Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Православное вѣроученіе

Объ экуменизмѣ.

Экуменизмъ — современное лжеученіе («ересь ересей»), искажающее православный догматъ о единствѣ и святости Церкви Христовой. Согласно его доктринѣ, созданная Господомъ Іисусомъ Христомъ и Святыми Апостолами Церковь нѣкогда раздѣлилась на части, «осколки» — различныя конфессіи (православіе, католицизмъ, протестантизмъ), въ каждомъ изъ которыхъ въ той или иной степени «содержится истина Божія и возможно душевное спасеніе». Это ложное ученіе, по началу чисто-протестантское, образовало мощную организацію дѣйствительно всемірнаго масштаба, располагающую огромными матеріальными средствами и возможностями, подъ названіемъ «Мірового Совѣта Церквей», къ которой впослѣдствіи также примкнули почти всѣ Православныя Помѣстныя Церкви. По словамъ архіеп. Аверкія (Таушева), эти новоявленные «православные "экуменисты" долгое время всѣхъ упорно увѣряли, что они вступили въ экуменическое движеніе съ единственной цѣлью — по внѣшности весьма благовидной — "свидѣтельствовать передъ инославными объ истинѣ св. Православія", "раскрывать передъ ними глубину и красоту св. Православія" и этимъ — "привлекать ихъ къ принятію св. Православія, отъ котораго они отпали". А что же получилось на дѣлѣ? Получилось явленіе порядка совершенно-обратнаго: не возвращеніе отпавшихъ ко св. Православію, а безмолвное, "символическое" признаніе неважности, несущественности всего того, чѣмъ отличается св. Православіе отъ инославія, что именно и вызвало отпаденіе отъ него, а вмѣстѣ съ тѣмъ и отъ Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви...». — Предлагаемый вашему вниманію трудъ двухъ болгарскихъ архимандритовъ Серафима (Алексіева) (†1993) и Сергія (Язаджіева) (†2008) является подробнымъ изслѣдованіемъ и изложеніемъ сущности этого, такъ широко развернувшагося нынѣ, экуменическаго движенія, несущаго въ себѣ страшную и разрушительную угрозу всему Православному міру.

Сочиненія противъ экуменизма

Архим. Серафимъ (Алексіевъ) († 1993 г.) и Архим. Сергій (Язаджіевъ) († 2008 г.)
ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТІАНИНУ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ЭКУМЕНИСТОМЪ.
(Переводъ съ болгарскаго. СПб. 1992)

Часть первая.
ЭКУМЕНИЗМЪ И ЕГО «ХРИСТІАНСКАЯ» ВИДИМОСТЬ.

5 ОСНОВАНІЕ:
Экуменизмъ отвергаетъ 10-е и 45-е Апостольскія правила, направленныя противъ молитвеннаго общенія съ еретиками.

Указанныя правила категорически — подъ страхомъ отлученія отъ Церкви — запрещаютъ православнымъ христіанамъ молиться вмѣстѣ съ отлученными отъ церковнаго общенія людьми. 10-е Апостольское правило гласитъ: «Если кто помолится съ отлученнымъ отъ церковнаго общенія, хотя бы и въ домѣ, да будетъ отлученъ!» Тоже 45-е: «Епископъ, пресвитеръ или діаконъ, помолившійся съ еретиками, да будетъ отлученъ! Если же позволитъ имъ совершать что-либо какъ служителямъ Церкви, да будетъ низвергнутъ!»

Эти правила могутъ показаться слишкомъ строгими въ нашу эпоху поголовнаго отступленія отъ вѣры. Но они въ своей основѣ имѣютъ Богооткровенное ученіе Церкви: Самъ Спаситель положилъ начало отлученію отъ Своей Церкви, сказавъ о нераскаянныхъ до конца грѣшникахъ: «Аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь!» (Мѳ. 18, 17), т.-е. да будутъ отлучены отъ Церкви! Любимый Христовъ ученикъ св. Іоаннъ Богословъ, называемый обычно «Апостоломъ любви», наставляетъ вѣрующихъ православныхъ христіанъ: «Кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего ученія, того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте его. Ибо привѣтствующій его участвуетъ въ злыхъ дѣлахъ его» (2 Ін. 1, 10-11).

