Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
В. Ожесточенныя гоненія на Церковь послѣ гражданской войны.
1. Обвиненія совѣтской властью Русской Православной Церкви.

Подготовляя сокрушительный ударъ по Русской Православной Церкви въ видѣ суда надъ патріархомъ Тихономъ и его казни, совѣтская власть такъ формулировала свои обвиненія противъ Русской Православной Церкви. 28 марта 1922 года въ «Извѣстіяхъ» № 70 была напечатана статья подъ заглавіемъ: «СВЯТѢЙШАЯ КОНТРЪ-РЕВОЛЮЦІЯ» слѣдующаго содержанія. Статья эта очевидно для большей заостренности и точности изложена въ формѣ вопросовъ и отвѣтовъ, въ которыхъ правда перемѣшана съ клеветой.

*     *     *

«Въ то время, какъ масса низшаго духовенства привѣтствовала и одобряла декретъ объ изъятіи церковныхъ цѣнностей, кучка князей церкви всячески этому противилась, ведя на этой почвѣ черносотенную агитацію.

Кто они эти враги народа, эти враги голодающихъ и вмѣстѣ съ тѣмъ угнетатели низшаго демократическаго духовенства?

Кто въ январѣ 1918 года, послѣ того, какъ совѣтская власть отняла земли и капиталы у помѣщиковъ, фабрикантовъ и поповъ, проклялъ рабочихъ и крестьянъ?

Патріархъ Тихонъ со всѣмъ своимъ церковнымъ соборомъ.

Кто въ февралѣ 1918 года указомъ отъ 28 числа «благословилъ» сельскихъ поповъ бить въ набатъ, разсылать по деревнямъ гонцовъ, устраивать возлѣ каждой деревни погромы и возстанія? [1]

Тотъ же «святѣйшій» Тихонъ.

Сколько въ 1918 году было жертвъ этого кровавого приказа Тихона?

— 1.417.

Кто въ Нижнемъ Новгородѣ издалъ погромное, полное клеветы воззваніе къ солдатамъ и казакамъ? Кто натравилъ ихъ съ оружіемъ въ рукахъ выступить противъ революціонныхъ рабочихъ и крестьянъ?

Черносотенный епископъ Лаврентій.

Кто во время нашествія Колчаковскихъ бандъ собиралъ пожертвованія на бѣлогвардейскую Армію?

Митрополитъ Казанскій Іаковъ и Уфимскій епископъ Андрей.

Кто въ Минскѣ подносилъ икону нѣмецкому жандарму и душителю принцу Леопольду Баварскому?

Минскій епископъ Георгій.

Кто за 15 милліоновъ лизалъ сапоги гетману Скоропадскому, этому ставленику заграничныхъ помѣщиковъ и капиталистовъ. Кто «благословлялъ» усмирять нѣмецкими войсками русскихъ рабочихъ и крестьянъ?

Митрополитъ Антоній и архіепископъ Евлогій [2].

Кто провозгласилъ царскаго генерала Колчака «верховнымъ правителемъ», предавъ вмѣстѣ съ тѣмъ анаѳемѣ Ленина, Троцкаго, Зиновьева, Луначарокаго и всѣхъ вождей рабоче-крестьянской революціи?

Сибирскій съѣздъ духовенства изъ 12 архіереевъ, пятидесяти архимандритовъ и безчисленнаго множества поповъ и монаховъ?

Кто въ Ярославлѣ въ іюльскіе дни 1918 года, во время бѣлогвардейскаго мятежа, стрѣлялъ съ колокольни изъ пулемета въ революціонныхъ рабочихъ и крестьянъ?

Монахи Спасскаго монастыря.

Кто служилъ въ Бѣлогвардейской ростовской охранкѣ въ роли сыщиковъ? Кто въ Ростовѣ предавалъ на разстрѣлъ царокимъ генераламъ рабочихъ и крестьянъ?

Ростовскіе попы и монахи.

Кто обращался къ англійскимъ капиталистамъ съ просьбой не отзывать изъ Россіи чужеземныя войска? Кто «становился передъ дорогими союзниками на колѣни» и «во имя Христа» предательски просилъ продолжать голодомъ и блокадой морить въ Россіи рабочихъ и крестъянъ, стариковъ и дѣтей, женщинъ и больныхъ?

Митрополитъ Платонъ, Омскій епископъ Сильвестръ, архангельскіе попы, отправлявшіе посольство въ Лондонъ къ англійскимъ капиталистамъ и къ Ллойдъ-Джорджу.

За какимъ занятіемъ въ августѣ 1918 года люберецкіе рабочіе застали митрополита Макарія, въ 1905 г., «благословившаго» въ Томскѣ на погромъ и поджогъ театра?

За составленіемъ новаго погромнаго воззванія, въ которомъ митрополитъ Макарій призывалъ «возлюбленныхъ во Христѣ чадъ церкви» силою оружія вернуть въ Россіи власть царя.

Кто помогалъ бѣлогвардейскимъ генераламъ, помѣщикамъ и капиталистамъ устроить побѣгъ Николая изъ Екатеринбурга?

Черносотенный епископъ Гермогенъ.

Что послалъ патріархъ въ Екатеринбургъ съ епископомъ Гермогеномъ палачу рабочихъ Николаю Романову?

Патріаршее благословеніе и просфору.

Что привезъ Колчаку отъ патріарха прибывшій изъ Москвы епископъ Несторъ?

Благословеніе и пожеланіе успѣха.

