Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

I. Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года.
5. Посланіе Міровой Конференціи отъ имени Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора
[1].

Среди множества народовъ, которые получили право голоса на Генуэзской конференціи, не будетъ только представительствовать двухсотмилліонный народъ русскій, потому что невозможно же назвать его представителями, и притомъ единственными, его же поработителей, какъ нельзя было въ средніе вѣка признать гунновъ представителями франкскихъ и германскихъ племенъ Европы, хотя среди гуннскихъ вождей, конечно, успѣвали втереться нѣсколько процентовъ предателей изъ народовъ европейскихъ какъ и среди нашихъ коммунистовъ — евреевъ, латышей и китайцевъ — втерся извѣстный процентъ русскихъ, и то преимущественно не на первыхъ роляхъ. Впрочемъ, если бы вожди большевиковъ и не были инородцами и иновѣрцами, то и тогда какая же логика можетъ признать право народнаго представительства за тѣми, кто поставилъ себѣ цѣлью совершенно уничтожитъ народную культуру, т. е. прежде всего то, чѣмъ народъ жилъ почти тысячу лѣтъ — его религію, чѣмъ продолжаетъ жить и теперь, перенося жестокое гоненіе на свою родную вѣру, будучи лишенъ самыхъ священныхъ для него — Московскихъ Кремлевскихъ — храмовъ и всѣхъ почти русскихъ монастырей, бывшихъ въ его глазахъ свѣточами жизни, разсѣянными по лицу всей земли русской? Завоеватели-большевики казнили сотнями тысячъ русскихъ людей, а теперь милліонами морятъ ихъ голодомъ и холодомъ: гдѣ было слышно, чтобы интересы овечьяго стада представляли, собою его истребители — волки? Если бы спросить еще не растерзанныхъ волками овецъ, чтобы онѣ желали для своего благополучія, то въ отвѣтъ послышался бы одинъ дружный вопль: уберите отъ насъ волковъ. Такъ было бы, если бы овцы могли говорить; такъ оно и есть съ русскимъ народомъ, который до того забитъ и терроризированъ, что не можетъ поднять голоса и лишенъ физической возможности дать себя услышать просвѣщенной Европѣ и всему міру.

Однако, такого общаго голоса не лишена трехмилліонная русская эмиграція, которая тоже есть подлинный народъ русскій выступившій въ свое время съ оружіемъ въ рукахъ на защиту своего отечества на всѣхъ его окраинахъ въ рядахъ Добровольческихъ Армій, или присоединившійся къ ихъ работѣ въ званіи духовныхъ пастырей, учителей, докторовъ сестеръ милосерідія и т. д. и повлекшій за собой свой семьи. Сверхъ того, среди эмигрантовъ цѣлые полки и даже дивизіи доблестныхъ казаковъ и даже тысячи вѣрныхъ совѣсти калмыковъ-буддистовъ.

Вотъ эта то эмиграція, въ которой воплотились и интеллектъ и активная воля русскаго народа, объединилась заграницей изъ трехъ, и даже четырехъ, частей свѣта на церковномъ Соборѣ въ Сербіи въ Сремскихъ Карловцахъ въ полномъ составѣ своихъ іерарховъ и въ числѣ выборныхъ представителей отъ каждой значительной колоніи въ ноябрѣ истекшаго года.

Соборъ этотъ единогласно уполномочилъ свой президіумъ обратиться къ Міровой Конференціи съ мольбой о спасеніи того народа, который въ продолженіи почти двухъ вѣковъ съ рыцарскимъ самоотверженіемъ бросался въ середину международныхъ драмъ на защиту угнетенныхъ, на защиту права и человѣчности, не ища ничего для себя, а выполняя свое призваніе служить всему человѣчеству. Мы не говоримъ уже о всей самоотверженной многовѣковой работѣ русскихъ, избавившихъ отъ рабства и религіознаго гоненія христіанъ Балканскаго полуострова и славянъ Восточной Европы, а просимъ припомнить 1814-1815 годы, 1848 и 1877-1878, когда военные подвиги нашихъ армій водворили въ Европѣ законность и миръ, а намъ не дали ничего кромѣ потерь и страданій.

