Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

I. Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года.
8. Чадамъ Русской Православной Церкви, въ разсѣяніи и изгнаніи сущимъ.

Возлюбленные о Христѣ Іисусѣ!

Карающая десница Господня простерта надъ нами. За тяжкіе грѣхи безмѣрно страдаетъ Русь, разсѣяны по всему свѣту русскіе люди.

Нѣтъ мѣры и границъ преступленіямъ, осквернившимъ русскую землю. Осквернены храмы, поруганы святыни, идетъ борьба противъ Бога, льется кровь.

Пролита кровь даже и Помазанника Божія, мученически закончившаго свой земной путь.

Оскудѣла земля, гибнутъ люди, безбожна власть, въ гоненіи Церковь.

Во тьмѣ русская земля, и человѣческій разумъ напрасно ищетъ путей спасенія.

Милосердіе Божіе на грани отчаянія оставило обезумѣвшему отъ ужаса и скорби народу неугасимый свѣточъ — Церковь Православную.

Въ путяхъ Промысла было возглавить Церковь русскую Святителемъ Патріархомъ, дабы въ единствѣ церковномъ жила надежда и единства русскаго.

Въ скорби и мукахъ русскіе люди въ Россіи прибѣгаютъ подъ кровъ церковный.

Переполнены храмы, неустанно несется вопль покаянія, мольба о милосердіи, о власти, охраняющей жизнь и трудъ, оберегающей душу христіанскую. Еще не исполнилась мѣра гнѣва Божія, не прекратились скорби.

Нашъ долгъ на чужбинѣ, въ разсѣяніи сохранившихъ жизнь, и не знающихъ скорбей, которыя истребляютъ родную землю и ея народъ — быть едиными въ христіанскомъ духѣ, собранными подъ знаменами Креста Господня. Подъ сѣнью Вѣры Православной, въ уставахъ Церкви Русской.

Наша неотступная молитва къ Богу Милосердному — да будетъ непрестаннымъ воздыханіемъ — да проститъ Господь и намъ и землѣ нашей тяжкіе грѣхи и преступленія наши, да просвѣтитъ нашъ разумъ свѣтомъ истины, сердце — пламенемъ любви; да укрѣпитъ волю на путяхъ правды.

Издревле спасалась и въ вѣкахъ строилась русская земля вѣрою, молитвами святителей и подвижниковъ, трудами царственныхъ Помазанниковъ своихъ.

И нынѣ пусть неусыпна пламенѣетъ молитва наша — да укажетъ Господь пути спасенія и строительства родной земли; да дастъ защиту Вѣрѣ и Церкви и всей землѣ русской и да осѣнитъ онъ сердце народное; да вернетъ на всероссійскій Престолъ Помазанника, сильнаго любовію народа, законнаго православнаго Царя изъ Дома Романовыхъ.

Молясь о прощеніи грѣховъ, прося свѣта въ путяхъ будущаго, да возьметъ на себя всякій тяготу брата своего, дабы объединенные вѣрою и любовію мы всѣ вошли въ домъ свой, когда Господь откроетъ намъ двери, какъ единое стадо Единаго Пастыря, съ жертвенною готовностію служить родной землѣ и благу народному.

Да благословитъ Богъ всякій трудъ и подвигъ на пользу Церкви православной и освященнаго ею строительства Государства Россійскаго.

Предсѣдатель Русскаго Заграничнаго Церковнаго Собора

Митрополитъ Антоній.       


Кто былъ авторомъ Посланія намъ неизвѣстно, но во всякомъ случаѣ не самъ владыка Антоній, такъ какъ онъ непосредственнаго участія въ Отдѣлѣ Духовнаго Возрожденія Россіи, выработавшаго и принявшаго этотъ текстъ Посланія, не принималъ.

Послѣ оглашенія этого воззванія и преній по этому вопросу, отъ имени 34 членовъ Собранія, было подано слѣдующее заявленіе.

«Мы, нижеподписавшіеся, заявляемъ, что данная большинствомъ Отдѣла Духовнаго Возрожденія Россіи постановка вопроса о монархіи съ упоминаніемъ при томъ и династіи, носитъ политическій характеръ и, какъ таковая, обсужденію Церковнаго Собранія не подлежитъ; посему мы въ рѣшеніи этого вопроса и голосованіи не считаемъ возможнымъ принять участіе». Подписали нѣсколько епископовъ во главѣ съ архіепископомъ Евлогіемъ, въ томъ числѣ Сербскій епископъ Максимиліанъ, 14 священниковъ и 16 мірянъ.