На первый взглядъ эти слова какъ будто противорѣчатъ словамъ Спасителя въ Нагорной проповѣди: «Если вы привѣтствуете только братьевъ вашихъ, что особеннаго дѣлаете? Не такъ же ли поступаютъ и язычники?» (Мѳ. 5, 47), хотя въ сущности никакого, противорѣчія нѣтъ, ибо Спаситель имѣетъ въ виду любовь христіанина къ личнымъ врагамъ («любите враговъ вашихъ» — Мѳ. 5, 44), а св. Іоаннъ Богословъ говоритъ объ еретикахъ, которые являются врагами Божіими, и потому ихъ /с. 64/ слѣдуетъ остерегаться и избѣгать по указанной имъ причинѣ: «ибо привѣтствующій его участвуетъ въ злыхъ дѣлахъ его». Св. ап. Павелъ также пишетъ: «Завѣщаемъ вамъ, братія, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, удаляться отъ всякаго брата, поступающаго безчинно, а не по преданію, которое приняли отъ насъ (2 Ѳес. 3, 6).

Изъ сказаннаго явствуетъ, что приведенныя Апостольскія правила лишь повторяютъ и уточняютъ мысль Священнаго Писанія. Запрещеніе общаться съ еретиками ставитъ цѣлью не допускать заблужденію распространяться среди правильно вѣрующихъ. Заблужденіемъ же является всякое своемысліе, несогласіе съ Божественнымъ откровеніемъ. Въ Христовой Церкви недопустимо каждому вѣровать по-своему: никто не имѣетъ права выдумывать свою собственную вѣру. Члены Церкви обязаны «быть въ единомысліи между собою, по ученію Христа Іисуса» (Рим. 15, 5), имѣя «едину вѣру» (Еф. 4, 5). Въ противномъ случаѣ ярость и гнѣвъ ожидаетъ тѣхъ, «которые упорствуютъ и не покоряются истинѣ» (Рим. 2, 8).

Въ противоположность этому, Амстердамская экуменическая «Декларація религіозной свободы» (1948 г.) утверждаетъ, что «каждый имѣетъ право опредѣлять свою вѣру» и «каждое лицо имѣетъ право общаться съ другими (лицами)... въ религіозныхъ цѣляхъ» [136]. Налицо полное противорѣчіе амстердамскихъ рѣшеній слову Божію и основанныхъ на немъ Апостольскимъ правиламъ, выражающимъ голосъ Вселенской Православной Церкви!

Если станутъ возражать, что св. апостолы ходили къ іудеямъ и язычникамъ, то мы отвѣтимъ: да, они ходили съ цѣлью научить ихъ правой вѣрѣ, а не отступать отъ нея наподобіе нѣкоторыхъ «православныхъ» экуменистовъ. Св. ап. Павелъ, считая, что онъ долженъ всѣмъ — и эллинамъ и варварамъ (Рим. 1, 14), подчеркиваетъ, что онъ сдѣлался всѣмъ для всѣхъ, «чтобы спасти по крайней мѣрѣ нѣкоторыхъ» (1 Кор. 9, 22).

Для желающихъ остаться вѣрными Православію нѣтъ иного пути, какъ слѣдовать всѣмъ велѣніямъ и требованіямъ Православной Церкви, являющейся «столпомъ и утвержденіемъ» Истины» (1 Тим. 3, 15), что отрицаетъ большинство экуменистовъ. «Еще въ 1937 году, — пишетъ прот. Г. Разумовскій, — участники экуменическихъ конференцій разошлись съ православными въ понятіи о Церкви и не согласились признать ея необходимость какъ незыблемаго авторитета въ дѣлахъ вѣры. «Декларація религіозной свободы» окончательно ставитъ крестъ надъ Церковью: ея авторитетъ не нуженъ, каждый вѣрь и поступай какъ хочешь. Въ этомъ фактѣ мы видимъ осуществленіе исключительно протестантской идеологіи, въ которой человѣкъ философски утверждается мѣрой всѣхъ вещей» [137].

