Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
В. Ожесточенныя гоненія на Церковь послѣ гражданской войны.
6. Московскій процессъ по поводу изъятія церковныхъ цѣнностей и подготовка казни Патріарха Тихона.

«Совѣтская юстиція» дѣйствуетъ по заранѣе составленному плану. Предварительно въ какихъ-то инстанціяхъ, распоряжающихся жизнью порабощеннаго совѣтской властью населенія, рѣшается кто именно и когда долженъ быть казненъ и лишь послѣ этого устраивается внѣшняя видимостъ судоговоренія, во время котораго и сами судьи ничего не могутъ измѣнить сравнительно съ тѣмъ, что имъ предписано въ дѣйствительности осуществить, независимо отъ того, каковы будутъ результаты судоговоренія. Въ важныхъ случаяхъ судьбу этихъ обреченныхъ людей заранѣе рѣшаютъ какія-то высшія инстанціи, а въ обычныхъ случаяхъ очевидно дается низшимъ, такъ называемымъ судебнымъ инстанціямъ, общая директива, какъ поступать съ тѣми или иными видами враговъ совѣтской власти, какъ, напримѣръ, съ бѣлогвардейцами, съ кулаками, съ духовенствомъ или просто съ классовымъ врагомъ и проч. Такимъ образомъ «совѣтское правосудіе» совершенно не подходитъ подъ тѣ понятія, которыя выработаны культурнымъ человѣчествомъ и являются общимъ достояніемъ правовыхъ государствъ, озабоченныхъ тѣмъ, чтобы не осудить невиновныхъ и придерживающихся того принципа, что лучше оправдать виновнаго, чѣмъ осудить невиновнаго. По принципу «совѣтской юстиціи» лучше осудить и казнить сто ни въ чемъ неповинныхъ «классовыхъ враговъ», чѣмъ одного изъ нихъ, въ чемъ-либо виновномъ противъ совѣтской власти — оправдать.

Далѣе, для того, чтобы сохранить нѣкоторый видъ правового судоговоренія и продемонстрировать какъ бы милостивое отношеніе верховной власти къ осужденнымъ, на такъ называемыхъ «показательныхъ процессахъ», кромѣ заранѣе обреченныхъ, привлекаются еще и такія лица, которыхъ потомъ совѣтская власть милуетъ, замѣняя, имъ смертную казнь длительной ссылкой, а иногда даже и освобожденіемъ, и обычно используя такихъ лицъ, или пытаясь ихъ использовать, какъ своихъ пособниковъ.

Рѣшивъ покончить съ Русской Православной Церковью и выжечь гнѣздящуюся въ ней контръ-революцію «каленымъ желѣзомъ», совѣтская власть и организовала по этому принципу показательные процессы въ связи съ изъятіемъ церковныхъ цѣнностей.

Было также предварительно рѣшено казнить патріарха Тихона и наиболѣе стойкихъ высшихъ іерарховъ, упразднить въ Россіи патріаршество и вмѣсто Русской Православной Церкви создать церковную организацію вполнѣ солидарную съ совѣтской властью въ видѣ «Живой Церкви» и подобныхъ ей квази-церковныхъ образованій съ тѣмъ, чтобы при ихъ помощи совершенно ликвидироватъ какую бы то ни было церковную жизнь въ Россіи.

Изъ цѣлаго ряда церковныхъ процессовъ, организованныхъ для осуществленія этого плана въ г.г. Петроградѣ, Москвѣ, Смоленскѣ, Шуйскѣ, Ивано-Вознесенскѣ, Рыбинскѣ и въ друг. городахъ, важнѣйшими были процессы въ Петроградѣ, который закончился убійствомъ митрополита Веніамина, и въ Москвѣ, который имѣлъ своей конечной цѣлью казнь патріарха Тихона.

