Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
В. Ожесточенныя гоненія на Церковь послѣ гражданской войны.
7. Арестъ Патріарха Тихона и подготовка суда надъ нимъ.

Патріархъ Тихонъ былъ арестованъ въ первой половинѣ мая мѣсяца 1922 года. По утвержденію протопресвитера В. П. Виноградова, тогда находившагося въ Москвѣ и, близко стоявшаго къ Патріаршему управленію, патріархъ Тихонъ не былъ заключенъ въ тюрьмѣ. Какъ видно изъ ниже приводимаго посланія патріарха Тихона, въ маѣ мѣсяцѣ 1922 года онъ находился въ заключеніи въ Троицкомъ подворьѣ, а освобожденъ онъ былъ въ іюнѣ мѣсяцѣ 1923 года, по свидѣтельству прот. Виноградова [1], изъ-подъ домашняго ареста въ бывшихъ казначейскихъ покояхъ Донского монастыря.

«Здѣсь онъ жилъ въ это время, — пишетъ протопресв. Виноградовъ, — со всѣмъ своимъ скромнымъ имуществомъ и со своимъ вѣрнымъ келейникомъ Яковомъ. Сюда вѣрующіе могли передавать и передавали все, что хотѣли, но только черезъ стражу ГПУ, которая день и ночь дежурила внутри помѣщенія и не допускала къ Патріарху ни единаго человѣка. Патріархъ, однако, при полученіи передачи (черезъ стражу) могъ въ любой моментъ выходить на примыкавшій къ его помѣщенію отрѣзокъ монастырской стѣны (тоже строго охраняемой), показаться издали, принесшимъ и благословить ихъ».

Предстоящій процессъ надъ патріархомъ Тихономъ и казнь его тщательно подготовлялась совѣтской властью въ теченіе цѣлаго года, при чемъ особенно ревностными и усердными пособниками совѣтской власти въ этомъ дѣлѣ были одинъ изъ главныхъ организаторовъ «Живой Церкви» епископъ Антонинъ, его сподвижники прот. А. Введенскій прот. В. Красницкій и бывшій оберъ-прокуроръ Св. Синода при Вр. Правительствѣ В. Н. Львовъ.

Когда дѣло уже приближалось къ роковой развязкѣ, въ «Извѣстіяхъ» появились большія статьи, осуждающія патріарха Тихона.

Епископъ Антонинъ, который называлъ себя въ это время митрополитомъ, 20 апрѣля 1923 года въ своей статьѣ заявилъ: «Я полагаю, что Соборъ (Живоцерковный Соборъ) возложитъ на патріарха Тихона тяжелую отвѣтственность и вынесетъ ему обвинительный приговоръ. Я полагаю, что и въ гражданскомъ судѣ процессъ Цѣпляка предопредѣлилъ мѣру наказанія патріарху Тихону, ибо Цѣплякъ миніатюра въ сравненіи съ Тихономъ.»

Протоіерей А. Введенскій отъ имени «Союза Древне-Апостольской Церкви», который онъ въ это время возглавлялъ, заявилъ:

«Патріарху Тихону предстоитъ отвѣтственность передъ гражданскими и церковными властями. Всѣ церковныя обновленческія группы единогласны въ своемъ сужденіи о патріархѣ, какъ политическомъ контръ-революціонномъ дѣятелѣ, прикрывавшемся своимъ высокимъ церковнымъ саномъ. Будучи патріархомъ, Тихонъ велъ ту же политическую работу, что и въ то время, когда онъ былъ епископомъ Ярославскимъ.

Но не только обновленческія группы, но и широкія массы рядового духовенства относятся отрицательно къ дѣятельности патріарха Тихона. Это показали состоявшіеся въ послѣднее время епархіальные съѣзды.