/с. 65/ Для истинно православныхъ христіанъ мѣрою всего остаются догматы и каноны, утвержденные на Семи Вселенскихъ Соборахъ, и особенно — 10-е и 45-е правила св. апостоловъ. Объясняя ихъ смыслъ, православный канонистъ епископъ Смоленскій Іоаннъ писалъ: «Правила стремятся охранять православныхъ христіанъ не только отъ еретическаго духа, но и отъ индифферентизма къ вѣрѣ и къ Православной Церкви, такъ какъ большая разница въ томъ: 1) терпѣть у себя заблужденныхъ въ вѣрѣ... и жить съ ними во внѣшнемъ гражданскомъ общеніи, и 2) вступать съ ними безразборно въ религіозное соприкосновеніе. Послѣднее означаетъ, что мы не только не стремимся къ обращенію ихъ въ Православіе, но и сами колеблемся въ немъ» [138].

Слѣдовательно, 10-е и 45-е Апостольскія правила категорически запрещаютъ молиться вмѣстѣ съ еретиками. Несмотря на это, «православные» экуменисты регулярно молятся на экуменическихъ собраніяхъ съ разными инославными и еретиками, въ результатѣ чего возникаетъ такое безразличіе къ Православію и его канонамъ, что «молитвенное» общеніе съ инославными предподносится «православными» экуменистами какъ великое достиженіе «братской любви»! Но неужели, создавая каноны, запрещающіе молитвенное общеніе съ еретиками, святые отцы во главѣ со св. апостолами были чужды братской любви?! Наоборотъ, Константинопольскій патріархъ св. Фотій прекрасно говоритъ: «Наилучшее общеніе есть общеніе въ вѣрѣ и въ истинной любви» [139].

Въ послѣднее время «общія молитвы» постепенно переходятъ въ т. н. «экуменическія богослуженія», каковыя совершаются при всѣхъ экуменическихъ встрѣчахъ. Напримѣръ, на сессіи Центральнаго Комитета ВСЦ на островѣ Критѣ «члены Центральнаго Комитета участвовали въ экуменическомъ богослуженіи, на которомъ протестантскіе представители, принимающіе интеркоммуніонъ, причастились» [140]. (И это происходило на православной землѣ!)

Вотъ какъ описывается въ статьѣ «Недѣля экуменическихъ молитвъ въ Женевѣ» состоявшееся тамъ молитвенное экуменическое общеніе. Въ русскомъ храмѣ Рождества Пресвятой Богородицы была совершена торжественная литургія епископомъ Звенигородскимъ Владиміромъ въ присутствіи множества инославныхъ экуменистовъ. Во время этой православной литургіи апостольское чтеніе было предоставлено старокатолику, Евангеліе прочелъ римокатоликъ, а проповѣдь произнесъ д-ръ Виссертъ Хуфтъ — протестантъ [141].

Въ «Журналѣ Московской Патріархіи» (1970, № 3, с. 6) читаемъ объ экуменической молитвѣ за христіанское единство въ одномъ изъ московскихъ храмовъ. Въ «молитвѣ» участвовали /с. 66/ православные архіереи вмѣстѣ съ представителями армянской и римокатолической церквей, съ пасторами методистской и баптистской сектъ, а также клириками и мірянами другихъ вѣроисповѣданій — нѣчто не слыханное и не допустимое св. канонами!

