Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

I. Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года.
11. Ко всѣмъ вѣрующимъ въ Бога Правительствамъ и народамъ всего міра.

Среди многихъ воззваній и объявленій о сборѣ пожертвованій на погибающій отъ неурожая и голода русскій народъ, къ вамъ, народы всего міра, обращается теперь съ тою же мольбой о несчастныхъ жителяхъ Россіи ея заграничный Церковный Соборъ, собравшійся въ Сремскихъ Карловцахъ въ Сербіи 8-22 ноября ст. ст. сего года въ составѣ 13 епископовъ и представителей всѣхъ заграничныхъ русскихъ колоній. Соборъ сей собрало Высшее Русское Церковное Управленіе заграницей, временно замѣняющее для русскихъ эмигрантовъ верховнаго пастыря православной Россіи Патріарха Тихона, который первый возвысилъ голосъ съ призывомъ всего міра на помощь голоднымъ.

Однако онъ лишенъ возможности почтовыхъ сношеній съ заграницей и потому Заграничный Церковный Соборъ вслѣдъ за своимъ Патріархомъ вторично возвышаетъ голосъ и сообщаетъ всему міру о невыносимомъ бѣдствіи, постигшемъ несчастную Россію. Двадцать пять милліоновъ русскихъ людей въ разнообразныхъ мѣстностяхъ ничего не получили отъ своихъ воздѣланныхъ нивъ: все сожжено солнцемъ, и несчастные земледѣльцы, а также жители городовъ, обезумѣвъ отъ ужаса и голода, несутся, куда глаза глядятъ въ разныя стороны, разоряя все по пути и десятками тысячъ умирая по дорогѣ отъ голоднаго изнеможенія и холеры.

Народы всего міра! Ваша помощь для этихъ несчастныхъ бѣглецовъ уже опоздала: они въ большинствѣ своемъ обречены на ужасную смерть, но, если не подоспѣетъ помощь для прочихъ жителей голодающихъ мѣстностей, для тѣхъ, которые еще доѣдаютъ въ домахъ своихъ послѣднія крохи, то и они бросятся бѣжать на ту же неминуемую гибель, и все современное человѣчество будетъ виновато въ этихъ ужасныхъ милліонныхъ жертвахъ.

Много различныхъ учрежденій, международныхъ и русскихъ, обращаются ко всѣмъ за помощью голодающимъ. Русскій Заграничный Соборъ не думаетъ препятствовать или соревновать имъ, но съ благодарнымъ чувствомъ желаетъ имъ всякаго успѣха. Если же и онъ протягиваетъ міру свою просящую руку для голодныхъ соотечественниковъ, то вотъ почему. Голодомъ охвачены у насъ многія племена едва ли не всѣхъ извѣстныхъ вѣроисповѣданій: православнаго, старообрядческаго, католическаго, армянскаго, протестантскихъ ученій, магометанскаго, буддійскаго, іудейскаго. Наша духовная организація будетъ озабочена тѣмъ, чтобы послѣдователи всѣхъ этихъ ученій получили лепту помощи потому, что мы будемъ распредѣлять ее по возможности черезъ учителей религіи. Затѣмъ, мы знаемъ, что большая часть человѣчества склонна творить милостыню именно, какъ дѣло Божіе, въ надеждѣ, что она будетъ подаваться и приниматься съ молитвою.

Въ нашей Божіей книгѣ — Новый Завѣтъ — написано, что когда, вскорѣ послѣ Христа въ Іерусалимѣ случился голодъ, то вѣрующіе другихъ странъ «положили, каждый по достатку своему, послать пособіе братіямъ, живущимъ въ Іудеѣ, что и сдѣлали, пославъ собранное пресвитерамъ чрезъ Варнаву и Савла» (Дѣян. II, 29 и 30). И нынѣ вѣрующіе во Христа среди всѣхъ народовъ стараются творить все такъ, какъ было при Его ученикахъ, и потому они предпочли бы свою собранную милостыню послать въ Россію чрезъ здѣшнихъ представителей церкви къ тамошнимъ пресвитерамъ.

Но многіе и изъ тѣхъ народовъ, которые не знаютъ Христа и его Апостоловъ, желаютъ, чтобы милостыня ихъ шла чрезъ служителей Бога ихъ единовѣрцамъ въ Россіи или всѣмъ вообще голодающимъ не только добрымъ, но и грѣшникамъ: «да будете (по слову Христову) сынами Отца вашего Небеснаго: ибо онъ повелѣваетъ солнцу Своему восходить надъ злыми и добрыми, и посылаетъ дождь на праведныхъ и неправедныхъ» (Матѳ. 5, 45).