Правда еще находится нѣкоторая группа контръ-революціоннаго духовенства, которая готова видѣть въ Тихонѣ мученика, но эта группа не имѣетъ никакого вліянія на ходъ церковной жизни и вокругъ нее объединились тѣ элементы, которые поставили себѣ задачей борьбу съ совѣтской властью.

Патріархъ Тихонъ, какъ каждый гражданинъ, отвѣтствененъ передъ гражданской властью за нарушеніе основныхъ законовъ и въ привлеченіи Тихона къ гражданской отвѣтственности ни въ коемъ случаѣ нельзя усматривать гоненія на Церковь.

На Соборѣ однимъ изъ основныхъ вопросовъ будетъ вопросъ о церковной отвѣтственности патріарха Тихона. Передъ Церковью Тихонъ является несомнѣнно виновнымъ, ибо онъ вмѣсто службы Христу служилъ международной реакціи. Съ точки зрѣнія Церкви, онъ является предателемъ и заслуживаетъ высшей мѣры наказанія — лишенія сана».

Пр. Красницкій отъ имени группы «Живая Церковь» заявилъ:

«Конечно, б. патріархъ Тихонъ зналъ, чего онъ желалъ, конечно, онъ выполнялъ опредѣленныя требованія общаго контръ-революціоннаго плана борьбы съ совѣтской Россіей и, его осудили даже массы рядового духовенства и рядовыхъ вѣрующихъ, теперь отошедшихъ отъ него и ищущихъ церковнаго преобразованія.

Передъ Русской Православной Церковью стоитъ историческая задача рѣшительно перейти на сторону трудящихся — рѣзко, твердо и опредѣленно осудить политику б. патріарха Тихона, осудивъ его лично и осудивъ контръ-революціонное духовенство, которое онъ возглавлялъ съ тѣмъ, чтобы призвать всѣхъ къ защитѣ революціонныхъ завоеваній, къ содѣйствію развитія революціоннаго движенія.

Предстоящій помѣстный соборъ несомнѣнно со всей строгостью осудитъ лично патріарха Тихона за тотъ тяжелый вредъ, который онъ нанесъ совѣтской Россіи съ одной стороны и церкви съ другой его пятилѣтней дѣятельностью, осудитъ его за всѣ жертвы, которыя понесла Церковь, за тѣ жертвы, которыя понесли трудящіеся въ теченіе гражданской войны, вдохновителемъ которой являлся патріархъ Тихонъ. Требованія лишенія Тихона священнаго сана раздавались съ разныхъ мѣстъ еще съ весны прошлаго года.

Соборъ несомнѣнно произнесетъ ему справедливый приговоръ».

Заявленіе б. оберъ-прокурора Св. Синода при Временномъ Правительствѣ В. Н. Львова гласило слѣдующее:

«Я еще не читалъ обвинительнаго заключенія по дѣлу б. патріарха Тихона и не знакомъ съ тѣмъ фактическимъ матеріаломъ, который въ немъ приведенъ, но я и безъ того хорошо знаю, что Тихонъ является идейнымъ вождемъ русской реакціи, въ частности реакціи заграничной, эмигрантской и, какъ таковой, онъ долженъ былъ неизбѣжно имѣть связи съ активными дѣятелями контръ-революціи.

На Соборѣ 1917 года самая идея патріаршества была выставлена, какъ идея политическая, а не церковная. Съ точки зрѣнія церковной эта идея находила на соборѣ много противниковъ и, если она все-таки на соборѣ восторжествовала, то это находитъ свое объясненіе только въ исключительно реакціонномъ составѣ собора, который въ своей политической резолюціи отказался даже признать Временное Правительство, какъ слишкомъ для него революціонную власть. Контръ-революціи не хватало объединеннаго идейнаго органа и онъ былъ созданъ на соборѣ въ видѣ патріаршества.

