Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

I. Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года.
1. Организація Собора.

Высшее Русское Церковное Управленіе заграницей еще въ Константинополѣ, вскорѣ послѣ своего переѣзда изъ Крыма, въ своихъ засѣданіяхъ, происходившихъ 6/19 — 8/21 апрѣля 1921 года, рѣшило созвать «Собраніе представителей Русской Православной Церкви заграницей для объединенія, урегулированія и оживленія церковной дѣятельности заграницей». Впослѣдствіи, когда Собраніе это состоялось, оно въ концѣ своихъ занятій, по предложенію владыки Антонія, переименовало себя въ «Русскій Заграничный Церковный Соборъ». Поводомъ къ переименованію Собранія въ Соборъ явилось то, что Почетный Предсѣдатель этого Собранія Сербскій Патріархъ Димитрій назвалъ Собраніе — Соборомъ и послѣ этого многіе члены Собранія ходатайствовали объ этомъ. Впослѣдствіи «Русскій Заграничный Церковный Соборъ» пріобрѣлъ широкую извѣстность подъ именемъ «Карловацкаго Собора».

Тщательная подготовка Собора началась съ перваго засѣданія Высшаго Церковнаго Управленія въ Ср. Карловцахъ, состоявшагося 9/22 іюля 1921 года подъ предсѣдательствомъ владыки Антонія. Было Выработано тогда «Положеніе о созывѣ Заграничнаго Собранія Россійскихъ Церквей», которое первоначально предусматривало, что въ Собраніи примутъ участіе представители всѣхъ заграничныхъ автономныхъ церквей, епархій, округовъ и миссій, пребывающихъ въ подчиненіи Святѣйшему Патріарху Всероссійскому. Предусматривалось, что выборы представителей на Собраніе будутъ произведены въ 15 округахъ, гдѣ имѣются русскіе епископы, и въ 16 раіонахъ, гдѣ имѣются русскіе приходы, но не имѣется епископовъ.

Округа — Сѣверная Америка, Японія, Китай, Финляндія, Эстонія, Латвія, Литва, Польша, Германія, Франція, Италія, Сербія, Болгарія, Турція и Дальній Востокъ. Раіоны — Швеція, Данія, Нидерланды, Бельгія, Испанія, Англія, Швейцарія, Чехія, Венгрія, Австрія, Румынія, Палестина, Греція и Бизерта. Предполагалось, что каждый округъ дастъ семь представителей — епископа, двухъ клириковъ и четырехъ мірянъ, а каждый раіонъ — одного клирика и двухъ мірянъ.

На самомъ дѣлѣ Соборъ прошелъ въ болѣе скромныхъ размѣрахъ, такъ какъ въ немъ совершенно не приняли участія всѣ тѣ окраины, которыя отдѣлились отъ Россіи и образовали самостоятельныя государства, такія, какъ Польша, Литва, Латвія, и проч. и не прибыли представители изъ отдаленныхъ мѣстъ — изъ Дальняго Востока и изъ Америки. На Соборѣ были представлены приходы тѣхъ русскихъ бѣженцевъ, которые къ этому времени успѣли уже разселиться въ разныхъ странахъ міра и образовали тамъ свои церковныя общины, а также нѣкоторая часть представителей русскихъ церквей, существовавшихъ заграницей до русской революціи.

Соборъ происходилъ подъ предсѣдательствомъ владыки Антонія въ зданіи Сербской гимназіи въ Ср. Карловцахъ при участіи 95 членовъ и 6 почетныхъ членовъ — трехъ русскихъ и трехъ сербовъ. На Соборѣ принимали участіе 11 русскихъ епископовъ: митрополитъ Антоній, архіепископъ Евлогій, архіепископъ Анастасій, епископъ Гавріилъ, епископъ Михаилъ, епископъ Веніаминъ, епископъ Серафимъ, епископъ Ѳеофанъ, епископъ Аполлинарій, епископъ Сергій и епископъ Даміанъ. Въ Соборѣ не принималъ участія митрополитъ Платонъ, который въ это время былъ уже въ Америкѣ и архіепископъ Ѳеофанъ (Быстровъ), находившійся въ Европѣ.

