Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
В. Ожесточенныя гоненія на Церковь послѣ гражданской войны.
5. Жертвы вечернія.

Почему вечернія? Мнѣ неотразимо кажется, что мы всѣ доживаемъ послѣдніе часы нашей жизни. Каждый наступающій новый годъ мнѣ кажется послѣднимъ, и хотя за нимъ слѣдуетъ опять еще одинъ новый годъ, но и онъ оказывается не послѣднимъ.

Жертвы вечернія заключали собою молитвенный день древнихъ іудеевъ, а у насъ подъ игомъ большевиковъ такія жертвы принесены были жизнью трехъ свергнутыхъ митрополитовъ русскихъ, возглавлявшихъ собою, въ такомъ числѣ, хотя и въ другихъ личностяхъ, Русскую Церковь болѣе ста лѣтъ.

Это были митрополиты — Петроградскій, Кіевскій и Московскій, изъ коихъ первый и второя были звѣрски убиты большевиками, причемъ второй передъ смертью переведенный въ Кіевъ изъ Петербурга подверся этой участи въ качествѣ Митрополита Кіевскаго. Мы не упомянули въ числѣ убитыхъ Митрополита Питирима, котораго взяли изморомъ такъ что онъ подвергся лютому униженію и изгнанію и совершенно больной пріѣхалъ на Кавказъ, гдѣ и встрѣтилъ свою преждевременную кончину, хотя и не отъ пули и не отъ оружія.

Всѣ эти три Владыки мало отпечатлѣлись своимъ нравственнымъ обликомъ въ памяти русскихъ людей, но тѣмъ большаго сочувствія заслуживаетъ ихъ память у потомства.

Начнемъ съ Митрополита Владиміра. Получивъ богословское образованіе въ Кіевской Духовной Академіи и, закончивъ оное въ 1874 году, онъ поступилъ въ ряды бѣлаго духовенства (а отнюдь не сѣраго [1]) и служилъ въ качествѣ скромнаго городского священника и протоіерея въ г. Козловѣ, Тамбовской губерніи, гдѣ оставилъ о себѣ надолго память. Черезъ немного лѣтъ скончалась его жена, и онъ, покорный воли Божіей, принялъ монашество и былъ назначенъ архимандритомъ столь дорогого мнѣ Антонова монастыря въ Новгородѣ, гдѣ я его дважды навѣщалъ. Года черезъ два, именно въ 1890 году, онъ былъ избранъ Св. Синодомъ въ московскіе викарные епископы, гдѣ и состоялась хиротонія въ праздникъ Срѣтенія.

Тамъ открылось болѣе широкое поприще для приложенія его недюжиннаго проповѣдническаго таланта, но черезъ два года послѣ этого онъ, какъ выдающійся проповѣдникъ, былъ посланъ въ качествѣ епархіальнаго архіерея въ Самару, въ частности для борьбы со штундизмомъ, поднявшимъ нагло голову.

Однако и въ Самарѣ, епархіи новой и скромной, его долго не держали, а еще черезъ два года въ 1892 году онъ былъ назначенъ экзархомъ Грузіи, съ титуломъ архіепископа Карталинскаго и Кахетинскаго, а еще черезъ два года митрополитомъ Московскимъ, это произошло въ 1899 и застывшая въ казенщинѣ Московская Филаретовская епархія опять услышала живое слово и съ восторгомъ слушала своего еще сравнительно молодого архипастыря проповѣдника.

Уже заслуженный и обвѣшанный Императорскими лентами митрополитъ, не только неустанно проповѣдывалъ въ церквахъ, но и не гнушался являться въ собранія студенческія и тамъ предлагать свои богословскія чтенія.

Однако придворныя интриги изъяли авторитетнаго проповѣдника изъ столицы и перемѣстили въ провинціальный, хотя и священный Кіевъ, гдѣ онъ и встрѣтилъ свой смертный часъ отъ руки ворвавшихся въ Св. Лавру большевиковъ въ 1918 году. Они вывели его изъ Лавры среди охваченныхъ паникой монаховъ и, проведя въ числѣ 4-хъ вооруженныхъ человѣкъ на крѣпостные валы, безъ всякихъ разговоровъ разстрѣляли его беззащитнаго и несопротивлявшагося.