Поэтому уничтоженіе патріаршества и арестъ патріарха Тихона послѣ врученія ему обвинительнаго акта подсказывается не только тѣми уголовными преступленіями, въ которыхъ его обвинила совѣтская власть, но это необходимо и политически, ибо совѣтская власть, конечно, не могла терпѣть ни одной минуты въ столицѣ активной работы вождя контръ-революціи.

Я смотрю на процессъ Тихона, какъ на окончательное осужденіе послѣдней и высшей инстанціей всей контръ-революціи.

Съ осужденіемъ Тихона окончательно и рѣшительно и на процессѣ и на предстоящемъ помѣстномъ соборѣ будетъ уничтоженъ разъ и навсегда самый центръ реакціи, и сколько бы контръ-революціонная клика не пыталась его возсоздать, она этого сдѣлать не можетъ, ибо идейные вожди, созданные эмиграціей и только эмиграціей, не будутъ имѣть ни силы ни значенія даже въ рядахъ самой эмиграціи, не говоря уже о Россіи.

Съ осужденіемъ Тихона кончится всякая возможность идейнаго возсозданія реакціи даже въ эмиграціи.

Процессъ Тихона имѣетъ глубокую политическую важность и поэтому такъ неистовствуетъ противъ него заграничная печать».

Образъ дѣйствій В. Н. Львова былъ особенно постыднымъ. Онъ принадлежалъ къ помѣщичьимъ кругамъ высшаго дворянства. Въ студенческіе годы былъ вольнослушателемъ Московокой Духовной Академіи въ годы ректорства въ ней влад. Антонія и пользовался его покровительствомъ. Хотя В. Н. Львовъ и не проявилъ никакого усердія къ изученію богословскихъ наукъ, но приблизился къ церковнымъ кругамъ, затѣмъ былъ въ Государственной Думѣ спеціалистомъ по церковнымъ вопросамъ, а въ дни Временнаго Правительства сталъ оберъ-прокуроромъ Святѣйшаго Синода, но такъ себя держалъ въ этой должности, что по единодушному требованію архіереевъ, былъ удаленъ съ этой должности, уступивъ эту должность проф. А. В. Карташеву, а затѣмъ примкнулъ къ большевикамъ и мстилъ гонимой русской іерархіи за свои собственныя неудачи. Нѣкоторые считали его человѣкомъ ненормальнымъ. Но, повидимому, онъ отдавалъ себѣ отчетъ въ своихъ дѣйствіяхъ. Онъ помогалъ большевикамъ расправляться не только съ патріархомъ Тихономъ, но и вообще съ русской іерархіей, требуя, чтобы въ ея рядахъ была бы произведена «чистка», которая по большевитскимъ понятіямъ означаетъ ничто иное, какъ убійство неугодныхъ іерарховъ, а затѣмъ сталъ однимъ изъ самыхъ активныхъ дѣятелей «Живой Церкви», поставившей своей главнѣйшей задачей полное уничтоженіе патріаршества въ Россіи. Вотъ какъ отвѣтили владыкѣ Антонію нѣкоторые изъ когда то покровительствуемыхъ имъ питомцевъ.

1 декабря 1922 года въ «Извѣстіяхъ» было опубликовано доставленное замѣстителемъ предсѣдателя Высшаго Церковнаго Управленія прот. Красницкимъ воззваніе, подписанное 13 мірянами и скрѣпленное управляющимъ дѣлами ВЦУ Новиковымъ слѣдующаго содержанія:

«Въ теченіе 5 лѣтъ въ предѣлахъ церкви большинство рядового духовенства и естественные представители мірянъ церковные старосты и приходскіе совѣты твердо держали внутреннюю связь со старымъ строемъ и при помощи религіи поддерживали контръ-революціонное движеніе въ вѣрующемъ народѣ.

Бѣжавшіе заграницу архіереи, помѣщики и дворяне съ благословенія патріарха Тихона устроили въ прошломъ году въ Сербскомъ городѣ Карловцы Всезаграничный Церковный Соборъ и постановили воспользоваться голодомъ и смертью милліоновъ Поволжскихъ крестьянъ, чтобы сломить совѣтскую власть и возстановить царскій Домъ Романовыхъ.

