Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
В. Ожесточенныя гоненія на Церковь послѣ гражданской войны.
9. Организація «Живой Церкви» и различныхъ революціонныхъ церковныхъ группъ.

Совѣтская власть послѣ окончанія гражданской войны, поставивъ своей главнѣйшей задачей рѣшителыную борьбу съ Русской Православной Церковью, осуществляла эту борьбу различными способами, и однимъ изъ главнѣйшихъ изъ нихъ — это было созданіе такихъ церковныхъ группъ, которыя сами бы съ помощью и подъ руководствомъ совѣтской власти повели бы борьбу съ Русской Православной Церковью для того, чтобы захватить аппаратъ церковнаго управленія, поставить религіозную жизнь вѣрующаго Русскаго народа подъ полный контроль совѣтской власти и найти лучшіе пути для полнаго уничтоженія всякой религіи въ Русскомъ народѣ.

Прот. В. Виноградовъ, который былъ въ Москвѣ свидѣтелемъ всѣхъ этихъ событій, сообщаетъ намъ о «Живой Церкви» слѣдующее. «Надо имѣть въ виду, что глубоко ошибаются всѣ тѣ, кто полагаетъ, что обновленчество родилось, какъ внутреннее церковное оппозиціонное противъ патріарха Тихона движеніе, которое для своего обнаруженія и развитія лишь воспользовалось арестомъ патріарха и полной поддержкой Г.П.У. Еще болѣе ошибаются тѣ, которое ставятъ это движеніе въ генетическую связь съ церковно-общественнымъ движеніемъ къ оживленію церковной жизни въ первомъ десятилѣтіи текущаго столѣтія (откуда обновленчество въ дѣйствительности заимствовало лишь когда-то притягательные лозунги: «обновленіе»... «живая церковь»). Совсѣмъ нѣтъ. Все это обновленческое движеніе было всецѣло дѣломъ рукъ Тучкова, для котораго лидеры обновленчества явились одновременно и добровольными и подневольными совѣтниками и орудіями внутри-церковнаго террора».

Этотъ планъ осуществился постепенно, осторожно и продуманно.

2-го декабря 1919 года въ «Извѣстіяхъ» появилась статья: «Церковь и государство», въ которой было написано слѣдующее:

«Церковь всегда была въ рукахъ государства орудіемъ для порабощенія трудящихся массъ... Патріархъ, вѣрный монархическому строю, предавалъ анаѳемѣ новую власть. Вѣрное ему духовенство, подражая ему и дрожа за свой санъ и положеніе, науськивало народъ противъ рабоче-крестьянской власти. Словомъ церковь не только благословляла контръ-революцію, но даже активно ее поддерживала.

Двухлѣтняя борьба совѣтской власти за свое существованіе наглядно показала, что для нее не все равно, что думаетъ и что дѣлаетъ церковь.... Тотъ двухлѣтній опытъ насъ учитъ быть предусмотрительными и поддерживать въ духовенствѣ тѣ теченія, которыя слѣдуютъ за духомъ времени и идутъ на поддержку совѣтской власти».

Нащупывая тѣ кадры духовенства, на которые могла бы опереться совѣтская власть для созданія «Живой Церкви», 14 декабря того же года въ тѣхъ же «Извѣстіяхъ» была помѣщена другая статья подъ заглавіемъ: «Кому это выгодно», въ которой было написано слѣдующее:

«Совѣтская власть не нуждается въ поддержкѣ духовенства. Найдете ли вы во всей совѣтской Россіи (о несовѣтской и говорить смѣшно), много служителей любого культа не стоящихъ противъ гражданской власти, противъ государственныхъ монополій, противъ уничтоженія частной собственности на землю и фабрики, противъ отобранія церковныхъ и монастырскихъ земель, противъ гражданскаго брака и т. п. Гдѣ же это теченіе, о которомъ вы говорите, чѣмъ оно себя проявило, гдѣ его литература, борьба за трудовые интересы, гдѣ его критика старыхъ догматовъ, какъ это всегда бывало при всякой революціи?»

Однако вопреки опасеніямъ совѣтской власти о томъ, что не найдется такихъ представителей духовенства, которые пожелаютъ ее поддерживать, они очень скоро нашлись и въ достаточномъ числѣ.

Наиболѣе позорную славу на почвѣ борьбы съ Христовой Церковью, черезъ удѣлъ Іуды предателя, стяжали себѣ въ эти печальные годы въ Россіи главные организаторы — «Живой Церкви» епископъ Антонинъ (Грановскій) [1], епископъ Леонидъ (Окропиридзе) [2] архіепископъ Евдокимъ (Мещерскій) [3] и представители бѣлаго духовенства протоіереи Александръ Введенскій и В. Красницкій.

Примѣчанія:
[1] Епископъ Антонинъ уроженецъ Полтавской губерніи, въ мірѣ Александръ Грановскій, родился 21 ноября 1865 года. Въ 1891 году окончилъ курсъ Кіевской Духовной Академіи, въ которой былъ постриженъ въ монахи. Послѣ прохожденія въ теченіе 12 лѣтъ службы въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ, въ 1903 г. былъ хиротонисанъ въ 3-го викарія Петроградской епархіи, въ которой возвысился до 1-го викарія. Онъ былъ единственнымъ епископомъ въ Русской Церкви, который въ 1905 году примкнулъ къ революціи, отказавшись поминать за богослуженіемъ имя Государя за что былъ уволенъ на покой съ мѣстопребываніемъ въ Троицко-Сергіевской пустыни въ Петроградской епархіи. Въ 1913 году былъ возстановленъ въ іерархическомъ служеніи и назначенъ на каѳедру епископа Владикавказскаго и Моздокскаго.
[2] Епископъ Леонидъ въ мірѣ Лонгинъ Окропиридзе родился 15 февраля 1861 года. Окончилъ Кіевскую Духовную Академію, во время ученія въ академіи постриженъ въ монахи и по окончаніи курса академіи назначенъ инспекторомъ школъ общества возстановленія Православія на Кавказѣ; съ 1898 года — епископъ Горійскій и затѣмъ епископъ Гурійско-Монгрельскій.
[3] Архіепископъ Евдокимъ, въ мірѣ Василій Мещерскій, родился 1 апрѣля 1869 года, по окончаніи Московской Духовной Академіи постриженъ въ іеромонахи и по прохожденіи службы въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ съ 4 января 1904 года третій викарій Московской епархіи, а съ 29 іюля 1914 года Архіепископъ Алеутскій и С. Американскій.
       По части предательства и активнаго содѣйствія совѣтской власти въ борьбѣ съ Православной Церковью особенно отличились еписколъ Антонинъ, прот. Введенскій и Красницкій. Они воистину превзошли Іуду Предателя, такъ какъ были активными пособниками совѣтской власти въ казняхъ іерарховъ вѣрныхъ Церкви и въ предполагавшейся казни патріарха Тихона. Введенскій и Красницкій были главными свидѣтелями въ дѣлѣ митрополита Петроградскаго Веніамина, осужденнаго на смерть и казненнаго совѣтской властью.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 86-88.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.