Члены Собора были: по положенію — предсѣдатель, члены и секретари Высшаго Церковнаго Управленія, пребывающіе заграницей русскіе епископы и члены Всероссійскаго Церковнаго Собора, происходившаго въ Москвѣ; по выборамъ были представители — отъ Константинопольскаго округа, Германіи, Болгаріи, Чехо-Словакіи, Греціи, Франціи, Англіи, Италіи, Швейцаріи, Сербіи, отъ военно-морскихъ церковныхъ организацій, отъ штаба Главнокомандующаго Русской арміей, отъ раіона Бизерты; по приглашенію Высшаго Церковнаго Управленія, представитель отъ монашествующаго духовенства и по приглашенію епархіальныхъ преосвященныхъ. На Соборѣ присутствовали два сербскихъ архіерея: митрополитъ Иларіонъ и епископъ Максимиліанъ. Изъ членовъ Собора было 22 священнослужителя, остальные міряне.

Собору предшествовали Церковныя Собранія по округамъ — Константинопольскомъ, Сербскомъ, Болгарскомъ и въ Западной Европѣ.

По Положенію предполагалось, что епископы не будутъ принимать участія въ голосованіяхъ, а будутъ только на своихъ совѣщаніяхъ выносить рѣшенія объ утвержденіи или пересмотрѣ рѣшеній Собора, предполагалось также учрежденіе Пресвитерскаго Совѣта изъ священниковъ, который будетъ разсматривать тѣ вопросы, «которые клириками будутъ признаны необходимыми разсмотрѣть въ Пресвитерскомъ Совѣтѣ». Учреждалось также Совѣщаніе Епископовъ, къ которому должны были «восходить на утвержденіе всѣ рѣшенія Общаго Церковнаго Собранія, Совѣта Собранія и Пресвитерскаго Совѣта». Эти рѣшенія принимали силу лишь послѣ подписанія епископами постановленія объ ихъ утвержденіи. Однако, на первымъ же дѣловомъ засѣданіи Собора было рѣшено, что епископы будутъ голосовать вмѣстѣ съ остальными членами Собора и былъ упраздненъ Пресвитерскій Совѣтъ. Совѣщаніе же Епископовъ сохранило свои полномочія.

Товарищами Предсѣдателя Собора были избраны — архіепископъ Анастасій, протоіерей Сергій Орловъ, А. П. Крупенскій и кн. Ширинскій-Шихматовъ. Старшимъ Секретаремъ Голиковъ, Секретарями — протоіерей Писарчикъ и Скрынченко.

Были образованы отдѣлы подъ предсѣдательствомъ епископовъ: Высшаго и окружного церковнаго управленія — митрополитъ Антоній, приходскій — епископъ Михаилъ, хозяйственный — епископъ Аполлинарій, судебный — епископъ Ѳеофанъ, просвѣтительный — епископъ Гавріилъ, миссіонерскій — епископъ Серафимъ, военно-церковный — епископъ Веніаминъ, духовнаго возрожденія — архіепископъ Анастасій.

Почетнымъ предсѣдателемъ Собора былъ Сербскій патріархъ Димитрій и предполагалось, что онъ лично посѣтитъ Соборъ, но неожиданно произошло событіе, которое разстроило это посѣщеніе и принесло немало огорченій для владыки Антонія. Дѣло въ томъ, что къ этому времени еще не утихла острота вражды, которая существовала между сосѣдними славянскими государствами — Югославіей и Болгаріей, воевавшими между собою въ великую войну и отношенія между Сербской Церковью и Болгарской далеко еще не наладились. И вотъ на Соборъ изъ Софіи прибылъ Болгарскій митрополитъ Стефанъ и привезъ съ собой привѣтствіе отъ Болгарскаго Синода. Это вызвало неудовольствіе Сербской іерархіи и патріархъ Димитрій отказался посѣтить Русскій Соборъ, сославшись на свою занятость и усталость. Болгарскій митрополитъ Стефанъ, узнавъ о неудовольствіи Сербской іерархіи, покинулъ Соборъ, оставивъ Собору привѣтствіе отъ Болгарскаго Синода, на которое Соборъ отвѣтилъ благодарностью за пріемъ въ Болгарію русскихъ бѣженцевъ. Вскорѣ послѣ этого Соборъ получилъ также и телеграфное привѣтствіе отъ Сербскаго патріарха Димитрія, а также почти отъ всѣхъ Сербскихъ архіереевъ. Впослѣдствіи вражда между Сербской и Болгарской іерархіей сгладилась и отношенія установились между ними вполнѣ дружественныя.