Выполняя постановленія этого собора, патріархъ Тихонъ своимъ воззваніемъ призвалъ церковный народъ — духовенство и мірянъ противодѣйствовать совѣтской власти при изъятіи церковныхъ цѣнностей и всѣ лица, которые были осуждены трибуналомъ, пострадали за выполненіе его воззваній.

При старомъ церковномъ строѣ церковь наша была совершенно порабощена дворянскимъ самодержавіемъ. Самодержавный царь былъ самымъ авторитетнымъ судьей бывшаго Св. Синода, какъ въ дѣлахъ вѣры, такъ и въ дѣлахъ церковнаго управленія. Царскимъ указомъ утвержденъ былъ катихизисъ, т. е. самое вѣроученіе Православной Церкви, которымъ оправдывался старый дворянскій строй, господства знатнаго надъ простецомъ, богатаго надъ бѣднымъ, собственника надъ трудящимся.

Группа мірянъ, поддержанная, повидимому, извѣстной частью руководителей ВЦУ, если не полнымъ составомъ его, рекомендуетъ создатъ среди богамольцевъ объединеніе ревнителей церковнаго обновленія и на основаніи декрета объ отдѣленіи церкви отъ государства отобрать храмы у старыхъ приходскихъ совѣтовъ».

Тщательно подготовляя процессъ надъ патріархомъ Тихономъ, большевики озаботились тѣмъ, чтобы возможно шире и всестороннее возбудить ненависть противъ патріарха Тихона въ совѣтскихъ кругахъ и затуманитъ головы населенія, глубоко преданнаго патріарху Тихону.

18 апрѣля въ «Извѣстіяхъ» былъ напечатанъ обзоръ провинціальной печати, откликнувшейся на предстоящій процессъ патріарха Тихона, въ которомъ было сказано слѣдующее:

«Провинціальная печать полна откликовъ на предстоящій процессъ Тихона. Она подробно выявляетъ роль бывшаго столпа православной церкви.

«Трудовой день» пишетъ.

Уже въ январѣ 1918 года Тихонъ въ своемъ посланіи призывалъ всѣхъ вѣрующихъ на боръбу съ большевиками. Съ перваго дня избранія патріархомъ Тихонъ заявилъ себя ярымъ противникомъ совѣтскаго правительства. По волѣ Тихона въ годы гражданской войны и даже до послѣднихъ дней его патріаршества церковь превратилась въ штабъ контръ-революціонной агитаціи. Тихонъ неистовствовалъ. Въ посланіяхъ своихъ громилъ большевитскій строй, большевиковъ называлъ извергами рода человѣческаго, руководителей сов. правительства грабителями, насильниками, разбойниками. Въ то же время по приказанію Тихона въ мѣстностяхъ, занятыхъ бѣлогвардейцами, служились торжественные молебны о ниспосланіи побѣды христолюбивому (бѣлогвардейскому) воинству.

Газета доказываетъ, что церковь была только ширмой для контръ-революціонной борьбы за возстановленіе монархіи въ Россіи.

Тихонъ силится возстановить въ Россіи сметенный бурею революціи царскій строй.

Для этой цѣли Тихонъ рѣшилъ широко использовать религіозныя вѣрованія и предразсудки и создать въ массахъ вѣрующихъ мятежное настроеніе.

Контръ-революціонную сущность Тихоновской проповѣди раскрываетъ и Ивано-Вознесенскій «Рабочій Край».

Тихонъ воегда былъ и донынѣ остается сторонникомъ царскаго самодержавія, блюстителемъ интресовъ помѣщиковъ и капиталистовъ. Всѣ его выступленія, воззванія и практическая дѣятельность сводилась къ тому, чтобы сохранить царскую церковную организацію, уничтожить пролетарскую власть и вновь соединить церковь съ возстановленной старой властью, соединить церковь со старымъ государствомъ.