Или, можетъ быть, 20 вѣкъ не признаётъ ни благодарности, ни справедливости, ни выполненія союзническихъ обязательствъ, а только выгоду и борьбу за существованіе. Не хотѣлось бы этого допустить: хотѣлось бы вѣрить, что потомки рыцарей Крестовыхъ походовъ и соотечественники знаменитыхъ философовъ, филантроповъ и миссіонеровъ не утеряли того духа, который поставилъ Европу во главу объединяемаго наукой и культурой человѣчества, и поставилъ не такимъ способомъ, какимъ большевики овладѣли Россіей, т. е. не попраніемъ всѣхъ моральныхъ ограниченій злой воли, не монополизаціей смертоносныхъ орудій-пушекъ, пулеметовъ — противъ невооруженныхъ милліоновъ мирныхъ жителей, — но силой мысли, знанія и благодѣтельныхъ изобрѣтеній техники. Хотѣлось бы вѣрить, что этическое начало не исключено Конференціей даже въ отношеніяхъ международныхъ.

Но, если бы нашлись среди членовъ послѣдней такіе голоса, которые бы настаивали на полномъ исключеніи изъ международныхъ отношеній всякаго нравственнаго начала, ограничивая ихъ борьбой за существованіе и за выгоды, то мы бы просили ихъ обратить вниманіе вотъ на какую сторону дѣла.

Согласитесь, что даже въ разсчетахъ чисто утилитарныхъ, всякій мудрый предприниматель имѣетъ въ виду выгоду не одного только хозяйственнаго года, но и дальнѣйшихъ лѣтъ, иначе, онъ будетъ повергнутъ въ печальныя условія жизни, а сосѣди подвергнутъ его осмѣянію.

Спрашивается, какія могутъ быть дальнѣйшія послѣдствія для Европы и другихъ странъ, если онѣ поддержатъ большевиковъ? Элементовъ, сродныхъ нравственному нигилизму послѣднихъ, имѣется довольно въ каждомъ народѣ, о чемъ свидѣтельствуютъ переполненныя тюрьмы и мѣста ссылки. А съ паденіемъ религіи въ послѣднія 50-100 лѣтъ во всѣхъ странахъ западной культуры естественно усиливается жажда земныхъ наслажденій, т. е. богатства и власти, а вмѣстѣ съ ними и зависть къ тѣмъ, кто всего этого достигъ, или кому это дано, по заслугамъ-ли, или по благоволенію фортуны.

Такихъ элементовъ много и среди полуинтеллигентной части европейскаго общества. Десятая заповѣдь для нихъ не существуетъ: они уже довольно напитались противоположными идеями сознательныхъ нарушителей нравственныхъ началъ общественной жизни.

Сколько энергіи государственной жизни расходуется на борьбу съ такими элементаміи населіенія, на охраненіе отъ нихъ парламентовъ и школы, сколько общественныхъ силъ отвлекается отъ сознательной работы на внутреннюю самозащиту государства.

Теперь пусть подумаютъ вершители судебъ человѣчества, какое гибельное оружіе даютъ они, въ руки всѣхъ преступныхъ, аморальныхъ и безрелигіозныхъ элементовъ своего населенія, если Всемірная Конференція, замѣнившая теперь совѣтъ королей и папы введетъ въ свою среду убійцъ и цареубійцъ, предателей своего отечества, разбросавшихъ въ чужія руки сотни тысячъ квадратныхъ километровъ своей территоріи и десятки милліоновъ населенія, вовсе того не желавшаго и временно примирившагося со своей фиктивной свободой только для того, чтобы не быть подъ пятой большевиковъ.