На V Генеральной ассамблеѣ ВСЦ въ Найроби, въ декабрѣ 1975 года, «молитвенное общеніе» между православными и протестантами дошло до такого безобразія, что нѣкоторыя православныя делегаціи открыто жаловались на печальные плоды совмѣстныхъ экуменическихъ молитвъ, гдѣ было отдано преимущество протестантскому богослуженію, а въ отношеніи къ православной была «допущена дискриминація древней литургической практики» [142]. Поэтому Священный Сѵнодъ Русской Православной Церкви во главѣ со Святѣйшимъ Патріархомъ Пименомъ въ своемъ «Посланіи о V ассамблеѣ ВСЦ и ея результатахъ» обоснованно отмѣтилъ, что: «На ассамблеѣ въ моменты нерѣдкихъ богослуженій и общественныхъ молитвъ обнаруживалась искусственно создаваемая атмосфера экзальтированности, которую нѣкоторые склонны были разсматривать какъ дѣйствіе Святого Духа. Съ православной /с. 67/ точки зрѣнія это можетъ квалифицироваться какъ возвращеніе къ нехристіанскому религіозному мистицизму (т. е. къ языческому бѣсовскому мистицизму), который не можетъ способствовать созданію подлинной молитвенной настроенности» [143].

Происшедшее на VI ассамблеѣ ВСЦ въ Ванкуверѣ въ іюлѣ-августѣ 1983 года превзошло все мыслимое, ибо вышло за рамки экуменической программы постепенности! 31 іюля была отслужена «экуменическая литургія», составленная французскимъ реформистомъ Максомъ Туріаномъ и принятая комиссіей «Вѣры и устройства» въ Лимѣ (Перу) въ январѣ 1982 г. Главнымъ совершителемъ этой «литургіи» былъ Кентерберійскій архіепископъ Рэнси, въ сослуженіи съ шестью протестантами, изъ коихъ двѣ женщины-священницы: Каролина Патіазина-Торчъ (реформатка изъ Индонезіи) и Элизабетъ Лиделъ (лютеранка изъ Даніи). Кромѣ нихъ въ чтеніи Священнаго Писанія и произнесеніи ектеній принимали участіе и «православные», дохалкидонцы и римокатолики. Нѣмецкій католическій епископъ Пауль Вернеръ прочиталъ Евангеліе, а русскій «православный» епископъ Кириллъ (б. ректоръ Ленинградской Духовной академіи, нынѣ митрополитъ Смоленскій и Калининградскій; [съ 2009 г. — патріархъ Московскій и всея Руси]) произнесъ слѣдующія слова прошенія: «Помолимся, чтобы мы могли вскорѣ достигнуть видимаго общенія въ тѣлѣ Христовомъ путемъ преломленія хлѣба и благословенія чаши вокругъ одного стола»! [144]. Кощунственный принципъ этихъ словъ «православнаго архіерея» не требуетъ комментаріевъ!

Своимъ «сослуженіемъ» въ этой «литургіи» всѣ «православные» участники грубо попрали не только 10-е и 45-е Апостольскія правила, но и все Православное Преданіе и особенно богодухновенное запрещеніе св. ап. Павла — женщинамъ не учительствовать въ Церкви (1 Тим. 2, 12; 1 Кор. 14, 34), а тѣмъ болѣе не служить «литургію»! Для VI ассамблеи характерно подчеркнутое возвеличиваніе женщинъ въ духѣ модной секулярной эмансипаціи, которая въ послѣднее время привела въ англиканствѣ къ провозглашенію женщинъ «священницами» и даже «епископами»!

Поднимая черезчуръ высоко авторитетъ женщинъ, протестанты забываютъ о самой великой и святой изъ женщинъ всѣхъ вѣковъ — о Пречистой Дѣвѣ Маріи, Богоизбранной Матери Господа нашего Іисуса Христа! И это несмотря на то, что Духъ Святой пророчествовалъ черезъ Ея уста, что Она будетъ ублажаемая всѣми родами (Лк. 1, 48)! Ублаженіе Божіей Матери, которое равночестно Ея прославленію, началось еще съ Благовѣщенія, когда св. Архангелъ Гавріилъ привѣтствовалъ Ее словами «Радуйся, благодатная! Господь съ Тобою! /с. 68/ Благословенна Ты въ женахъ!» (Лк. 16, 28). То же произошло при встрѣчѣ Пресвятой Дѣвы Маріи съ праведной Елисаветой, которая, исполнившись Духомъ Святымъ, повторила слова Архангела: «Благословенна Ты въ женахъ!» и прибавила: «И благословенъ Плодъ Чрева Твоего!» (Лк. 1, 41-42).

