Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
1. Указъ Высшаго Русскаго Церковнаго Управленія заграницей по поводу ареста Патріарха Тихона.

Управляющимъ русскимъ православными заграничными епархіями, общинами и церквами, Управляющему военнымъ и морскимъ духовенствомъ Русской Арміи, Начальникамъ Россійскихъ Духовныхъ Миссій и Настоятелямъ церквей, непосредственно Высшему Церковному Управленію подчиненныхъ.

По благословенію Святѣйшаго Патріарха Московскаго и всея Россіи, Высшее Русское Церковное Управленіе Заграницей въ соединенномъ присутствіи Россійскаго Заграничнаго Синода и Церковнаго Совѣта при участіи прибывшихъ въ Ср. Карловцы членовъ Синода: архіепископа Анастасія, епископа Веніамина и епископа Гермогена, 17/30 мая 1922 г. имѣли сужденіе по вопросу о происходящихъ въ Россіи событіяхъ въ церковной жизни, арестѣ Святѣйшаго Тихона Патріарха Московскаго и всея Россіи и временномъ устраненіи Его Святѣйшества отъ административныхъ обязанностей.

На основаніи бывшихъ сужденій постановили:

1) Предписать причтамъ всѣхъ русскихъ православныхъ заграничныхъ церквей и общинъ въ первый же воскресеный день по полученіи сего опредѣленія отслужить моленіе Господу Богу объ избавленіи отъ узъ Святѣйшаго Тихона, Патріарха Всероссійскаго, предваривъ таковое моленіе соотвѣтствующимъ словомъ.

2) Кромѣ обычнаго возношенія имени Святѣйшаго Тихона, Патріарха Московскаго и всея Россіи въ установленной формѣ, внести въ ектеніяхъ на всѣхъ службахъ, особыя прошенія объ избавленіи во узахъ держимаго Святѣйшаго Тихона по чину изъ древняго требника, а на Божественной литургіи, кромѣ того послѣ сугубой ектеніи установить чтеніе нарочито составленной молитвы.

3) Отпечатать и разослать причтамъ всѣхъ русскихъ православныхъ заграничныхъ церквей указанныя прошенія и молитву съ чиноположеніемъ о во узахъ держимыхъ изъ древняго Требника [1].

4) Обратиться съ особымъ воззваніемъ — возвысить свой голосъ протеста противъ чинимыхъ надъ Святѣйшимъ Патріархомъ Всероссійскимъ насилій — ко всѣмъ главамъ Православныхъ и инославныхъ Церквей, кромѣ Папы Римскаго, о которомъ имѣются точныя свѣдѣнія о томъ, что онъ не только вступилъ въ соглашеніе съ христопродавцами большевиками, но старается использовать гоненія на Русскую Православную Церковъ и ея славу въ корыстныхъ цѣляхъ воинствующаго католиціизма.

5) Съ такими же воззваніями обратиться ко всѣмъ свѣтскимъ главамъ государствъ міра.

6) Лишить всякаго церковнаго общенія епископа Антонина и прочихъ епископовъ клириковъ и мірянъ, возставшихъ въ угоду большевикамъ противъ своего Святѣйшаго Отца и Патріарха, и осудить ихъ дѣйствія, давъ вѣрнымъ православнымъ характеристику этихъ измѣнниковъ и призвать православныхъ чадъ Русской Православной Церкви тѣснѣе сплотиться вокругъ своихъ архипастырей и пастырей, оставшихся вѣрными своему Патріарху — Святѣйшему Тихону, о чемъ и увѣдомить главенствующихъ іерарховъ Православныхъ Церквей.

7) Просить Высокопреосвященнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго, принятъ на себя трудъ по составленію означенныхъ посланій и воззваній.

О чемъ напечатать въ журналѣ «Церковныя Вѣдомости» и разослать циркулярные указы Управляющимъ русскими православными заграничными епархіями, общинами и церквами, Управляющему военнымъ и морскимъ духовенствомъ Русскоій арміи, Начальникамъ Россійскихъ Духовныхъ Миссій и Настоятелямъ церквей, непосредственно Высшему Церковному Управленію подчиненныхъ, съ приложеніемъ чина моленій о въ темницахъ и заточеніи сущихъ.

