Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
3. Посланіе Святѣйшаго Тихона Патріарха Московскаго и всея Россіи по поводу годовщины совѣтской власти.
Совѣту Народныхъ Комиссаровъ).

«Всѣ, взявшіе мечъ, мечемъ погибнутъ» (Матѳ. 26, 52).

Это пророчество Спасителя обращаемъ мы къ вамъ, нынѣшніе вершители судебъ нашего отечества, называющіе себя «народными» комиссарами. Цѣлый годъ вы держите въ рукахъ своихъ государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революціи; но рѣками политая кровь братьевъ нашихъ, безжалостно убитыхъ по вашему призыву, вопіетъ къ небу и вынуждаетъ насъ сказать вамъ горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народъ довѣриться вамъ, какія обѣщанія давали вы ему и какъ исполнили эти обѣщанія?

Поистинѣ, вы дали ему камень вмѣсто хлѣба и змѣю вмѣсто рыбы (Матѳ. 7, 9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обѣщали дать миръ «безъ аннексій и контрибуцій».

Отъ какихъ завоеваній могли отказаться вы, приведшіе Россію къ позорному миру, унизительныя условія котораго даже вы сами не рѣшались обнародовать полностью? Вмѣсто аннексій и контрибуцій великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и въ уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите въ Германію не вами накопленное золото.

Вы отняли у воиновъ все, за что они, прежде доблестно сражались. Вы научили ихъ, недавно еще храбрыхъ и непобѣдимыхъ, оставить защиту родины, бѣжать съ полей сраженій. Вы угасили въ сердцахъ ихъ воодушевлявшее ихъ сознаніе, что «больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя» (Іоан. 15, 13). Отечество вы подмѣнили бездушнымъ интернаціоналомъ, хотя сами отлично знаете, что когда дѣло касается защиты отечества, пролетаріи всѣхъ странъ являются вѣрными его сынами, а не предателями.

Отказавшись защищать родину отъ внѣшнихъ враговъ, вы, однако, безпрерывно набираете войска.

Противъ кого вы ихъ поведете?

Вы раздѣлили весь народъ на враждующіе между собой станы и ввергли его въ небывалое по жестокости братоубійство. Любовь Христову вы открыто замѣнили ненавистью, и вмѣсто мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войнѣ, такъ какъ вы стремитесь руками русскихъ рабочихъ и крестьянъ доставить торжество призраку міровой революціи.

Не Россіи нуженъ былъ заключенный вами позорный миръ съ внѣшнимъ врагомъ, а вамъ, задумавшимъ окончательно разрушить внутренній миръ. Никто не чувствуетъ себя въ безопасности; всѣ живутъ подъ постояннымъ страхомъ обыска, грабежа, выселенія, ареста, разстрѣла. Хватаютъ сотнями беззащитныхъ, гноятъ цѣлыми мѣсяцами въ тюрьмахъ, казнятъ смертію часто безъ всякаго слѣдствія и суда, даже безъ упрощеннаго вами введеннаго суда. Казнятъ не только тѣхъ, которые предъ вами, въ чемъ-либо провинились, но и тѣхъ, которые даже предъ вами завѣдомо ни въ чемъ не виноваты, а взяты лишь въ качествѣ «заложниковъ»; этихъ несчастныхъ убиваютъ въ отместку за преступленія, совершенныя лицами не только имъ не единомышленными, а часто же вашими же сторонниками или близкимъ вамъ по убѣжденіямъ. Казнятъ епископовъ, священниковъ, монаховъ и монахинь, ни въ чемъ неповинныхъ, а просто по огульному обвиненію въ какой-то расплывчатой и неопредѣленной контръ-революціи. Безчеловѣчная казнь отягчается для православныхъ лишеніемъ послѣдняго предсмертнаго утѣшенія — напутствія Св. Тайнами, а тѣла убитыхъ не выдаются родственикамъ для христіанскаго погребенія.

Не есть ли все это верхъ безцѣльной жестокости со стороны тѣхъ, которые выдаютъ себя благодѣтелями человѣчества и будто-бы сами когда то много претерпѣли отъ жестокихъ властей?

Но вамъ мало, что вы обагрили руки русскаго народа его братской кровью; прикрываясь различными названіями — контрибуцій, реквизицій и націонализацій, вы толкнули его на самый открытый и беззастѣнчивый грабежъ. По вашему наущенію разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скотъ, грабятъ деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала подъ именемъ «буржуевъ» грабили людей состоятельныхъ, потомъ подъ именемъ «кулаковъ» стали уже грабить и болѣе зажиточныхъ и трудолюбивыхъ крестьянъ, умножая, такимъ образомъ нищихъ, хотя вы не можете не сознавать, что съ разореніемъ великаго множества отдѣльныхъ гражданъ уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.

Соблазнивъ темный и невѣжественный народъ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совѣсть и заглушили въ немъ сознаніе грѣха; но какими бы дѣяніями не прикрывались бы злодѣянія, — убійство, насиліе, грабежъ всегда останутся тяжкими и вопіющими къ небу объ отмщеніи грѣхами и преступленіями.