Прославленіе Божіей Матери продолжалось и позднѣе, когда Господь Іисусъ Христосъ вышелъ на общественную проповѣдь и изумлялъ народъ Своими благодатными словами (Лк. 4, 22); тогда одна женщина изъ народа въ восхищеніи воззвала къ Нему: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшіе!» (Лк. 11, 27). На это ублаженіе Своей Пречистой Матери Господь отвѣтилъ утвердительно: «Да [145], блаженны слышащіе слово Божіе и соблюдающіе его!» (Лк. 11, 28). Въ противоположность этимъ Господнимъ словамъ новый англійскій переводъ Библіи [146] утвердительное «Да!» Господа, утверждающаго заслуженное прославленіе Своей Преблагословенной Матери, замѣнилъ кощунственнымъ «Нѣтъ!», какъ будто Божія Матерь стоитъ ниже всякой грѣшницы!!!

Итакъ, протестанты, которые, отвергая Священное Преданіе, похваляются, будто твердо держатся Священнаго Писанія, на самомъ дѣлѣ грубо погрѣшаютъ противъ него. По обсуждаемому ими вопросу о рукоположеніи женщинъ во «священницы» они произносятъ дерзкое «да», тогда какъ Священное Писаніе говоритъ категорическое «нѣтъ» (1 Кор. 14, 34)! По вопросу же о прославленіи самой святой и благословенной Женщины — Пресвятой Богородицы — они дерзаютъ сказать «нѣтъ», хотя Самъ Господь Іисусъ Христосъ говоритъ: «Да!» (Лк. 11, 28).

Гдѣ же знаменитая вѣрность протестантовъ Священному Писанію?

Поскольку:

1) 10-е Апостольское правило запрещаетъ входить въ молитвенное общеніе съ отлученными отъ церковнаго общенія;

2) 45-е Апостольское правило низвергаетъ всякаго клирика, допустившаго еретикамъ совершать во храмѣ что бы то ни было какъ служителямъ Церкви;

3) Протестанты допускаютъ кощунственныя вольности въ «молитвахъ» и на VI ассамблеѣ ВСЦ въ экуменической литургіи участвовали «священницы», —

считаемъ непростительнымъ грѣхомъ православному христіанину быть экуменистомъ!

Примѣчанія:
[136] Цит. по: Прот. Г. Разумовскій. Амстердамъ и Православіе. // ЖМП. 1949. № 5. С. 61.
[137] Тамъ же. С. 62.
[138] Правила св. Православной Церкви съ толкованіями. Т. 1. С. 131-132.
[139] Цит. по: А. П. Лебедевъ. Исторія раздѣленія церквей въ IX, X и XI вѣкахъ. СПб., 1905. С. 47.
[140] ЖМП. 1967. № 11. С. 68.
[141] ЖМП. 1967. № 10. С. 65.
[142] ЖМП. 1976. № 4. С. 12.
[143] ЖМП. 1976. № 4. С. 12, кол. 1-11.
[144] Canvas. 1.8.1983. P. 1, 8. — ср.: ЖМП. 1983. № 9. С. 54.
[145] Таковъ грамматическій смыслъ употребленнаго греческаго слова μενοῦν, имѣющаго смыслъ утвердительнаго отвѣта (см.: A. Bailly. Dictionnaire grec-francais. Paris, 1910. P. 1251).
[146] The New English Bible. Oxford, 1962. P. 148.

Источникъ: Архим. Серафимъ (Алексіевъ), Архим. Сергій (Язаджіевъ). Почему православному христіанину нельзя быть экуменистомъ. / Пер. съ болгарскаго. — СПб.: Община Казанской церкви Воскресенскаго Новодѣвичьяго монастыря юрисдикціи Православной Церкви за границей, 1992. — С. 63-68.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.