28 мая — 10 іюня 1922 года № 25 . Сербія Ср. Карловцы.

Предсѣдатель Высшаго Церковнаго Управленія Митрополитъ Антоній.

Секретарь Е. Махароблидзе.



Во исполненіе приведеннаго выше указа Высшаго Русскаго Церковнаго Управленія заграницей владыкой Антоніемъ были составлены и разосланы слѣдующій посланія въ защиту Патріарха Тихона.

Примѣчаніе:
[1] Съ этимъ указомъ были разосланы проредактированное владыкой Антоніемъ

Моле́ніе о е́же въ темни́цѣ и заточе́ніи су́щихъ.
(Изъ Кіевскаго Служебника 1736 года).

На вели́цѣй ектеніи́, по проше́ніи: О пла́вающихъ.

О е́же прости́ти рабо́мъ Свои́мъ (или́ рабу́ Своему́) и́мя ре́къ вся́ согрѣше́нія и́хъ (или́ его́) и ми́лостиву и благоувѣ́тливу бы́ти и́мъ (или́ ему́), Го́споду помо́лимся.

О е́же вско́рѣ услы́шати гла́съ моле́нія на́шего, и отъ у́зъ и темни́цы ми́лостивно освободи́ти и́хъ (или́ его́), Го́споду помо́лимся.

О е́же я́коже иногда́ приле́жную Це́ркве Свое́й о Петрѣ́ моли́тву, и на́шу ны́нѣ ми́лостивно услы́шати, и отъ у́зъ свободи́ти рабо́въ Свои́хъ (или́ раба́ Своего́), Го́споду по́молимся.

О е́же по мно́гимъ щедро́тамъ и ми́лости Свое́й отъ вся́каго зла́го обстоя́нія изба́вити и свободи́ти рабы́ Своя́ (или́ раба́ Своего́), Го́споду помо́лимся.

О е́же сотвори́ти ми́лость съ рабы́ Свои́ми (или́ съ рабо́мъ Свои́мъ) и отъ всѣ́хъ бѣ́дъ и ну́ждъ, и отъ узи́лища, я́коже Іо́сифа во Еги́птѣ иногда́, си́лою Свое́ю ско́ро свободи́ти и́хъ (или́ его́), Го́споду помо́лимся.

По вхо́дѣ устано́вленніи тропари́. По си́хъ, гла́съ 2-й. Тропа́рь: Манассíю отъ у́зъ и го́рькаго заточе́нія моли́твъ ра́ди свободи́вый, всеще́дрый Бо́же, и рабы́ Твоя́ (или́ раба́ Твоего́) на́ми ны́нѣ моля́щіяся (или́ моля́щагося) отъ у́зъ и заточе́нія свободи́, отъ вся́каго зла́го обстоя́нія изба́ви, я́ко еди́нъ Человѣколю́бецъ.

По кондацѣ́хъ: Сла́ва, гла́съ 5-й. Конда́къ: Яко милосе́рдія исто́чникъ, и бла́гости пучи́на, Христе́ Бо́же, не пре́зри въ ско́рбѣхъ и бѣда́хъ, Тебе́ вѣ́рою призыва́ющихъ: но я́ко ще́дръ поми́луй, и отъ у́зъ ско́ро свободи́, да пое́мъ Ти́, аллилу́ія.

И ны́нѣ, по Уста́ву.

Проки́менъ, гла́съ 6-й: Изведи́ изъ темни́цы ду́шу мою́ исповѣ́датися и́мени Твоему́. Сти́хъ: Вонми́ моли́твѣ мое́й, я́ко смири́хся зѣло́.

Апо́столъ: Дѣя́ній, зача́ло 29-е. Нача́ло сіе́: Во дни́ о́ны возложи́ Иродъ ца́рь ру́цѣ... Коне́цъ: И отъ всего́ ча́янія люде́й іуде́йскихъ.