Кто въ 1921 году, по приказу заграничныхъ биржевиковъ и подлой компаніи съ матерымъ царскимъ генераломъ Козловскимъ поднялъ мятежъ въ Кронштадтѣ и хотѣлъ вонзить ножъ въ спину рабочихъ и крестьянъ?

Приказчикъ Тихона — попъ Сергій, б. попъ Путилинъ.

На чьи деньги работали эти православные каторжники въ рясахъ?

На деньги Лондонскихъ и Парижскихъ биржевиковъ.

Кто въ декабрѣ 1921 года въ «святыхъ» Карловцахъ церковный соборъ превратилъ въ демонстрацію махровыхъ монархистовъ? Кто, дѣйствуя отъ имени церкви, захотѣлъ сдѣлать Россію вотчиной одного изъ Романовыхъ, вернувъ темное время безправія и власть царя?

Намѣстникъ Тихона черносотенный митрополитъ Антоній, черносотенный архіепископъ Евлогій и другіе епископы — погромщики.

Были ли на Карловацкомъ соборѣ благочестивые міряне — представители приходскихъ совѣтовъ?

О, да! Членъ союза русскаго народа «благочестивый» Марковъ, «благочестивый» сахарозаводчикъ Крупенскій, графъ Бобринскій, гр. Апраксинъ, прокуроръ Ненарокомовъ, царскій генералъ Батюшковъ [3], членъ палаты Михаила Архангела черносотенный издатель Скворцовъ и друг.

Что передалъ Антоній собору отъ имени патріарха?

Благословеніе на «соборные труды» и пожеланіе «успѣха» [4].

Что говоритъ заграницей о русскомъ голодѣ биржевикъ Рябушинскій?

Костлявая рука голода задушитъ совѣты въ Россіи. Надо добиться, чтобы у рабоче-крестьянской власти не было бы золота на покупку хлѣба голоднымъ.

Кто, прикрывшись религіей, играя и торгуя судьбой голодныхъ, захотѣлъ провести въ Россіи эту указку матерого биржевика? Кто, обративъ храмы въ скопище черносотенныхъ бандъ, началъ мутить темныхъ и легковѣрныхъ людей?

Пара десятковъ зарвавшихся черносотенныхъ «князей».

Ненавидя совѣтскую власть, дурача темныхъ и легковѣрныхъ людей, явно и тайно, подъ флагомъ религіи, работая на пользу капитала, чѣмъ отвѣтили эти «князья церкви» на постановленіе ВЦИК объ изъятіи, для спасенія голодающихъ, церковнаго золота и серебра?

Инсценировкой «возмущенія» съ помощью ими же самими составленнаго дерзкаго обращенія въ ВЦИК, контръ-революціонной агитаціей, подуськиваніемъ темныхъ и довѣрчивыхъ людей на новые погромы и возстанія.

Чѣмъ захотѣли они остановить намѣтившійся въ церкви расколъ? Чѣмъ стали угрожать епископамъ, священникамъ и вѣрующимъ, которые не захотѣли заодно съ ними держать руку Рябушинскихъ и стали добровольно жертвовать для спасенія голодающихъ церковное золото и серебро?

Епископамъ и священникамъ низверженіемъ изъ сана. Вѣрующимъ — анаѳемой.

Кто отъ удовольствія потиралъ руки, любуясь на ихъ контръ-революціонную работу?

Ихъ хозяева Ротшильдъ-Рябушинскій, міровой капиталъ [5].

Что должны сдѣлать рабочіе и крестьяне, если не хотятъ гибели милліоновъ умирающихъ крестьянъ?

Дать отпоръ всей этой бандѣ зазнавшихся сановныхъ «попов». «Святѣйшую контръ-революцію выжечь каленымъ желѣзомъ. Золото изъ церкви взять. Золото обмѣнять на хлѣбъ. Хлѣбомъ спасти голодающихъ. Мих. Горевъ



Этотъ своеобразный обвинительный актъ, составленный очевидно для большей убѣдительности въ формѣ, своего рода безбожнаго катихизиса, наполненнаго клеветой, является похвалой для нашего духовенства, свидѣтельствуя о томъ, что оно боролось за свой народъ и представляло собой ту грозную силу, передъ которой трепетали большевики.

Что же происходило на самомъ дѣлѣ съ изъятіемъ церковныхъ цѣнностей?

Объ этомъ свидѣтельствуютъ приводимыя ниже документы.

Примѣчанія:
[1] Къ сожалѣнію въ нашемъ распоряженіи нѣтъ дѣйствительнаго текста указа, о которомъ идетъ рѣчь въ этомъ пунктѣ.
[2] Въ дѣйствительности митрополитъ Антоній былъ избранъ на Кіевскую каѳедру вопреки желанія гетмана Скоропадскаго и никакихъ милліоновъ отъ него не получалъ см. стр. 224-240 т. IV «Жизнеописанія».
[3] Повидимому, разумѣется ген. Н. С. Батюшинъ.
[4] На самомъ дѣлѣ спеціальнаго благословенія на этотъ соборъ отъ патріарха Тихона не было.
[5] Утвержденіе о томъ, что представители Русской Церкви въ Россіи или заграницей имѣли будто-бы какую либо связь съ Рябушинскимъ или съ какимъ-то міровымъ капиталомъ — чистѣйшая клевета. Русское духовенство, какъ низшее, такъ и высшее, были въ глубокой бѣдности и жили только на жертвы своей паствы.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 63-66.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.