Если на Конференціи или послѣ Конференціи выяснится, что большевитская власть въ Россіи признана полноправной, то въ одномъ государствѣ за другимъ начнутся большевитскіе перевороты, когорые, какъ это всѣмъ извѣстно, настойчиво подготовляются интернаціоналомъ во всѣхъ народахъ. Ихъ неуспѣхъ или медлительность въ достиженіи полнаго успѣха зависитъ 1) отъ непризнанія большевиковъ всѣми правительствами, 2) отъ страшныхъ бѣдствій голода, холода и эпидемій, разразившихся надъ Россіей по причинѣ большевитской неурядицы. Однако, русскіе палачи, ведущіе энергичную пропаганду, настойчиво и не безъ успѣха убѣждаютъ и русское и иностранное населеніе въ томъ, что неизлечимость этихъ бѣдствій имѣетъ причиной прекращеніе дипломатическихъ сношеній съ Европой, лишающее Россію транспорта и, слѣдовательно, пріобрѣтенія хлѣба, лѣкарствъ и другихъ произведеній индустріи.

Съ пріобрѣтеніемъ большевиками иностраннаго транспорта и товаровъ, ихъ друзья разсѣютъ свои сомнѣнія и опасенія, а признаніе большевиковъ правительствами, то есть торжественное отреченіе народовъ отъ моральнато начала и принесеніе его въ жертву эвдемонистическому, усыпитъ совѣсть аморальныхъ революціонныхъ элементовъ населенія, ибо хотя и раньше въ международныхъ отношеніяхъ ея веленіе часто пренебрегалось, но все же извѣстный минимумъ правды сохранялся, и европейская дипломатія до сего времени не рѣшалась пачкать себя общеніемъ съ торжествющими преступниками, убійцамй своего Вѣрнѣйшаго Вѣнценоснаго союзника, съ предателями родной арміи, съ истребителями родного народа. Если же теперь правительства отрекутся отъ всякихъ своихъ нравственныхъ обязательствъ, то преступная часть населенія скоро возметъ верхъ въ разныхъ государствахъ, и тогда картины русскихъ поголовныхъ избіеній цѣлыхъ городовъ, жестокихъ пытокъ, грабежей и насилій будутъ находить себѣ мѣсто и въ прочихъ государствахъ Европы и другихъ частей свѣта.

Тогда сбудется печальное предсказаніе величайшаго мірового писателя Достоевскаго, написанное имъ за 50 лѣтъ до революціи. «Хотя революція начнется въ Россіи, но здѣсь ей не долго пановать; ея подлинное гнѣздо будетъ въ Европѣ, она кончится въ Россіи и перекатится въ Европу: правда, ея не ждутъ, но и въ XVIII вѣкѣ ея не ждали во Франціи, какъ это видно по путешествіямъ Карамзина и Шиллера, а послѣ новой революціи въ Европѣ все лопнетъ («Дневникъ Писателя», 21, 470). Этотъ писатель мечталъ даже о томъ, что возрожденная страданіями Россія еще разъ спасетъ Европу, какъ спасала уже нѣсколько разъ. Конечно, послѣдняя мысль представляется, къ сожалѣнію, мало вѣроятной; но несомнѣнно то, что союзъ державъ съ большевиками поселитъ въ сердцахъ русскаго народа неизгладимое чувство оскорбленія и жажду мести, хотя и не похвальную, но весьма естественную, даже для русской доброй души. Уже и въ настоящее время на сердцѣ русскаго народа лежитъ тяжелый камень огорченія заброшеннаго друзьями, отданнаго на истребленіе внутреннимъ врагамъ узника.

Впрочемъ, нашъ народъ незлопамятенъ — онъ все прощаетъ людямъ за исправленіе ихъ вины. Ему невѣдома вѣковая международная вражда.

