Есть только одна общность всѣхъ вѣрующихъ во Христа черезъ Духъ». (Тѣмъ самымъ Ниссіотисъ подмѣняетъ Православную Церковь нѣкоей «надконфессіональной общностью», упраздняя догматическую истину объ единой истинной Христовой Церкви — Православной);

2) «Церковь универсально едина и раскрывается вездѣ какъ таковая». (Слѣдовательно, для Ниссіотиса Церковь не только въ Православіи, а, въ качествѣ экуменической «универсальной церкви», объединяетъ и неправославныхъ);

3) «Никакая церковная общность не можетъ жить отдѣльно и въ сторонѣ отъ другихъ христіанъ и христіанскихъ общностей». (По мнѣнію Ниссіотиса, Православная Церковь не можетъ существовать внѣ еретическихъ общностей, что совершенно непріемлемо для православнаго христіанина, который знаетъ, что Православная Церковь прекрасно жила до сихъ поръ, не нуждаясь ни въ какомъ общеніи или союзѣ съ еретиками);

4) «Всѣ христіанскія общности требуютъ обновленія и глубокаго преобразованія». (По Ниссіотису, и Православная Церковь, какъ религіозная общность, нуждается въ экуменическомъ «обоснованіи»!) [23].

На этомъ Ниссіотисъ не остановился: къ новой экуменической общности онъ приложилъ сдѣланное св. апостоломъ Павломъ сравненіе Церкви какъ тѣла Христова съ различными членами (Рим. 12, 4-8; Ефес. 4, 15) [24].

Участіе въ экуменическомъ движеніи даетъ якобы каждой «церкви» право сохранить свою экклезіологію, хотя на дѣлѣ ей приходится относиться къ другимъ христіанскимъ общностямъ какъ равноправнымъ «церквамъ», въ которыхъ якобы тоже дѣйствуетъ единый Духъ. Будучи экуменистомъ, Ниссіотисъ не можетъ придерживаться иного взгляда и потому утверждаетъ: «Хотя въ экклезіологическомъ планѣ отношеніе каждой церкви къ другой (церкви) остается неизмѣннымъ, и хотя никакое публичное заявленіе ВСЦ, напримѣръ Торонтскій документъ, не требуетъ отъ одной церкви признанія церквами другихъ членовъ, участіе въ Совѣтѣ означаетъ, что каждая церковь должна осознать, что... не можетъ уже жить для себя, изолированно, что и другія христіанскія общности облагодатствованы Св. Духомъ особыми дарами» [25], «что универсальная церковь выходитъ за предѣлы исторической церкви, къ которой мы принадлежимъ» [26].

Погрязнувъ въ экуменизмѣ, неправедно учатъ не только отдѣльные православные богословы вродѣ Ниссіотиса. Сама /с. 18/ Константинопольская патріархія — «первенствующая» представительница Православія — сдѣлала по случаю 25-лѣтія ВСЦ заявленіе, въ которомъ экуменическому движенію дана высочайшая оцѣнка. Вмѣсто того чтобы порвать съ экуменизмомъ и хранить вѣрность православнымъ догматамъ и канонамъ, патріархія угодливо и безразсудно именуетъ его — «однимъ изъ путей, выбранныхъ Господомъ, дабы людямъ стала ближе новая заповѣдь о любви, дабы Церковь удѣлила больше вниманія Его заповѣди о примиреніи и единствѣ» [27].

Эти льстивыя слова — догматически невѣрны. Ошибочно думать, будто Господь выбралъ путь экуменизма, чтобъ посредствомъ его осуществлять заповѣдь о любви къ людямъ. Путь экуменизма есть путь синкретизма, путь поддержки разныхъ ересей и, какъ мы увидимъ дальше, искаженія догмата о Церкви, путь попранія Богоустановленныхъ каноновъ, путь измѣны Христу, — однимъ словомъ, путь отступничества отъ истины. Слѣдовательно, Богъ не выбралъ экуменизмъ, а попустилъ его въ наши апокалиптическія времена, «да откроются помышленія многихъ сердецъ» (Лук. 2, 35).

