Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
В. Ожесточенныя гоненія на Церковь послѣ гражданской войны.

Послѣ окончанія гражданской войны главное вниманіе вождей большевизма было соередоточено на попыткахъ полнаго разстройства и уничтоженія Русской Православной Церкви, которая, по ихъ словамъ, должна была быть уничтоженной «каленымъ желѣзомъ».

Тогдашній идеологъ совѣтской власти, впослѣдствіи разстрѣлянный Сталинымъ, Бухаринъ на одномъ изъ собраніи въ 1922 году заявилъ: «церковный фронтъ является самымъ опаснымъ для совѣтской власти... совѣтская власть на этотъ фронтъ бросила 14 тысячъ испытанныхъ борцовъ... церкви должны быть снесены съ лица земли, какъ разсадникъ контръ-революціи. Борьбу противъ церкви нужно поручить товарищу Дзержинскому. Гражданинъ Беллавинъ (патріархъ Тихонъ) долженъ быть казненъ».

При Народномъ Комиссаріатѣ Юстиціи былъ церковный (восьмой) отдѣлъ, который вѣдалъ гоненіями на Церковь въ С.С.С.Р.; съ 1919 года во главѣ этого Отдѣла былъ поставленъ Евгеній Александровичъ Тучковъ, смѣнивъ перваго завѣдующаго этимъ отдѣломъ Гавріилу Анатольевича Шпицберга. Тучковъ работалъ на ВЧК, потомъ на ОГПУ — НКВД. Онъ, какъ представитель ВЧК, лично допрашивалъ арестованныхъ духовныхъ лицъ и, какъ представитель Народнаго Комиссаріата Юстиціи, велъ переговоры съ патріархомъ Тихономъ и другими духовными властями. Внѣшній видъ Тучкова описанъ въ разсказѣ о патріархѣ Тихонѣ въ книгѣ прот. М. Польского: «Новые мученики Россійскіе» [1] Патріархъ называлъ Тучкова «нѣкто въ сѣромъ».

Онъ отличался жестокостью палача, ненавидѣлъ Церковь, не останавливался ни предъ какимъ обманомъ церковныхъ дѣятелей въ сношеніяхъ съ ними и зналъ положеніе церковныхъ дѣлъ. Имѣются свѣдѣнія, что на самомъ дѣлѣ его фамилія была Тучка.

Господство Тучкова надъ Русской Православной Церковью было періодомъ жесточайшихъ гоненій, составлявшихъ одну цѣль, — полное разстройство и уничтоженіе Русской Православной Церкви. Гоненія въ этоть періодъ шли по тремъ главнымъ линіямъ. Изъятіе церковныхъ цѣнностей, превратившееся въ грабежъ храмовъ и вызванное имъ осужденіе и казни представителей русскаго духовенства, организація «Живой Церкви» и сродныхъ ей различныхъ обновленческихъ группъ, имѣвшихъ цѣлью подмѣну настоящей Церкви — подложной, для конечнаго разрушенія Церкви, и подготовка суда и казни патріарха Тихона и вслѣдъ за нимъ всѣхъ возможныхъ его преемниковъ.

Въ дальнѣйшемъ мы изложимъ тѣ главнѣйшія обвиненія, которыя предъявлялись въ то время большевиками патріарху Тихону и виднѣйшимъ борцамъ за Церковь. Слѣдуя описаніямъ житій святыхъ мучениковъ и исповѣдниковъ, мы приведемъ подлинные тексты этихъ обвиненій въ той увѣренности, что тѣ наглыя, грубыя и оскорбительныя слова и выраженія, которыя большевики допускали къ гонимымъ имъ мученикамъ, являются ихъ вѣнцами и лишь свидѣтельствуютъ о томъ, что Святая Церковь воистину является тѣмъ несокрушимымъ камнемъ, о который разбиваются волны злобы богопротивной и что русское духовенство самоотверженно стремилось исполнить свой патріотическій долгъ передъ Россіей.

Примѣчаніе:
[1] Томъ I-ый стр. 114-116, 117-118, на стр. 130-131 переданъ его разговоръ съ епископомъ Иларіономъ въ Ярославской тюрьмѣ.
       Тучковъ продолжалъ возглавлять всѣ гоненія на Церковь и аресты во всероссійскомъ масштабѣ съ 1919 по 1933 годъ, послѣ чего о немъ въ совѣтской Россіи больше не говорили. Возможно, что, онъ, какъ и большинство чекистовъ эпохи Дзержинскаго — Менжинскаго — Ягоды, былъ ликвидированъ въ эпоху Ежова. Передъ второй міровой войной и въ годы войны въ С.С.С.Р. церковными дѣлами вѣдалъ нѣкій Полянскій, ставшій впослѣдствіи предсѣдателемъ совѣта по дѣламъ культовъ при совѣтѣ министровъ СССР, недавно умершій. Эти свѣдѣнія о Тучковѣ сообщилъ намъ извѣстный сотрудникъ газеты «Наша Страна» и знатокъ совѣтскихъ дѣятелей Алексѣй Ростовъ.
       Протопресвитеръ В. Виноградовъ, бывшій въ Москвѣ при патріархѣ Тихонѣ въ 20-хъ годахъ, о Тучковѣ сообщилъ намъ слѣдующее: «Кто такой былъ Тучковъ по своему происхожденію, образованію и общественному положенію до большевиковъ, — такого рода свѣдѣній ни я, ни другіе члены патріаршаго управленія не имѣли и не могли получить, такъ какъ все это хранилось въ глубокой тайнѣ въ нѣдрахъ Г.П.У. Мы всѣ были лишь увѣрены, что самая фамилія «Тучковъ» была не родовой, а партійной кличкой. Могу лишь сообщить о впечатлѣніи, какое онъ производилъ при моихъ совмѣстно, сначала съ епископомъ Иларіономъ, а затѣмъ, (послѣ его ареста) съ епископомъ Петромъ (будущимъ митрополитомъ) частыхъ, почти еженедѣльныхъ, по порученію патріарха, личныхъ объясненіяхъ съ нимъ, ввиду его постоянныхъ подрывныхъ замысловъ, предложеній, обѣщаній, претензій, обвиненій и требованій для предупрежденія полнаго или частичнаго разгрома патріаршаго управленія, угроза чего все время тогда висѣла надъ патріархомъ.
       Это былъ человѣкъ лѣтъ около сорока, средней интеллигентности, съ образованіемъ не ниже средняго, но и не выше. Какихъ либо признаковъ его знакомства съ бытомъ духовенства, духовной школой и семинарской наукой замѣтно не было; по нашему тогда убѣжденію, разбираться тогда въ церковныхъ дѣлахъ и отношеніяхъ онъ «набилъ руку» въ результатѣ своего тѣснаго общенія со своими церковными совѣтниками и орудіями по созданію фикціи якобы внутренняго церковнаго оппозиціоннаго противъ патріарха Тихона обновленческаго движенія, настоящимъ творцомъ, организаторомъ и высшимъ руководителемъ котораго онъ, собственно, и былъ. Не даромъ активные дѣятели обновленчества, или что тоже «Живой Церкви», въ своихъ интимныхъ разговорахъ называли его условной кличкой «игуменъ», а самъ онъ мыслилъ себя въ роли негласнаго «оберъ прокурора», какъ онъ однажды буквально и выразился въ разговорѣ со мной и епископомъ Иларіономъ».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 61-63.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.