Народы Европы! Народы Міра! Пожалѣйте нашъ добрый, открытый, благородный по сердцу народъ русскій, попавшій въ руки міровыхъ злодѣевъ! Не поддерживайте ихъ, не укрѣпляйте ихъ противъ Вашихъ дѣтей и внуковъ! А лучше помогите честнымъ русскимъ гражданамъ. Дайте имъ въ руки оружіе, дайте имъ своихъ добровольцевъ и помогите изгнать большевизмъ — этотъ культъ убійства, грабежа и богохульства изъ Россіи и всего міра. Пожалѣйте бѣдныхъ русскихъ бѣженцевъ, которые за свой патріотическій подвигъ обречены среди Васъ на голодъ и холодъ, на самыя черныя работы, которые принуждены забывать все, чему учились и быть лишенными, даже такихъ необходимыхъ удобствъ жизни, которыя доступны послѣднему неграмотному чернорабочему. Они въ лицѣ доброй своей половины офицеровъ, генераловъ и солдатъ готовы взяться за оружіе и идти съ походомъ въ Россію, чтобы выручить ее изъ цѣпей постыднаго рабства разбойниковъ. Помогите имъ осуществить свой патріотическій долгъ, не дайте погибнутъ вашей вѣрной союзницѣ — Россіи, которая никогда не забывала своихъ друзей и отъ души прощала тѣхъ, кто временно былъ ея врагомъ.

Если поможете возстановиться исторической Россіи, то скоро исчезнутъ тѣ, пока не разрѣшимыя политическія и экономіическія затрудненія, которыя по всему міру сдѣлали жизнь столь тяжелой; тогда только возвратится на землю «желанный для всѣхъ людей миръ» (Ефес. 8, 13).

Предсѣдатель Высшаго Русскаго Церковваго Управленія Заграницей

Антоній, митрополить Кіевскій и Галицкій.       

*     *     *

Намъ неизвѣстно, было ли это посланіе оглашено, на Генуэзской конференціи и какое тамъ оно произвело впечатлѣніе, но во всякомъ случаѣ оно крайне встревожило совѣтское правительство, какъ это будетъ видно изъ дальнѣйшаго изложенія.