Вообще владыка Антоній въ отношеніи Болгарской Церкви находился въ весьма трудномъ положеніи. Дѣло въ томъ, что Болгарская Церковь съ 1872 года находилась подъ запрещеніемъ Константинопольской Патріархіи, въ составъ которой она въ то время канонически входила. Владыка Антоній еще въ Россіи весьма ревновалъ о снятіи этого запрещенія, но тѣмъ не менѣе признавалъ его вполнѣ дѣйствительнымъ, что, конечно, вызывало неудовольствіе Болгарской іерархіи. Теперь дѣло осложнялось еще тѣмъ, что въ Болгарію прибыло свыше 30 тысячъ бездомныхъ русскихъ бѣженцевъ въ томъ числѣ много духовенства и нѣсколько архіереевъ, нашедшихъ въ этой странѣ братскій и гостепріимный пріютъ.

Въ связи съ этимъ Соборомъ Русскихъ Архіереевъ на этомъ Заграничномъ Церковномъ Соборѣ было принято слѣдующее рѣшеніе о литургическомъ общеніи русскаго духовенства съ болгарскимъ.

«Съ Болгарской Церкви схизма не снята, но принимая во вниманіе, что во время войны балканскихъ христіанъ съ турками въ 1912 году греческія духовныя лица не уклонялись отъ служенія съ болгарскими клириками въ надеждѣ на скорое соединеніе, Соборомъ русскихъ православныхъ архіереевъ, съѣхавшихся въ ноябрѣ 1921 года на Русскій Всезаграничныій Церковный Соборъ, въ виду исключительныхъ условій, связанныхъ съ пребываніемъ множества русскихъ въ Болгаріи, разрѣшено русскимъ православнымъ священникамъ принимать участіе въ сослуженіи съ болгарскими православными епископами въ болгарскихъ церквахъ, а болгарскимъ епископамъ служить въ русскихъ православныхъ церквахъ, равно какъ и православнымъ русскимъ епископамъ разрѣшено служить въ сослуженіи съ болгарскими православными священниками, но не дозволено еще русскимъ епископамъ служеніе съ болгарскими епископами».

Впослѣдствіи схизма съ Болгарской Церкви была снята Константинопольской Патріархіей послѣ второй міровой войны.

Соборъ былъ открытъ 8/21 ноября 1921 года въ праздникъ Св. Архистратига Божія Михаила. Владыка въ этотъ день совершилъ въ Патріаршемъ Каѳедральномъ Соборѣ въ Ср. Карловцахъ литургію и послѣ нея молебенъ Пресвятой Богородицѣ и Св. Архистратигу Божію Михаилу. Нѣкоторые изъ членовъ Собора исповѣдывались и пріобщались Св. Таинъ Христовыхъ. 9/22 ноября начались дѣловыя засѣданія, которыя закончились 19 ноября / 2 декабря. Соборъ продолжался 11 дней и былъ завершенъ благодарственнымъ молебномъ, также совершеннымъ владыкой Антоніемъ. Соборъ привѣтствовалъ Югославянскаго Короля Александра I-го и проживавшую въ Даніи вдовствующую Государыню Императрицу Марію Ѳеодоровну, отъ которыхъ получилъ милостивые отвѣты.

Среди полученныхъ Соборомъ многочисленныхъ привѣтствій особенно значительнымъ было привѣтствіе Собору отъ генерала П. Н. Врангеля, который тогда еще носилъ званіе Главнокомандующаго Русской Арміей. Привѣтствіе Собору генералъ Врангель прислалъ черезъ своего представителя генерала Никольскаго. Привѣтствіе это гласило слѣдующее.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 9-13.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.