Долго терпѣла совѣтская власть Тихона и его дѣла. Совѣтская власть была занята гражданской войной, защитой республики отъ насѣдавшихъ генераловъ и имперіалистовъ. Но отъ этого контръ-революціонная дѣятельность противниковъ отдѣленія церкви отъ государства сдѣлалась только еще болѣе энергичной и, слѣдовательно, еще болѣе преступной.

Тифлиская «Рабочая Правда» вспоминаетъ интересныя подробности изъ чернаго прошлаго бывшаго патріарха.

Уже послѣ октября 1918 года на такъ называемомъ помѣстномъ соборѣ Тихонъ благосклонно выслушалъ заявленіе (опускаемъ чисто большевистскій терминъ) монархиста попа погромщика Востокова о томъ, что:

Единственное спасеніе русскаго народа — православный царь [2].

Еще въ бытность свою архіепископомъ Ярославскимъ Тихонъ принадлежалъ къ крайнимъ монархистамъ. Это установлено документально.

Активный членъ «союза русскаго народа» Кацаурова въ 1916 году писала ему:

Вы сдѣлали для нашего союза больше, чѣмъ кто-либо.

Въ мартѣ того же года истинно русскіе погромщики приносятъ Тихону благодарность за память и поздравленія по случаю 10-лѣтія нашего союза.

Послѣ револіюціи погромное настроеніе патріарха не улягается, а крѣпнетъ.

Появленіе Временнаго Правительства Родзянко — Керенскаго онъ привѣтствуетъ такъ:

Отъ меча погибните вы, взявшіе мечъ [3].

Появленіе совѣтской власти онъ встрѣчаетъ такими словами:

Подлежите вы огню геенскому, страшному проклятію потомства, и по всей Россіи бьетъ Тихоновскій мятежный набатъ.

«Зовемъ васъ, станьте, на защиту!»

Послѣ революціи Тихонъ тоже продолжаетъ оставаться однимъ изъ вождей черной сотни.

Бывшему царю Тихонъ посылаетъ въ Екатеринбургъ «благословеніе и просфорки».

Заграницей только что вышли воспоминанія «духовной дочери» Распутина и приближенной Романовыхъ — Вырубовой-Танѣевой. Въ этихъ воспоминаніяхъ имѣются письма Александры Ѳеодоровны къ Вырубовой изъ Екатеринбурга. Въ одномъ изъ этихъ писемъ читаемъ.

«Чувствую себя матерью страны, пишетъ Александра. Внутренно я смирилась, знаю, что все это не надолго. Епископъ Гермогенъ за насъ, и патріархъ въ Москвѣ тоже, и большая часть духовенства.»

Монархисты, погромщики, столпы царской Россіи не ошиблись выборомъ, посадивъ Тихона на патріаршій престолъ.

Этой Россіи онъ служилъ вѣрой и правдой.

Но велика вина Тихона и передъ поволжскимъ крестьянствомъ, къ стонамъ и мольбамъ котораго онъ былъ каменно равнодушенъ, запретивъ изъятіе церковныхъ цѣнностей.

Архангельская «Волна» говоритъ:

Если спросите поволжскихъ крестьянъ — кто ихъ первый врагъ, кто растравлялъ ихъ раны ва время тяжелой болѣзни, — нѣтъ сомнѣнія, всѣ, какъ одинъ, назовутъ гражданина Белавина. Голодъ, страданія и смерть были орудіями этого «помазанника» на патріаршій престолъ.

За все это онъ теперь отвѣтилъ передъ судомъ рабочихъ и крестьянъ».