Примѣчаніе:
[1] Положеніе совѣтской власти въ порабощенной ею Россіи послѣ побѣдоноснаго для большевиковъ окончанія гражданской войны на всѣхъ фронтахъ было весьма труднымъ. Надвинувшійся на Россію голодъ, эпидемія холеры, всеобщее разочарованіе народа въ совѣтской власти грозили ей полной катастрофой. Она во что чтобы то ни стало нуждалась въ поддержкѣ и признаніи со стороны Европы и эту поддержку она нашла въ Англіи въ Великобританскомъ правительствѣ во главѣ съ Ллойдъ-Джорджемъ. Генуэзской конференціи предшествовали слѣдующія событія. 3 іюня 1920 года Ллойдъ-Джорджъ въ Палатѣ Общинъ сообщилъ о томъ, что Верховный Совѣтъ Англіи въ январѣ мѣсяцѣ 1920 года рѣшилъ начать торговлю съ совѣтской Россіей и что апрѣльская конференція въ Санъ Ремо рѣшила уполномочить представителей союзныхъ правительствъ встрѣтиться съ Красинымъ и съ русской торговой делегаціей въ цѣляхъ немедленнаго возстановленія торговли между Россіей и другими странами при посредствѣ «русскихъ кооперативныхъ организацій и друтими способами».
       Затѣмъ было рѣшено, что делегаты союзниковъ должны обсудить совмѣстно съ русскими делегатами «наилучшіе методы устраненія препятствій на пути установленія мирныхъ торговыхъ отношеній въ общеевропейскихъ интересахъ». Этимъ была предрѣшена судьба бѣлыхъ армій, сражавшихся на различныхъ фронтахъ противъ большевиковъ. Союзниками было рѣшено прекратить какую бы то ни было ихъ поддержку.
       Дѣло въ томъ, что союзныя государства поддерживали бѣлыя арміи до окончательной побѣды надъ Германіей, послѣ же этой побѣды Ллойдъ-Джорджъ рѣшилъ оставить бѣлыя арміи и войти въ соглашеніе съ большевиками.
       Переговоры велись въ теченіе двухъ лѣтъ. Противъ сближенія съ большевиками возражала Франція, которая очень опасалась возрожденія Германіи въ союзѣ съ большевиками. Часть общественнаго мнѣнія Англіи также критически относилась къ сближенію съ СССР. Успѣхъ съ заключеніемъ торговаго договора съ Англіей очень ободрилъ большевиковъ и по этому поводу въ «Извѣстіяхъ» 1 января 1922 года было напечатано слѣдующее:
       «Торговый договоръ съ Англіей — было первымъ фактическимъ признаніемъ совѣтской власти крупнымъ государствомъ. Но это еще не юридическое признаніе. Затѣмъ мы имѣемъ новый этапъ. Мы имѣемъ договоры съ Норвегіей и Австріей (отчасти съ Италіей), которые уже приближаются къ юридическому признанію совѣтскаго правительства, по крайней мѣрѣ, въ томъ смыслѣ, что наше представительство признаётся тамъ единственнымъ Россійскимъ представительствомъ. Наконецъ, теперь въ перспективѣ и быть можетъ не очень отдаленной, вырисовывается торжественное международное юридическое признаніе совѣтскаго правительства всѣми крупными государствами, не говоря уже о всякой сошкѣ, которая плетется и будетъ плестись въ хвостѣ за великими державами.
       Побѣда далеко неполная. «Великія» державы милостивно готовы насъ допустить, но притомъ еще и раздумываютъ — допускать или еще нѣсколько оттянуть признаніе».
       6 января 1922 года на конференціи въ Каннахъ было рѣшено пригласить делегатовъ совѣтскаго правительства принять участіе въ экономической и финансовой международной конференціи, которая откроется въ Генуѣ въ началѣ марта мѣсяца 1922 года. Приглашеніе совѣтскому правительству было послано отъ Верховнаго Совѣта союзныхъ державъ за подписью предсѣдателя совѣта министровъ Италіи Бономи. Это рѣшеніе не встрѣтило сочувствія во Франціи, что нашло себѣ отраженіе въ статьяхъ «Танъ» и въ Соединенныхъ Штатахъ. «Манчестеръ Гардіанъ» въ январѣ мѣсяцѣ 1922 года писалъ: «Однимъ изъ самыхъ крупныхъ затрудненій между Франціей и Великобританіей въ настоящее время служитъ русскій вопросъ».
       Успокаивая общественное мнѣніе Англіи, Ллойдъ-Джорджъ въ концѣ января мѣсяца 1922 года на собраніи правительственной партіи въ Лондонѣ передъ 6.000 слушателей, защищая свою политку сближенія съ большевиками, заявилъ: «Мы народъ купцовъ. Торговать можно и съ людоѣдами».
       Соединенные Штаты, возглавляемые президентомъ Хуверомъ, отказались принять участіе въ Генуэзской конференціи.
       Генуэзская конференція открылась 10 апрѣля 1922 года въ Генуѣ при участіи около 1.000 делегатовъ подъ предсѣдательствомъ Итальянскаго премьера Факта при фактическомъ руководствѣ ею Ллойдъ-Джорджемъ. Совѣтская делегація была представлена Чичеринымъ, Красинымъ, Литвиновымъ, Іоффе, Рудзтакомъ и другими опытнѣйшими международными дѣльцами. Глава совѣтской делегаціи Чичеринъ на первомъ же засѣданіи демагогически предложилъ всѣмъ государствамъ всеобщее разоруженіе. Представитель французскаго правительства Барту немедленно выступилъ противъ совѣтскаго предложенія, заявивъ, что, если оно будетъ поставлено на обсужденіе, то французская делегація покинетъ конференцію. Конференція продолжалась свыше мѣсяца и много разъ судьба ея была на волоскѣ. Черезъ эту конференцію большевики открыли для себя путь къ международному признанію, застраховались отъ международной интервенціи и вступили въ хозяйственныя соглашенія съ важнѣйшими государствами, а затѣмъ, вскорѣ получили отъ нихъ и юридическое признаніе. Изъ великихъ державъ дольше всѣхъ воздерживались отъ признанія безбожной и кровавой власти большевиковъ Соединенные Штаты, въ которыхъ лишь правительство Рузвельта во время 2-ой міровой войны, начавшейся въ 1941 году, признало большевиковъ, какъ законное правительство порабощенной Россіи.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 17-24.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.