Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

II. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе Патріарха Тихона.
В. Ожесточенныя гоненія на Церковь послѣ гражданской войны.
10. Захватъ Патріаршаго Управленія въ Москвѣ живоцерковниками черезъ обманъ Патріарха Тихона, при его арестѣ.

Организовавъ группу духовенства, готовую служить совѣтской власти для борьбы съ Русской Православной Церковью, Тучковъ со своими сотрудниками, епископами Антониномъ и Леонидомъ и протоіереями Введенскимъ и Красницкимъ, въ маѣ мѣсяцѣ 1922 года, обманомъ патріарха Тихона, захватили въ свои руки центральный, аппаратъ Патріаршаго управленія. Объ этомъ такъ свидѣтельствуетъ патріархъ Тихонъ въ своемъ посланіи отъ 15 іюля 1923 года, послѣ своего освобожденія изъ подъ ареста:

«18 мая истекшаго (1922 г.), — пишетъ въ посланіи патріархъ Тихонъ, — къ намъ, находившимся тогда въ заключеніи на Троицкомъ подворьѣ, явились священники Введенскій, Бѣлковъ и Калиновскій (недавно сложившіе съ себя санъ) и, подъ видомъ заботы о благѣ Церкви, подали намъ письменное заявленіе, въ которомъ, жалуясь на то, что вслѣдствіе сложившихся условій, церковныя дѣла остаются безъ движенія, просили Насъ ввѣрить имъ канцелярію нашу для приведенія въ порядокъ поступающихъ въ нее бумагъ. Сочтя это полезнымъ, мы уступили ихъ домогательствамъ и положили на ихъ заявленіи слѣдующую резолюцію: «Поручается поименованнымъ ниже лицамъ, т. е. подписавшимъ заявленіе священникамъ, принять и передать Высокопреосвященному Агаѳангелу, по пріѣздѣ его въ Москву, Синодскія дѣла при участіи секретаря Нумерова». По силѣ этой резолюціи имъ было поручено лишь принять дѣла и передать ихъ митрополиту Агаѳангелу, какъ только онъ пріѣдетъ въ Москву. О томъ, какъ должны они постулить съ принятыми дѣлами, если бы митрополитъ Агаѳангелъ совсѣмъ не явился въ Москву, никакихъ распоряженій нами сдѣлано не было, потому что самой возможности этого мы тогда не могли предвидѣть, а на то, что они сами въ такомъ случаѣ должны были замѣнить митрополита и стать во главѣ церковнаго управленія, въ резолюціи благословенія быть не могло, такъ какъ полномочія, связанныя съ саномъ епископа, не могутъ быть передаваемы пресвитерамъ. Тѣмъ не менѣе эту резолюцію нашу они объявили актомъ передачи имъ церковной власти и, согласившись съ епископами Антониномъ и Леонидомъ, образовали изъ себя такъ называемое высшее церковное управленіе. Чтобы оправдать это самочинное дѣяніе, они, неоднократно и въ печатіи, и на публичныхъ собраніяхъ, утверждали, что приступили къ управленію Церковью по соглашенію съ патріархомъ («Правда» отъ 21 мая 1922 г.), что они состоятъ членами Высшаго Церковнаго Управленія «согласно резолюціи Святѣйшаго Патріарха Тихона» (прот. Введенскій. Революція и церковь, стр. 28) и «приняли изъ рукъ самого патріарха управленіе церковью» («Живая Церковь» №4-5, стр. 9). На собраніи 12 іюня 1922 г. по поводу предложенія одного священника не проводить въ жизнь никакихъ церковныхъ реформъ иначе, какъ съ благословенія патріарха, предсѣдатель этого собранія еп. Антонинъ заявилъ: «Такъ какъ патріархъ Тихонъ передалъ свою власть Высшему Церковному Управленію безъ остатка, то намъ нѣтъ надобности бѣгать за нимъ, чтобы брать у него то, чего уже въ немъ не имѣется.»

Нынѣ торжественно и во всеуслышаніе съ сего священнаго амвона свидѣтельствуемъ, что эти, столь рѣшительныя заявленія ихъ о соглашеніи съ нами и о передачѣ нами правъ и обязанностей патріарха Россійской Церкви Высшему Церковному Управленію, составленному епископами Антониномъ и Леонидомъ и священниками Введенскимъ, Красницкимъ, Калиновскимъ и Бѣлковымъ, — ни что иное, какъ ложь и обманъ, и что перечисленныя лица овладѣли церковной властью путемъ захвата, самовольно, безъ всякихъ установленныхъ правилами нашей Церкви, законныхъ полномочій.»



Такимъ образомъ агенты совѣтской власти, поставивъ своей цѣлью, какой угодно цѣной, устранить патріарха Тихона отъ церковнаго управленія, сознательно и безчестно обманули его. Они дали ему обѣщаніе, что, избранный имъ его замѣститель митрополитъ Ярославскій Агаѳангелъ, безпрепятственно пріѣдетъ въ Москву и станетъ во главѣ церковнаго управленія, замѣняя патріарха, но, въ то же время, митрополита Агаѳангела въ Москву не пустили, а аппаратъ церковнаго управленія захватили ихъ агенты, объявивъ себя законными преемниками патріарха Тихона.

Само собой понятно, что Московское духовенство терроризованное совѣтской властью, находившееся подъ постояннымъ страхомъ ареста и разстрѣла, не имѣя никакихъ распоряженій отъ арестованнаго патріарха Тихона, находилось въ полной растерянности и, не удивительно, что многіе изъ Московскихъ приходовъ первоначально повѣрили епископу Антонину и примкнули къ нему, пока не раскрылся ихъ обманъ, когда патріархъ Тихонъ получилъ возможность издать свое посланіе съ раскрытіемъ этого обмана.



Въ то же время Ярославскій митрополитъ Агаѳангелъ, которому патріархъ Тихонъ поручилъ церковное управленіе, издалъ слѣдующее посланіе:

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 89-90.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.