Константинопольская патріархія измѣняетъ самой себѣ и своимъ православнымъ традиціямъ, раболѣпно высказываясь въ угоду экуменизму, основу котораго составляетъ протестантизмъ со всѣми его направленіями, ересями и сектами, объединенными во Всемірномъ совѣтѣ «церквей». Иначе думалъ въ XVI вѣкѣ о только что появившихся протестантахъ-лютеранахъ доблестный защитникъ Православія Константинопольскій Патріархъ Іеремія II. Послѣ того какъ по ихъ просьбѣ онъ изъяснилъ сущность православной вѣры въ трехъ пространныхъ трактатахъ и убѣдился изъ ихъ отвѣтовъ, что они противятся истинѣ, Патріархъ написалъ: «Просимъ васъ не утруждать насъ болѣе, ни писать объ этомъ, ни посылать къ намъ, разъ вы свѣтильниковъ Церкви и богослововъ перетолковываете иначе, и, на словахъ почитая ихъ и превознося, на самомъ дѣлѣ отвергаете, и доказываете, что оружіе наше безполезно, т. е. святыя и божественныя ихъ слова, при помощи которыхъ мы могли бы и еще писать и опровергать васъ. Итакъ, избавьте насъ отъ хлопотъ! Идите своимъ путемъ и впредь о догматахъ намъ не пишите!» [28].

Участіе православныхъ въ экуменическомъ движеніи крайне опасно, такъ какъ незамѣтно ведетъ ихъ къ измѣнѣ православному «вѣрую», заставляя видѣть въ еретическихъ общностяхъ «церкви», якобы облагодатствованныя особыми дарами Св. Духа, и считать географически ограниченную Православную Церковь слишкомъ «малой», чтобы называться вселенской. «Вселенской», по мнѣнію экуменистовъ, можетъ быть лишь «универсальная церковь», т. е. объединеніе всѣхъ существующихъ /с. 19/ «церквей», равныхъ предъ Богомъ. По мнѣнію Висертъ-Хуфта (долголѣтняго генеральнаго секретаря ВСЦ), Іисусъ Христосъ живетъ во всѣхъ церквахъ, независимо отъ ихъ отличій другъ отъ друга [29].

Но развѣ могутъ существовать многія церкви, всѣ одинаково угодныя Богу? Вѣдь Господь Іисусъ Христосъ основалъ единую Церковь, внутренне объединяемую исповѣданіемъ единой вѣры православной, неизмѣнной по всему міру и на всѣ вѣка. На Первомъ Вселенскомъ Соборѣ въ 325 году св. царь Константинъ Великій въ «Посланіи къ епископамъ, не присутствовавшимъ на Соборѣ», заявилъ: «Спаситель нашъ благоволилъ имѣть единую Свою Вселенскую Церковь, дабы могли всѣ члены ея, какъ бы ни были разсѣяны по всѣмъ мѣстамъ, согрѣваться единымъ духомъ, т. е. единой Божественной волей» [30]. Самымъ безусловнымъ признакомъ принадлежности къ истинной Христовой Церкви служитъ полное исповѣданіе хранимой въ ней Истины. Св. Іоаннъ Кассіанъ отмѣчаетъ: «Безъ всякаго сомнѣнія, тотъ, кто не исповѣдуетъ вѣру Церкви, находится внѣ Церкви» [31]. То же самое подчеркиваетъ и Константинопольскій Патріархъ Іеремія II: «Члены Церкви Христовой всецѣло преданы истинѣ, а не всецѣло преданные истинѣ не суть члены Церкви Христовой» [32].