Тѣмъ народамъ и отдѣльнымъ лицамъ, которые желаютъ поступить по сему правилу, мы совѣтуемъ посылать свою денежную милостыню, а также почтовыя посылки по адресу: Сербія, Сремски Карловци, Патріархія, Высшее Церковное Управленіе заграницей, а снаряжаемые вагоны и пароходы на имя Всероссійскаго Патріарха Тихона въ пограничные города или въ Константинополь, Россійское Посольство, Архіепископу Анастасію или въ г.г. Ригу, Ревель, Гельсингфорсъ мѣстному православному архіерею для Патріарха Тихона въ Москвѣ.

Предсѣдатель Русскаго Заграничнаго Церковнаго Собора

Митрополитъ Антоній.       


По этому обращенію была собрана сравнительна незначительная сумма, кажется около 1  мил. дин., приблизительно 20 т. долларовъ, котарая разными способами была направлена въ Россію. Самая же дѣйствительная и мощная поддержка голодающимъ была оказана изъ Америки, откуда была отправлена въ Россію спеціальная Миссія для помощи голодающимъ во главѣ съ г. Хуверомъ. Широкой организаціи помощи голодающимъ черезъ Церковь и приходы, какъ это будетъ видно изъ дальнѣйшаго изложенія, воспрепятствовала совѣтская власть.

По порученію Собора владыкой Антоніемъ былъ составленъ и опубликованъ рядъ посланій отъ имени Собора ко всѣмъ православнымъ русскимъ бѣженцамъ заграницей, русскимъ старообрядцамъ — бѣженцамъ въ Лондонѣ и заграничныхъ городахъ и весяхъ, посланіе во Вселенскій Патріархатъ (о закрытіи допуска русскихъ на св. Аѳонъ), русскимъ православнымъ женщинамъ и о спиритизмѣ, магнетизмѣ, теософіи и прочихъ оккультныхъ вымыслахъ. Важнѣйшія изъ этихъ посланій напечатаны нами въ 5-мъ томѣ «Жизнеописанія» (стр. 9, 39-50). Соборомъ также были составлены основные тезисы обличенія лжеученія соціализма.

Русскій Заграничный Соборъ до крайности встревожилъ совѣтскую власть, представители которой съ присущимъ имъ чутьемъ ясно поняли, что, если русскіе люди дружно объединятся вокругъ того знамени, которое поднято на этомъ Соборѣ, то совѣтская власть будетъ низвергнута и поэтому въ Москвѣ были приняты самыя энергичныя мѣры для того, чтобы расколоть русскую эмиграцію какъ въ церковномъ, такъ и въ политическомъ отношеніи. Какое-либо сочувствіе Карловацкому Собору считалось совѣтской властью кошмарнымъ преступленіемъ, влекшимъ за собой немедленный разстрѣлъ уличенныхъ въ этомъ, самого же владыку Антонія заграницей представители тѣхъ круговъ, которые хотѣли удержатъ февральскую революцію, обвиняли въ томъ, что, настоявъ на необходимости указать династію Романовыхъ, какъ путъ побѣды надъ революціей и возстановленія Россіи, онъ тѣмъ самымъ отягчилъ положеніе духовенства въ Россіи, давъ возможность совѣтской власти обвинять русское духовенство въ его сочувствіи контръ-революціи. При этомъ намѣренно упускалось изъ виду, что совѣтская власть, по самой природѣ своей, власть безбожная и что она поставила своей, прямой цѣлью и неуклонной задачей уничтоженіе какой угодно цѣной всего духовенства и что единственный путь спасенія былъ — поднять весь народъ на борьбу съ безбожной властью и свергнуть ее, какъ это сдѣлалъ въ свое время патріархъ Гермогенъ. Въ частныхъ разговорахъ владыка Антоній тогда разъяснялъ, что, если русскіе люди не станутъ на этотъ путь, то совѣтская властъ удержится неопредѣленно долгое время, что съ точностью и исполнилось. Патріотическое, сознаніе русской интеллигенціи, русскаго просвѣщеннаго общества, было помрачено. Русское общество оказалось неспособнымъ къ быстрому духовному и государственному возрожденію.

Вскорѣ послѣ окончанія Заграничнаго Русскаго Церковнаго Собора Сербскимъ Патріархомъ Димитріемъ была получена отъ Патріарха Тихона, изъ Москвы, грамата, послѣдовавшая въ отвѣтъ на извѣстительное посланіе Сербскаго Патріарха отъ 15/28 августа 1921 года о возстановленіи Сербской Патріархіи и его восхожденіи на Сербскій Патріаршій Престолъ.

Грамата эта слѣдующая:

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 39-42.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.