Будучи преемникомъ его по каѳедрѣ, я далъ себѣ зарокъ, воздвигнуть на томъ мѣстѣ церковь во имя Усѣкновенія Главы Іоанна Крестителя, но такъ какъ революціонное броженіе продолжалось еще долго въ Кіевѣ, то это намѣреніе пришлось отложить на неопредѣленное время, а на мѣстѣ его убіенія былъ поставленъ черный мраморный крестъ съ отмѣткой времени сего печальнаго событія.

Тихій и скромный Святитель какъ бы до конца дней своихъ, стѣснявшійся своего высокаго положенія, онъ запечатлѣлъ свою труженическую жизнь мученической кончиной въ началѣ 1918 г.

Значительно короче и проще закончилась жизнь Преосвященнаго Веніамина, Митрополита Петроградскаго и Ладожскаго, тоже разстрѣляннаго большевиками за отказъ его передать церковныя имущества въ ихъ руки, несмотря на то, что онъ былъ архіерей — демократъ, въ сильнѣйшемъ смыслѣ этого слова.

Зная всѣ его любовь къ народу и любовь народа къ своему смиренному архипастырю — большевики не рѣшались устроить это убійство открыто, предварительно обрили его, остригли и привели на мѣсто казни. Но когда злодѣи уже прицѣлились въ свою жертву изъ ружей, и пистолетовъ, то другъ убіеннаго архимандритъ Сергій (Шеинъ) крикнулъ разбойникамъ: «товарищи, что вы дѣлаете! вѣдь этотъ арестантъ никто иной, какъ митрополитъ Петербургскій, Преосвященный Веніаминъ, который съ вами исходилъ всю губернію, посѣщая мѣстныя святыни». Тогда руки злодѣевъ сразу же опустились, но присланные другіе «товарищи», видимо изъ иновѣрцевъ, довершили злодѣяніе, разстрѣлявъ тутъ же и первую группу своихъ «товарищей» за ослушаніе. Покойному митрополиту Веніамину было только 49 лѣтъ. Гдѣ и какъ онъ погребенъ, и былъ ли погребенъ, осталось неизвѣстнымъ.

Извѣстно впрочемъ то, что, когда въ 1922 году производили комедію правосудія въ столичномъ окружномъ судѣ, допрашивая Владыку о воспрещеніи передать церковныя имущества революціоннному комитету и стали раздаваться рѣчи рrо и соntrа той или иной кары надъ невиннымъ страдальцемъ и дѣвственникомъ, то онъ ничего не говорилъ въ защиту себя, а только въ защиту своихъ почитателей и самъ просилъ у беззаконнаго суда себѣ смертной казни. Событіе поистинѣ потрясающее.

Изъ всѣхъ трехъ митрополитовъ, возглавлявшихъ Россійскую Церковь со времени революціи, скончался своею смертью только Митрополитъ Петроградскій Питиримъ 63 лѣтъ, принятый и обласканный Гоударемъ. Но и его свергли съ престола думскіе лидеры и принудили подать прошеніе объ увольненіи на покой, какъ и престарѣлаго митрополита Московскаго, б. Алтайскаго миссіонера Преосвященнаго Макарія, старца 79 лѣтъ.

Слабый духомъ, но твердый вѣрой, митрополитъ Питиримъ, отличавшійся искренней религіозностью и чистою жизнью, поступившій въ студенты Кіевской Духовной Академіи, послѣ полнаго курса гимназическаго образованія, сынъ заслуженнаго протоіерея, по призванію, предпочевшій жизнь въ рядахъ чернаго, а не бѣлаго и, конечно, не сѣраго духовенства, митрополитъ Питиримъ явилъ себя Церкви въ званіи экзарха Грузіи, а потомъ митрополита, какъ пламенный молитвенникъ, и будучи уволенъ на покой, уже больной и подавленный перенесеннымъ униженіемъ изгнанникъ, помѣстился въ довольно убогой квартиркѣ въ Пятигорскѣ, гдѣ и прожилъ не болѣе двухъ мѣсяцевъ; нѣсколько разъ онъ причащался Св. Таинъ, пособоровался и мирно скончался въ Екатеринодарѣ, въ моей временной квартирѣ въ ожиданіи правосудія отъ Бога, которое не могли ему оказатъ люди.

Примѣчаніе:
[1] «Сѣрымъ» духовенствомъ владыка Антоній иронически называлъ тѣхъ церковныхъ дѣятелей, которые, получивъ богословское образованіе, уклонялись отъ принятія священнаго сана.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 72-75.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.