Архіепископъ Евлогій въ своей рѣчи «по порядку голосованія» указалъ, что воззваніе заключаетъ въ себѣ двѣ мысли: а) о монархіи и б) о династіи. На первой мысли мы всѣ согласились, ибо она была представлена въ церковномъ освѣщеніи, вторая мысль — чисто политическая — встрѣчаетъ наше разногласіе. Нужно голосовать сначала первую мысль, потомъ вторую, причемъ необходимо огласить заявленіе группы членовъ Собранія, которые воздерживаются отъ голосованія; наконецъ нужно голосовать все обращеніе въ цѣломъ. Возражая члену Собранія Н. Е. Маркову, архіепископъ Евлогій говоритъ: «Докладчикъ Отдѣла г. Марковъ утверждаетъ, что въ проектируемомъ воззваніи нѣтъ никакой политики. Это невѣрно: если идея о Монархѣ православномъ, какъ Божіемъ Помазанникѣ, можетъ трактоваться съ церковной точки зрѣнія и въ церковномъ освѣщеніи, то идея династіи, конечно, никакого церковнаго характера не имѣетъ и, какъ таковая, не подлежитъ обсужденію церковнаго Собранія, низводя его на степень обыкновенныхъ политическихъ собраній. Напрасно и совершенно несправедливо Н. Е. Марковъ называетъ насъ, меньшинство, противниками Царственнаго Дома Романовыхъ. Я глубоко и благоговѣйно чту память Царя Мученика Николая II и его Царственной Семьи и, если бы оправдались слухи о томъ, что всѣ они живы, я считалъ бы это величайшимъ счастьемъ для Россіи».

«Я полагаю, далѣе, — говоритъ архіеіпископъ Евлогій, — вмѣстѣ съ моими противниками, что Россіи необходимъ Царь законный, изъ Дома Романовыхъ, и, если бы я присутствовалъ не на Соборѣ, а на какомъ-либо политическомъ собраніи, я горячо бы ратовалъ за эту мысль, но я продолжаю утверждать, что мысль эта всецѣло въ сферѣ политическихъ воззрѣній и поэтому она не можетъ быть предложена для обсужденія на Церковномъ Соборѣ».

Митрополитъ Антоній въ отвѣтъ на это заявленіе указалъ, что «вопросъ о династіи не политическій, а чисто церковный, ибо отвергать этотъ вопросъ — значитъ отвергать существующіе никѣмъ не отмѣненные основные законы, соглашаться съ такъ называемыми «завоеваніями революціи», т. е. одобрить низверженіе Государя и Царственной Династіи, уничтоженіе русскаго народа и вмѣстѣ съ тѣмъ подвергать народъ русскій кровопролитію и ужасамъ бонапартизма и самозванщины. Вопросъ этотъ моральный, нравственный, а слѣдовательно и чисто церковный».

Владыка Антоній, какъ въ этомъ случаѣ, такъ и во всей своей дальнѣйшей поддержкѣ монархичеокаго движенія, непоколебимо стоялъ на основѣ «Утверженной Граматы Собора 1613 года» [1], призвавшаго на царство царя Михаила Ѳеодоровича Романова со всѣмъ его потомствомъ и давшаго Россіи 300-лѣтнее процвѣтаніе и могущество. Отклоненіе отъ этого принципа, по мнѣнію владыки Антонія, было бы признаніемъ въ той или иной формѣ законности богоборческой революціи.

Послѣ разъясненій владыки Антонія Посланіе было принято въ редакціи, предложенной 51 членами Собора, среди которыхъ было семь епископовъ, во главѣ съ владыкой Антоніемъ, семь священниковъ и 37 мірянъ.

Важно отмѣтить, что въ числѣ членовъ Собора, голосовавшихъ за предложенную редакцію Посланія, какъ это видно изъ оффиціальнаго отчета о Соборѣ, были всѣ представители Арміи, кромѣ ген. Соловьева, а именно: — ген. И. Г. Барбовичъ, А. П. Архангельскій, Д. Н. Потоцкій, В. Э. Эккъ, В. П. Никольскій, кап. I-го ранга Андросовъ, кап. II ранга Б. П. Апрѣлевъ. Впослѣдствіи, однако, оказалось, что Армія стала на позицію такъ называемаго «непредрѣшенчества».