Всѣ эти памфлеты, исполненные такой жгучей ненавистью къ патріарху Тихону, который несомнѣнно въ своей душѣ сочувствовалъ возстановленію царской Россіи, но въ годы своего патріаршества стремился ограничить свою дѣятельность исключительно защитой Церкви, конечно, были составлены въ ГПУ въ Москвѣ и разосланы въ провинціальную печать, которая у большевиковъ отражаетъ собой не мысли и чувства населенія, а передаетъ населенію безоговорочныя распоряженія совѣтской власти не только въ отношенія дѣйствій, но и мыслей порабощеннаго народа. Что же касается самого патріарха Тихона, то всѣ приведенные, шипящіе ненавистью, злобные выпады противъ него являются для нашего Патріарха лучшей похвалой, свидѣтельствуя о томъ, какую могущественную силу представляетъ собой патріаршество, опирающееся на обще-народное сознаніе и историческія основы страны.

Къ осужденію патріарха Тихона большевики стремились привлечь и духовенство. Въ этотъ періодъ времени въ «Извѣстіяхъ» печатается рядъ телеграммъ изъ разныхъ мѣстъ Россіи о собраніяхъ духовенства, выносящихъ резолюціи противъ патріарха Тихона, такъ напримѣръ, 17 апрѣля печатается телеграмма изъ Одессы: «Изъ разныхъ мѣстъ губерніи сообщаютъ, что мѣстное духовенство въ связи съ предстоящіимъ судомъ надъ б. патріархомъ Тихономъ рѣзко порицаетъ Тихона и тихоновцевъ и видитъ въ послѣднихъ носителей помѣщичьей реакціи.»

Однако, съ духовенствомъ дѣло не идетъ гладко и тѣ же «Извѣстія» сообщаютъ, что на Московскомъ Епархіальномъ Съѣздѣ, созванномъ живоцерковниками, тихоновцы устроили обструкцію при обсужденіи вопроса о патріархѣ Тихонѣ; въ теченіе всего вечерняго засѣданія пѣли молитвы и затѣмъ въ числѣ 47 человѣкъ покинули съѣздъ.

Примѣчанія:
[1] Проф. протопресвитеръ В. П. Виноградовъ: «О нѣкоторыхъ важнѣйшихъ моментахъ послѣдняго періода жизни и дѣятельности Св. Патріарха Тихона 1923-1925 г.г. Мюнхенъ 1959 г.»
[2] Протоіерей о. Владиміръ Востоковъ, нѣсколько лѣтъ тому назадъ скончавшійся въ преклонномъ возростѣ въ г. Санъ Франциско, былъ однимъ изъ пламенныхъ и безстрашныхъ борцовъ противъ безбожной революціи. До октябрьской революціи онъ былъ настоятелемъ одной изъ церквей въ Москвѣ и тамъ получилъ широкую всероссійскую извѣстность своими обличительными выступленіями противъ революціонеровъ и безбожниковъ. Въ эмиграціи онъ былъ въ Югославіи и послѣ второй міровой войны въ Соединенныхъ Штатахъ. Онъ выпустилъ много обличительныхъ книгъ, брошюръ и листовокъ съ яркими названіями, напримѣръ, «Стрѣла въ сатану» и друг. Его особенно ненавидѣли большевики и, конечно, ихъ оскорбительные эпитеты являются только похвалой этому безстрашному пастырю, который также прославился и въ гражданскую войну, особенно вь послѣдній ея періодъ въ арміи генерала Врангеля, вдохновляя воиновъ на «крестовый походъ» противъ безбожниковъ.
[3] На самомъ дѣлѣ патріархъ Тихонъ ничѣмъ не отзывался по поводу Временнаго Правительства, а Евангельскія слова: «Всѣ, взявшіе мечъ, мечемъ и погибнутъ» (Матѳ. 26, 52) приведены патріархомъ Тихономъ въ его обличительномъ посланіи, адресованномъ Совѣту Народныхъ Комиссаровъ, по случаю годовщины совѣтской власти въ Россіи. См. стр. 53 настоящей книги.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 77-85.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.