Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 44.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
Б. Внутреннее положеніе въ Россіи послѣ гражданской войны.

Внутреннее положеніе въ совѣтской Россіи послѣ окончанія гражданской войны было весьма грознымъ. На Русскій народъ надвинулосъ страшное бѣдствіе въ видѣ голода въ ужасающихъ размѣрахъ, который захватилъ главнымъ образомъ губерніи Поволжья, которыя когда-то были одной изъ житницъ Россіи; съ юга надвигалась холера, но самое страшное для совѣтской власти это было то, что теперь Русскій народъ прозрѣлъ и отрезвѣлъ отъ того гипноза, подъ которымъ онъ находилея отъ дней захвата большевиками власти и въ годы гражданской войны. Разгулъ грабежей, безнаказанныхъ убійствъ и безудержная свобода страстей, теперь для Русскаго народа смѣнились жесточайшимъ рабствомъ, установленнымъ совѣтской властью, соединеннымъ при этомъ съ естественнымъ бѣдствіемъ — голодомъ, холерой, эпидеміями тифовъ и массовымъ вымираніемъ Русскаго народа.

Въ 1921 году въ Кронштадтѣ вспыхнуло возстаніе чисто народнаго характера, жестоко подавленное совѣтской властью. Вслѣдъ за нимъ вспыхнули возстанія въ разныхъ предѣлахъ Россіи и повсемѣстныя возстанія по всему лицу Русской земли, но увы они были разрозненными, плохо организованными и запоздавшими. Если бы эти возстанія возникли въ годы гражданской войны, тогда совѣтская власть была бы сметена, но съ одной стороны — бѣлыя арміи не привлекли къ себѣ народнаго сердца, а съ другой стороны — и самое народное сердце было затуманено лживой, но оказавшейся такой соблазнительной, пропагандой, обѣщавшей народу послѣ побѣды надъ бѣлыми арміями земной рай, а на самомъ дѣлѣ ввергнувшей несчастный Русскій народъ въ кромѣшный адъ.

Сами большевики въ своей печати такъ изображали внутреннее состояніе тогда Россіи.

Ю. Стекловъ (Нахамкесъ), одинъ изъ виднѣйшихъ большевитскихъ дѣятелей, руководившій печатью, 15 мая 1921 года въ статьѣ: «Іезуитская мораль» въ «Извѣстіяхъ» писалъ слѣдующее:

«Для низверженія совѣтской власти бѣлогвардейцы и эсеры организуютъ подъ названіемъ крестьянскихъ повстанцевъ разбойничьи банды, которыя грабятъ ссыпные пункты, расхищаютъ хлѣбъ, портятъ желѣзныя дороги и прерываютъ сообщенія, совершаютъ поджоги, срываютъ посѣвную компанію и т. п. По неполнымъ свѣдѣніямъ бандитами разграблено около 6 милліоновъ хлѣба или же разстроенъ транспортъ въ Сибирскихъ губерніяхъ или въ нѣкоторыхъ другихъ наиболѣе хлѣбныхъ раіонахъ. Въ результатѣ подвозъ хлѣба въ потребляющія мѣстности сократился, голодъ въ городахъ увеличился и т. д. Всѣ эти гнусности контръ-революціонеры учиняютъ въ расчетѣ вызвать внутренній взрывъ доведеннаго до отчаянія населенія, свергнуть совѣтскую власть и вернуть власть буржуазіи.»

Въ другой статьѣ, въ тѣхъ же «Извѣстіяхъ» отъ 25 ноября 1920 года подъ характернымъ заголовкомъ: «Война внутреннему Врангелю» большевики пишутъ:

«Крымскій Врангель разбитъ, но есть еще у пролетаріата еще другой незамѣтный, неуловимый, доморощенный Врангель на фронтѣ труда не менѣе опасный, чѣмъ Врангель разбитый на военномъ фронтѣ! Этотъ доморощенный Врангель — наше неумѣнье, наша темнота, старая привычка, халатность, расхлябанность. Этого врага не видно, его какъ бы нѣтъ, а онъ кругомъ.

Пора объявить безпощадную войну этому внутреннему Врангелю, надо организоватъ борьбу съ нимъ не на жизнь, а на смерть».

Можно было бы привести много выдержекъ изъ тогдашней совѣтской печати, изъ которыхъ видно, что совѣтская власть задыхалась, была наканунѣ своего паденія и, если бы она не была бы поддержана иностранными правительствами изъ заграницы и, если бы антибольшевитская борьба была поставлена на вѣрномъ историческомъ основаніи, близкомъ и понятномъ народному сердцу, большевики неминуемо были бы свергнуты. Тогда было общее убѣжденіе, и русской эмиграціи и русскихъ людей въ самой Россіи, въ томъ, что большевики будутъ свергнуты въ теченіе нѣсколькихъ мѣсяцевъ или самое большее въ теченіе двухъ-трехъ лѣтъ.

Большевики, какъ реальные политики, считали наиболѣе опаснымъ для себя движеніемъ — движеніе монархическое. Во время гражданской войны 12 октября 1919 года «Извѣстія» писали: «За Деникинымъ царь. Всякій, кто не хочетъ власти царя и помѣщиковъ, долженъ помочъ Красной Арміи одолѣтъ Деникина, разгромить «кадетскіе центры», раздавить помѣщичъи осиновыя гнѣзда».

Послѣ окончанія гражданской войны, когда въ Германіи происходилъ монархическій съѣздъ, Ю. Стекловъ въ «Извѣстіяхъ» 12 іюня 1921 года писалъ: «Паденіе совѣтской власти равносильно возстановленію царской власти. Въ этомъ отношеніи мы совершенно согласны съ нашими черносотенцами. Не понимать этого могутъ только «демократическіе» дурачки вродѣ эсеровъ.»

Большевики удержались въ этотъ критическій періодъ своего существованія, у власти только потому, что въ русскихъ руководящихъ кругахъ не обнаружилось идеологическаго единства, которое вдохновило бы и осмыслило бы борьбу Русскаго народа противъ его поработителей и слило бы его въ одинъ общій народный порывъ.

Такимъ общенароднымъ убѣжденнымъ русскимъ идеологомъ и духовнымъ вождемъ былъ, конечно, владыка Антоній, но остался въ одиночествѣ; руководящее русское общество не пожелало послѣдоватъ за нимъ.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 58-60.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.