Итакъ, православный христіанинъ не долженъ участвовать въ экуменизмѣ, такъ какъ:

1) Онъ подмѣняетъ правильное понятіе о Церкви какъ ВСЕЛЕНСКОЙ, въ смыслѣ защищающей Богооткровенную истину, невѣрнымъ для Церкви опредѣленіемъ «универсальной» въ географически-вселенскомъ смыслѣ;

2) Предпочитаетъ количество, а не качество исповѣданія Истины;

3) Навязываетъ лжеученія, якобы «вселенскія», внѣ Истины;

4) Утверждаетъ неправославныхъ въ убѣжденіи, будто и они принадлежатъ къ Церкви;

5) Слѣдовательно, экуменизмъ препятствуетъ искреннимъ искателямъ Истины обрѣсти ее въ общеніи съ Православной Христовой Церковью!

Примѣчанія:
[1] Еп. Ѳеофанъ. Толкованіе пастырскихъ посланій св. ап. Павла. М., 1894. С. 62.
[2] Тамъ же. С. 63.
[3] Тамъ же. С. 191.
[4] Тамъ же. С. 309.
[5] Тамъ же. С. 310.
[6] Св. Симеонъ Новый Богословъ. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 307.
[7] В. Лосскій. О третьемъ свойствѣ Церкви // ЖМП. № 8. С. 73.
[8] Migne. PG. T. 5, Col. 1029.
[9] И. Анастасіу. Употребленіе слова «экуменикосъ» въ отношеніи къ соборамъ (по-греч.). Ѳессалоники, 1966. С. 10.
[10] Св. Василій Великій (ум. 379) не дожилъ до Второго Вселенскаго Собора (381), когда былъ принятъ Никео-Цареградскій Сѵмволъ вѣры какъ единое всеобщее исповѣданіе Православной вѣры.
[11] Св. Василій Великій. Творенія. СПб., 1911. Т. III. С. 213.
[12] Св. Іоаннъ Златоустъ. Творенія. СПб., 1905. Т. II, кн. 2. С. 692.
[13] Irenikon. 1973. № 4. P. 470-471.
[14] The Ecumenical Review. 1974. № 3. P. 478.
[15] Пространный христіанскій катехизисъ // М., 1894. С. 478.
[16] В. В. Болотовъ. Лекціи по исторіи Древней Церкви. СПб., 1907. Вып. I. С. 13.
[17] Годишник на Богословския факултет. София, 1947. Т. XXIV. С. 25.
[18] Л. Зандеръ. «И согласно славимъ Всесвятаго Духа». О сущности экуменическаго движенія. Парижъ, 1937. С. 2.
[19] ЖМП. 1972. № 11. С. 58.
[20] Lexikon für Theologie und Kirche. Bd. 2. 1958. S. 565.
[21] OT. 2.X.1983. C. 4. Кол. 2.
[22] Цитируется по: Дѣянія Совѣщанія главъ и представителей автокефальныхъ Православныхъ Церквей. М., 1949. Т. 2. С. 377.
[23] N. Nissiotis. Über die Ökumenische Bewegung // Ökumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 369.
[24] Тамъ же. S. 400-401.
[25] Тамъ же. S. 400.
[26] Тамъ же. S. 401.
[27] Ökumenische Rundschau. 1973, Hf. 4, S. 524.
[28] Іеремія II, Патріархъ Константинопольскій. Отвѣты лютеранамъ. М., 1866. С. 299-300.
[29] Ökumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 378.
[30] Дѣянія Вселенскихъ Соборовъ // Казань, 1887. Т. I. С. 76.
[31] «О воплощеніи Господа. Противъ Несторія». Кн. 3. Гл. 14. // Migne. PL. T. 50. Col. 70.
[32] Іеремія II. Ук. соч. С. 12.

Источникъ: Архим. Серафимъ (Алексіевъ), Архим. Сергій (Язаджіевъ). Почему православному христіанину нельзя быть экуменистомъ. / Пер. съ болгарскаго. — СПб.: Община Казанской церкви Воскресенскаго Новодѣвичьяго монастыря юрисдикціи Православной Церкви за границей, 1992. — С. 9-19.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.