Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
2. Посланіе Святѣйшаго Патріарха Тихона къ чадамъ Православной Церкви по случаю заключенія большевиками Брестъ-Литовскаго мира
[1].

Несчастный русскій народъ, вовлеченный въ братоубійственную кровавую войну, нестерпимо жаждалъ мира, какъ нѣкогда народъ Божій жаждалъ воды въ палящей зноемъ пустынѣ. Но не было у насъ Моисея, который бы напоилъ свой народъ чудодѣйственной водой, и не ко Господу, своему Благодѣтелю воззвалъ народъ о помощи; явились люди, отрекшіеся отъ вѣры, гонители Церкви Божіей, и они дали народу миръ. Но тотъ ли это миръ, о которомъ молится Церковь, котораго жаждетъ народъ?

Заключенный ими миръ, по которому отторгаются отъ насъ цѣлыя области, населенныя православнымъ народомъ, и отдаются на волю чужого по вѣрѣ врага, а десятки милліоновъ православныхъ людей попадаютъ въ условія великаго духовнаго соблазна для ихъ вѣры; миръ, по которому даже искони православная Украина отдѣляется отъ братской Россіи и стольный городъ Кіевъ, мать городовъ, колыбель нашего крещенія, хранилище святынь, перестаетъ быть городомъ державы Россійской; миръ, отдающій нашъ народъ и русскую землю въ тяжкую кабалу, — такой миръ не дастъ народу желаннаго отдыха и успокоенія, Церкви же Православной принесетъ великій уронъ и горе, а отечеству неисчислимыя потери.

А между тѣмъ, у насъ продолжается все та же распря, губящая наше отечество. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается съ каждымъ днемъ. Голодъ усиливается, и, чтобы ослабить его, грозятъ даже изгнать изъ столицы мирныхъ жителей, не знающихъ гдѣ имъ преклонить голову. Рабочимъ угрожаетъ лишеніе заработка, возвращающіеся изъ полковъ воины не находятъ работы. Умножаются грабежи и убійства, и для борьбы съ ними населеніе часто прибѣгаетъ къ ужасному самосуду.

Устранитъ ли объявленный миръ эти вопіющія настроенія? Не принесетъ ли онъ еще большихъ скорбей и несчастій? Увы! оправдываются слова пророка: «Они говорятъ: миръ, миръ, а мира нѣтъ». Нѣтъ мира и нѣтъ радости — спутницы мира.

Мы призываемся совѣстію своей возвысить голосъ свой въ эти ужасные дни и громко объявить предъ всѣмъ миромъ, что Церковь не можетъ благословить заключенный нынѣ отъ имени Россіи позорный миръ; этотъ миръ, принужденно подписанный отъ имени русскаго народа. Въ немъ посѣяны сѣмена злобы и человѣконенавистничества. Въ немъ зародыши новыхъ войнъ и золъ для всего человѣчества. Можетъ-ли примириться русскій народъ со своимъ униженіемъ? Можетъ ли онъ забыть разлученныхъ отъ него по крови и вѣрѣ братьевъ? И Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не возносить благодарственнаго моленія Господу Богу за прекращеніе кровопролитія, не можетъ теперь иначе, какъ съ глубокой скорбью, взирать на эту видимость мира, который не лучше войны.

Передъ лицемъ страшнаго совершающагося надъ страною нашею Суда Божія, соберемся всѣ вокругъ Христа и Святой Его Церкви. Будемъ молить Господа, чтобы смягчилъ сердца наши братолюбіемъ и укрѣпилъ ихъ мужествомъ, чтобы Самъ Онъ даровалъ намъ мужей разума и совѣта, вѣрныхъ веленіямъ Божіимъ, которые исправили бы содѣянное злое дѣло, возвратили отторгнутыхъ и собрали расточенная.

Взываю ко всѣмъ вамъ, архипастыри, пастыри, сыны мои и дщери о Христѣ: спѣшите съ проповѣдью покаянія, съ призывомъ къ прекращенію братоубійственныхъ распрей и разрушенія, съ призывомъ къ миру, тишинѣ, къ труду, любви и единенію.

Патріархъ Тихонъ. —       

Примѣчаніе:
[1] 26 ноября 1917 года большевицкій Главнокомандующій прапорщикъ Крыленко, послѣ революціоннаго развала Русской Арміи, обратился по радіо къ германцамъ съ предложеніемъ перемирія. Послѣ длительныхъ переговоровъ и ультимативнаго наступленія германцевъ 23 февраля 1918 года Ленинъ съ центральнымъ комитетомъ большевиковъ принялъ условія германскаго ультиматума.
       Этотъ договоръ приводилъ къ отторженію отъ Россіи Финляндіи, Украины, Крыма, Прибалтійскаго края, Литвы, Польши, Грузіи, Батума, Карса и Ардагана. Этимъ договоромъ Россія отрѣзалась отъ Чернаго и Балтійскаго морей и лишалась жизненно необходимыхъ условій для своего экономическаго развитія, теряла обороноспособные рубежи, культурные и промышленные центры. Россія политически отбрасывалась назадъ къ началу XVII вѣка, теряя все что было пріобрѣтено за три столѣтія усиліями русскихъ царей и императоровъ.
       Въ экономическомъ отношеніи на Россію легли непосильныя тяготы, т. к. былъ возстановленъ съ Германіей договоръ 1904 г. съ измѣненіями въ пользу Германіи. Обусловлена была уплата убытковъ, понесенныхъ при революціи, или по совѣтскому законодательству, — лицамъ нѣмецкаго происхожденія и въ скрытомъ видѣ наложена была и контрибуція въ 6 милліардовъ золотыхъ марокъ. Всѣ огромные военные матеріалы на территоріи занятой нѣмцами переходили въ ихъ собственность.
       Въ военномъ отношеніи Россія обязалась демобилизовать армію, разоружить флотъ и до выполненія всѣхъ условій мира нѣмцы могли занять весь Западный край до линіи Нарва—Рогачевъ. Отпускались всѣ военноплѣнные, а въ оккупированныхъ областяхъ русскіе должны были работать на нѣмцевъ въ качествѣ дружинъ рабочихъ, становясь въ положеніе рабовъ.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 51-53.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.