Для каждаго безпристрастнаго читателя совершенно очевидно, что съ точки зрѣнія совѣтской власти совершенно безразлично, о какой монархіи будетъ говорить эмиграція, для большевиковъ опасно то, что эмиграція призываетъ къ вооруженному сверженію совѣтской власти и къ возстановленію монархической Россіи. Чѣмъ ярче, побѣдоноснѣе и доступнѣе для русскаго народа девизъ эмиграціи, тѣмъ большее ожесточеніе и ненавистъ онъ вызываетъ у большевиковъ. Между тѣмъ на владыку Антонія послѣ Собора посыпались обвиненія въ томъ, что онъ, настоявъ на принятіи Соборомъ призыва къ возстановленію законной монархіи, тѣмъ «внесъ въ Церковь политику». Тогда владыка Антоній для объясненія своихъ воззрѣній на отношеніе Церкви къ вопросамъ государственнаго бытія Россіи помѣстилъ въ газетахъ статью «Церковность или политика», которую мы приводимъ ниже.

Призваніе Русскаго народа на возстановленіе монархіи въ Россіи являлось грозной опасностью для совѣтской власти, и вотъ большевики съ присущими имъ ухищреніями весьма ловко воспользовались намѣтившимся расхожденіемъ въ русской эмиграціи, раскололи ее, обезвредили ее для себя, лишили Русскій народъ его вождей и удержались у власти на неопредѣленно долгое время, вопреки всякой очевидности объ обреченности ихъ противоестественной и насильственной власти [2].

Разъяснительная статья владыки Антонія, помѣщенная в печати и въ отчетѣ о Заграничйомъ Церковномъ Соборѣ, гласила слѣдующее:

Примѣчаніе:
[1] Рукопись граматы, въ двухъ экземплярахъ, скрѣплена печатями и подписями высшихъ митрополитовъ, епископовъ, настоятелей монастырей, бояръ, окольничихъ и выборныхъ отъ дворянъ, приказныхъ, посадскихъ и сельскихъ людей. Одинъ экземпляръ хранился въ Московской Оружейной Палатѣ, другой въ Московскомъ Государственномъ Древлехранилищѣ. «Утвержденная Грамата» гласитъ слѣдующее:
       «Послалъ Господь Богъ Свой Святый праведный Духъ въ сердца всѣхъ православныхъ хрестьянъ, яко едиными усты вопіяху, что быти на Владимерскомъ и на Московскомъ и на всѣхъ государствахъ Россійскаго Царствія Государемъ царемъ и великимъ княземъ, всеа Русіи самодержцемъ — тебѣ великому государю Михаилу Ѳедоровичу».
       «Цѣловали есмы животворящій крестъ и обѣтъ дали — что за великаго государя, Богомъ почтеннаго и Богомъ избраннаго и Богомъ возлюбленнаго, царя и великаго князя Михаила Ѳедоровича, всея Руси самодержца, и за его благовѣрную царицу и великую княгиню, и за ихъ царскіе дѣти, которыхъ имъ, государемъ нашимъ, впередъ Богъ дастъ, души свои и головы положити, и служити имъ, государемъ нашимъ, вѣрою и правдою, душами своими и головами... И иного государя, мимо государя, царя и великаго князя Михаила Ѳедоровича, всея Руси самодержца, и ихъ царскихъ дѣтей, которыхъ имъ, великимъ государемъ, впередъ Богъ дастъ, — не искати и не хотѣти. А хто похощетъ мимо государя царя и великаго князя Михаила Ѳедоровича, всея Руси самодержца, и ихъ царскихъ дѣтей, которыхъ, государемъ, впередъ Богъ дастъ, искати и хотѣти иного государя изъ какихъ людей ни буди, или какое лихо похочетъ учинити, и намъ бояромъ, и окольничимъ, и дворянамъ, и приказнымъ людямъ, и гостемъ, и дѣтемъ боярскимъ и всякимъ людемъ, на того измѣнника, стояти всею землею за одинъ».
       «Прочтоша сію Утверженную Грамату на Вселенскомъ Соборѣ, и выслушавъ на большое во вѣки укрѣпленіе, — быти такъ во всемъ по тому, какъ въ сей Утверженной Граматѣ писано. А кто убо не похощетъ послушати сего Соборнаго Уложенія, его же Богъ благослови, и начнетъ глаголати ина, и молву въ людехъ чинити, и таковый, аще отъ священныхъ чину, и отъ бояръ царскихъ синклитъ и воинственныхъ, или инъ хто отъ простыхъ людей, и въ какомъ чину ни буди, по священнымъ правиломъ святыхъ апостолъ и вселенскихъ седми соборовъ святыхъ отецъ и помѣстныхъ, и по Соборному Уложенію всего Освященнаго собора, чину своего изверженъ будетъ, и отъ Церкви Божіи отлученъ и святыхъ Христовыхъ Таинъ пріобщенія, яко раскольникъ Церкви Божія, и всего православнаго хрестьянства мятежникъ и разоритель закону Божію, по царскимъ закономъ месть воспріиметъ, и нашего смиренія и всего Освященнаго Собора не буди на немъ благословенія отнынѣ и до вѣка... Да будетъ твердо и неразрушимо въ предыдущія лѣта, въ роды и роды; и не прейдетъ ни едина черта или іота едина отъ написанныхъ въ ней, ни чесоше. И тако вси вкупе совѣщавшеся, и твердымъ согласіемъ Святаго Духа, положивша ю въ хранила царскіе, къ докончальнымъ и утвержденнымъ, граматамъ».
       «А на соборѣ были Московскаго государства изо всѣхъ городовъ Россійскаго Царствія власти митрополиты, и епископы, и архимандриты, и игумены, и протопопы, и весь Освященный Соборъ, и бояре, и окольничіе, и чашники, и стольники, и стряпчіе, и думные дворяне, и діяки, и жильцы, и дворяне большіе, и дворяне изъ городовъ, и діяки изъ приказовъ, и головы стрелецкіе, и всякіе приказные и дворовые люди, и гости, и сотники стрелецкіе, и атаманы казачьи, и стрельцы и казаки, и торговые и посадскіе, и всякихъ чиновъ всякіе служилые и жилецкіе люди, и изо всѣхъ городовъ всего Россійскаго Царствія выборные люди, которые присланы съ выборы за всякихъ людей руками о государскомъ обиранье».
       «А уложена бысть сія Утверженная Грамата, за руками и за печатми великаго государя нашего Царя и великаго князя Михаила Ѳедоровича, всея Русіи Самодержца, въ царствующемъ градѣ Москвѣ, въ первое лѣто царства Его, а отъ созданія міра 7121-го».
[2] Вся русская эмиграція въ политическомъ отношеніи могла быть раздѣлена на четыре группы: 1) монархисты, которые были наиболѣе многочислены по своему составу — подавляющее число духовенства, военныхъ, помѣщиковъ, чиновниковъ, простыхъ крестьянъ и проч. Но это была наименѣе обезпеченная и наимѣнее вліятельная заграницей группа; 2) національный центръ — это либеральствующая интеллигенція, банковскіе круги, промышленники, ¾ кадетской партіи — то, что составляло въ 4-ой Государственной Думѣ «прогрессивный блокъ» 3) лѣво-кадетская группа во главѣ съ Милюковымъ и въ союзѣ съ эсеровцами и 4) смѣновѣховцы. Всѣ эти группы рѣзко враждовали между собой, причемъ эту вражду ловко поддерживали между ними совѣтскіе агенты. Вражда эта доходила до того, что 28 марта 1922 года въ Берлинѣ на докладѣ П. Н. Милюкова въ него стрѣляли и былъ убитъ видный кадетскій дѣятель Набоковъ. Стрѣлявшій будто бы кричалъ: «Это месть за царя».
       Первая группа это были безоговорочные монархисты. Вторая группа готова была допустить въ Россіи царя, но при условіи, чтобы онъ былъ бы въ ихъ распоряженіи, а третья и четвертая были открытыми противниками царской власти. Возникшіе впослѣдствіи младороссы были особымъ явленіемъ. Во всякомъ случаѣ представители эмиграціи вели между собой напряженную борьбу за власть въ будущей Россіи, наивно предполагая, что большевики будутъ быстро свергнуты въ Россіи.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 28-34.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.