Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
В. Ожесточенныя гоненія на Церковь послѣ гражданской войны.
4. «Показательные процессы» по поводу изъятія церковныхъ цѣнностей. Казнь Митрополита Веніамина
[1].

На почвѣ изъятія церковныхъ цѣнностей былъ созданъ большевиками рядъ показательныхъ процессовъ, имѣвшихъ своей цѣлью физическое уничтоженіе виднѣйшаго духовенства и полный развалъ Русской Церкви. Наиболѣе значительнымъ былъ процессъ Петроградскаго митрополита Веніамина и вмѣстѣ сь нимъ группы духовенства. Процессъ этотъ начался 10 іюня 1922 года въ зданіи Петроградскаго революціоннаго трибунала. Обвиненіе было явно подтасованнымъ. Митрополиту Веніамину вмѣнялось въ вину то, что а) онъ вступилъ въ сношенія и въ переговоры съ совѣтской властью въ Петроградѣ, имѣвшіе цѣлью добиться аннулированія или смягченія декретовъ объ изъятіи церковныхъ цѣнностей, б) что онъ и его сообщники при этомъ находились въ сговорѣ со всемірной буржуазіей, главнымъ образомъ черезъ Карловацкій Соборъ и в) что, какъ средство для возбужденія вѣрующихъ противъ совѣтской власти, тѣ же обвиняемые избрали распространеніе среди населенія копій заявленій митрополита въ комиссію Помогла. Обвинительный приговоръ былъ вынесенъ 5 іюля. Въ ночь съ 12 на 13 августа 1922 года были убиты митрополитъ Веніаминъ, архимандритъ Сергій (Шеинъ) б. секретарь Всероссійскаго Церковнаго Собора, принявшій священный санъ послѣ окончанія Собора, проф. Ю. П. Новицкій, предсѣдатель Правленія Общества объединенія православныхъ приходовъ и присяж. пов. И. М. Ковшаровъ.

Священномученикъ Веніаминъ, митрополитъ Петроградскій, уроженецъ Олонецкой епархіи, въ мірѣ Василій Казанскій, родился въ 1873 году. Въ 1895 году, во время обученія въ Петроградской Духовной Академіи, постриженъ въ монашество. Въ 1896 году рукоположенъ въ іеромонахи. По окончаніи Академіи въ 1897 году состоялъ на духовно-учебной службѣ вплоть до ректора Петроградской Духовной Семинаріи, которую занималъ съ 1905 по 1910 годъ. 24 января 1910 года хиротонисанъ во епископа Гдовскаго, четвертаго викарія Петроградской епархіи и затѣмъ послѣдовательно былъ третьимъ, вторымъ и первымъ викаріемъ этой епархіи. При Врем. Правительствѣ избранъ архіепископомъ Петроградскимъ и во время Всероссійскаго Церковнаго Собора 1917 года возведенъ въ санъ митрополита Петроградскаго.

Опасаясь возбужденія Петроградскихъ рабочихъ массъ, вызваннаго приговорамъ, большевики не рѣшались произвести разстрѣлъ митрополита Веніамина въ Пегроградѣ и распустили слухъ, что митрополитъ увезенъ въ Москву. По другимъ даннымъ православные мученики были отвезены на ст. Пороховые по Ириновской желѣзной дорогѣ и тамъ разстрѣляны. Предварительно приговоренные были обриты и одѣты въ лохмотья, чтобы нельзя было узнать, что разстрѣливаютъ духовенство. Населеніе долго не хотѣло вѣрить смерти митрополита Веніамина и по этому поводу создались въ народѣ различныя легенды.

При допросѣ митрополита Веніамина въ судѣ главное вниманіе была обращено на отношеніе митрополита къ постановленіямъ Карловацкаго собора, съ которымъ митрополитъ никакой связи и никакого отношенія не имѣлъ. При той разобщенности, которая тогда была между эмиграціей и Петроградскимъ духовенствомъ, митрополитъ Веніаминъ не имѣлъ о Карловацкомъ Соборѣ никакихъ свѣдѣній, о чемъ онъ на судѣ и заявилъ. На всѣхъ другихъ процессахъ 20-ыхъ годовъ, организованныхъ совѣтской властью противъ православнаго духовенства, главнымъ обвиненіемъ неизмѣнно выставлялся Карловацкій Соборъ — то или иное сочувствіе ему. Въ большинствѣ случаевъ обвиняемые заявляли что они не имѣютъ никакого отношенія къ Карловацкому Собору, что вполнѣ соотвѣтствовало истинѣ, такъ какъ организаторы Карловацкаго Собора не ставили своей задачей привлеченіе къ участію въ немъ въ какомъ бы то ни было видѣ духовенства, находившагося подъ властью большевиковъ Однако среди іерарховъ въ совѣтской Россіи находились такіе самоотверженные герои и исповѣдники, которые открыто на процессахъ говорили о своемъ полномъ сочувствіи и солидарности съ постановленіями Карловацкаго Собора и, конечно, такимъ заявленіемъ безусловно обрекали себя на смерть.

Имя владыки Антонія, конечно, было широко извѣстно всему русскому духовенству, его обличительныя по адресу большевиковъ и въ защиту Русской Церкви посланія тайно отъ большевиковъ распространялисъ въ Россіи, какъ это было въ древнія времена, черезъ переписчиковъ и, конечно, обнаруженіе такого посланія являлось смертельнымъ преступленіемъ для виновныхъ въ этомъ. Когда же владыка Антоній скончался, то тѣ священники, которые отслужили о немъ панихиды, были казнены.

Все это свидѣтельствуетъ о томъ, что идеи Карловацкаго Собора были страшны для большевиковъ и они больше всего опасались того, что идеи эти, проникнувъ въ Русскій народъ черезъ духовенство, могутъ поднять Русскій народъ на сверженіе ненавистной безбожной совѣтской власти. Но, увы владыка Антоній не былъ поддержанъ руководящей частью Русскаго народа и эмиграціи.

Владыка Антоній хранилъ благоговѣйную память объ этомъ Россійскомъ священноученикѣ митрополитѣ Веніаминѣ и незадолго до своей кончины продиктовалъ намъ статью, одновременно посвященную всѣмъ тремъ русскимъ митрополитамъ, назвавъ эту статью: «Жертвы вечернія».

Примѣчаніе:
[1] Болѣе подробныя свѣдѣнія о священномученикѣ митрополитѣ Веніаминѣ и судѣ надъ нимъ см. въ книгѣ Прот. М. Польскаго: «Новые мученики Россійскіе», томъ I-ый, стр. 25.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 70-72.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.