Вы обѣщали свободу.

Великое благо свобода, если она правильно понимается, какъ свобода отъ зла, не стѣсняющая другихъ, не переходящая въ произволъ и своеволіе. Но такой свободы вы не дали; во всяческомъ потворствѣ низменнымъ страстямъ толпы, въ безнаказанности убійствъ и грабежей заключается дарованная вами свобода. Всѣ проявленія, какъ истинной гражданской, такъ и высшей духовной, свободы человѣчества подавлены вами безпощадно. Это ли свобода, когда никто безъ особаго разрѣшенія не можетъ провезти себѣ пропитаніе, нанять квартиру, переѣхать изъ города въ городъ? Это ли свобода, когда семьи, а иногда и населенія цѣлыхъ домовъ выселяются и имущество выкидывается на улицу и когда граждане искусствено раздѣлены на разряды, изъ которыхъ нѣкоторые отданы на голодъ и разграбленіе? Это ли свобода, когда никто не можетъ высказать открыто свое мнѣніе, безъ опасенія попасть подъ обвиненіе въ контръ-революціи? Гдѣ свобода слова и печати? Гдѣ свобода церковной проповѣди? Уже заплатили своею кровію мученичества многіе смѣлые церковные проповѣдники; голосъ общественнаго и государственнаго обсужденія и обличенія заглушенъ; печать, кромѣ узко-большевицкой, задушена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушеніе свободы въ дѣлахъ вѣры. Не проходитъ дня, чтобы въ органахъ вашей печати не помѣщались самыя чудовищныя клеветы на Церковь Христову и ея служителей, злобныя богохульства и кощунства. Вы глумитесь надъ служителями алтаря, заставляете епископовъ рыть окопы (епископъ Тобольскій Гермогенъ) и посылаете священниковъ на грязныя работы. Вы наложили свою руку на церковное достояніе, собранное поколѣніями вѣрующихъ людей, и не задумались нарушить ихъ посмертную волю. Вы закрыли рядъ монастырей и домовыхъ церквей безъ всякаго къ тому повода и причины. Вы заградили доступъ въ Московскій Кремль — это священное достояніе всего вѣрующаго. народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — прихода, уничтожаете братства и другія церковно-благотворительныя и просвѣтительныя учрежденія, разгоняете церковныя епархіальныя собранія, вмѣшиваетесь во внутреннее управленіе Православной Церкви. Выбрасывая изъ школъ священныя изображенія и запрещая учить въ школахъ дѣтей вѣрѣ, вы лишаете ихъ необходимой для православного воспитанія духовной пищи.

«И что еще скажу? Не достанетъ мнѣ времени» (Евр. 11, 32), чтобы изобразить всѣ тѣ бѣды, которыя постигли нашу родину. Не буду говорить о распадѣ нѣкогда великой и могучей Россіи, о полномъ разстройствѣ путей сообщенія, о небывалой продовольственной разрухѣ, о голодѣ и холодѣ, которые грозятъ смертью въ городахъ, объ отсутствіи нужнаго для хозяйства въ деревнѣ. Все это у всѣхъ на глазахъ. Да, мы переживаемъ ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится изъ души народной, омрачивъ въ ней образъ Божій и запечатлѣвъ въ ней образъ звѣря. Сбываются слова пророка: «Ноги ихъ будутъ ко злу, и они спѣшатъ на пролитіе невинной крови, мысли ихъ — мысли нечестивыя, опустошеніе и гибель въ стезяхъ ихъ» (Ис. 59, 7).

Мы знаемъ, что наши обличенія вызовутъ въ васъ только злобу и негодованіе, и что вы будете искать въ нихъ лишь повода для обвиненія насъ въ противленіи власти; но чѣмъ выше будетъ подыматься «столпъ злобы» вашей, тѣмъ вѣрнѣйшимъ будетъ то свидѣтельствомъ справедливости нашихъ обвиненій.

Не наше дѣло судить о земной власти; всякая власть отъ Бога допущенная, привлекла бы на себя наше благословеніе, если бы она воистину явилась «Божіимъ слугой» на благо подчиненныхъ и была «страшная не для добрыхъ дѣлъ, а для злыхъ» (Рим. 13, 34). Нынѣ же къ вамъ, употреблящимъ власть на преслѣдованіе ближнихъ и истребленіе невинныхъ, простираемъ мы наше слово увѣщанія: отпразднуйте годовщину вашего пребыванія у власти освобожденіемъ заключенныхъ, прекращеніемъ кровопролитія, насилія, разоренія, стѣсненія вѣры; обратитесь не къ разрушенію, а къ устроенію порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный имъ отдыхъ отъ междоусобной брани. А иначе взыщется отъ васъ всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. 11, 51) и отъ меча погибнете сами вы, взявшіе мечъ (Матѳ. 26, 52).

ТИХОНЪ, Патріархъ Московскій и всея Россіи. —       

25 октября 1918 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 53-56.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.