Московскій процессъ начался въ концѣ апрѣля мѣсяца 1922 года и 7 мая былъ вынесенъ приговоръ Московскаго трибунала — 11 человѣкъ Московскаго духовенства разстрѣлять и 29 человѣкъ были приговорены къ различнымъ срокамъ заключенія. На этомъ процессѣ былъ допрошенъ въ качествѣ свидѣтеля патріархъ Тихонъ. На этомъ процессѣ было рѣшено привлечь къ суду въ качествѣ обвиняемаго, заранѣе обреченнаго на смерть, патріарха Тихона, о чемъ въ Московскихъ «Извѣстіяхъ» было объявлено такъ: [1]

«Закончившееся въ Московскомъ трибуналѣ дѣло по обвиненію цѣлаго ряда Московскихъ священниковъ и другихъ гражданъ въ сопротивленіи изъятію цѣнностей, по корому были допрошены въ качествѣ свидѣтелей патріархъ Тихонъ и архіепископъ Никандръ, съ достаточной ясностью и полнотой установили, что послѣдніе, стоя во главѣ организаціи называемой «Православной іерархіей», разработали планъ кампаніи противодѣйствія изъятію церковныхъ цѣнностей, составили воззваніе противъ изъятія церковныхъ цѣнностей и распространили его черезъ низшія ячейки церковной организаціи, среди широкихъ массъ, вызвавъ многочисленные эксцессы.

Поэтому Московскій Трибуналъ постановилъ: привлечъ патріарха Тихона (гражданина Белавина) и архіепископа Никандра (гр. Феноманова) къ судебной отвѣтственности, направивъ соотвѣтствующіе матеріалы для производства разслѣдованія въ Наркомюст.

Трибуналъ также постановилъ привлечь къ судебной отвѣтственности всѣхъ участвовавшихъ на собраніяхъ подъ предсѣдательствомъ архіепископа Никандра».

Московскій процессъ также былъ связанъ съ Карловацкимъ Соборомъ. Дѣло въ томъ, что большевики, давно уже категорически требовавшіе отъ патріарха Тихона полнаго осужденія заграничнаго духовенства, теперь предъявили патріарху Тихону требованіе объ осужденіи Карловацкаго Собора подъ условіемъ казни Московскаго духовенства, привлеченнаго по указанному процессу. По слухамъ, патріарху Тихону обѣщали большевики помиловать осужденныхъ на смертъ по Московскому процессу, если имъ будетъ осужденъ Карловацкій Соборъ. 22 апрѣля / 5 мая 1922 года послѣдовалъ указъ патріарха Тихона о закрытіи Заграничнаго Высшаго Церковнаго Управленія за принятые на Карловацкомъ Соборѣ рѣшенія объ обращеніи къ Генуэзской конференціи и о возстановленіи въ Россіи монархіи съ царственной династіей Дома Романовыхъ. Болѣе подробно этотъ указъ и вызванные имъ событія церковной жизни мы будемъ разсматривать ниже, теперь же отмѣтимъ, что указъ былъ написанъ въ такой мягкой формѣ, что онъ открывалъ полную возможность дальнѣйшаго существованія Русской Заграничной Церкви и могъ бы не вызвать никакихъ затрудненій для Зарубежной Церкви, если бы только въ составѣ ея іерархіи была бы проявлена достаточная твердость и вѣрность своему долгу со стороны всѣхъ іерарховъ.

Во всякомъ случаѣ для насъ остается неизвѣстнымъ, повліялъ ли въ какой-либо степени, и въ какой именно, указъ патріарха Тихона о закрытіи Заграничнаго Высшаго Церковнаго Управленія на судьбу Московскаго духовенства, обреченнаго на казнь и было ли помилованіе шести, изъ осужденныхъ на смерть одиннадцати, связано съ этимъ указомъ или нѣтъ. Но въ этотъ же періодъ времени послѣдовалъ и арестъ самого патріарха Тихона.

Примѣчаніе:
[1] «Извѣстія» 7 мая 1922 г. № 100.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 75-77.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.