Аллилу́ія гла́са. Сти́хъ: Изъ глубины́ воззва́хъ къ Тебѣ́, Го́споди, Го́споди услы́ши гла́съ мо́й. Сти́хъ 2-й: Да бу́дутъ у́ши Твои́ вне́млющѣ гла́су моле́нія моего́.

Ева́нгеліе отъ Іоа́нна, зача́ло 31-е. Нача́ло сіе́: Рече́ Госпо́дь къ вѣ́ровавшимъ въ Него́ іуде́омъ: а́ще вы́ пребу́дете въ словесѣ́... Коне́цъ: Аще у́бо Сы́нъ вы́ свободи́тъ, вои́стину свобо́дни бу́дете.

На сугу́бѣй ектеніи́, по проше́ніи: О блаже́нныхъ и приснопа́мятныхъ...

Петра́ отъ у́зъ и темни́цы изведы́й, и невре́дна Це́ркви Твое́й предста́вивый, Христе́, и рабо́въ Твои́хъ (или́ раба́ Твоего́) на́ми Тебѣ́ ны́нѣ моля́щихся (или́ Тебѣ́ ны́нѣ моля́щагося), я́ко милосе́рдъ, поми́луй и отъ у́зъ свободи́, мо́лимтися, Всеми́лостивый Спа́се, услы́ши и поми́луй.

Избавля́яй ни́ща отъ си́льна, и убо́га, ему́же нѣ́сть помо́щника, въ бѣдѣ́ и заточе́ніи и у́захъ су́щихъ (или́ су́щаго), я́ко ще́дръ, ми́лостивно свободи́, приле́жно мо́лимтися ско́ро услы́ши и, я́ко ще́дръ, поми́луй.

Іо́сифа въ темни́цѣ иногда́ во Еги́птѣ заключе́ннаго пресла́вно освободи́вый, и ны́нѣ на́ми Тебе́ призыва́ющихъ (или́ призыва́ющаго) отъ у́зъ и го́рькія бѣды́ изба́ви, мо́лимтися, Изба́вителю Ми́лостивый, услы́ши и ско́ро поми́луй.

По ектеніи́ моли́тва: Го́споди Іису́се Христе́ Бо́же на́шъ, Свята́го Апо́стола Твоего́ Петра́ отъ у́зъ и темни́цы безъ вся́каго вре́да свободи́вый, пріими́ моли́тву отъ на́съ, недосто́йныхъ ра́бъ Твои́хъ, и въ темни́цу всажде́ннаго раба́ Твоего́ Святѣ́йшаго Патріа́рха Всероссíйскаго Ти́хона, я́ко Человѣколю́бецъ, всеси́льною Твое́ю десни́цею отъ вся́каго зла́го обстоя́нія изба́ви и на свобо́ду изведи́; возврати́ его́ Це́ркви Твое́й благоугожда́юща и творя́ща во́лю Твою́. Съ ни́мъ же и про́чія св. вѣ́ры на́шея исповѣ́дники, злострада́нія отъ враго́въ прія́вшія, отъ у́зъ свободи́. На́съ же въ вѣ́рности правосла́вной вѣ́рѣ утверди́ и отъ прельще́нія и устраше́нія человѣ́къ безбо́жныхъ и лука́выхъ ерети́къ огради́.

Ей, Го́споди, да возсія́тъ Це́ркве Твоея́ сла́ва, да ста́нетъ святи́тель Тво́й на престо́лѣ архіере́йства своего́ непреткнове́ненъ и да испо́лнятся сердца́ вѣ́рныхъ Твои́хъ сыно́вняго тому́ послуша́нія, и та́ко да просла́вится въ не́мъ же и на́съ Пресвято́е и́мя Твое́ со Отце́мъ и Ду́хомъ, во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь.

Зри́: Моле́нія сіи́ къ Литургíи прилага́й въ свои́хъ мѣ́стѣхъ; а́ще же кромѣ́ Литурíи хо́щеши я́ возноси́ти Бо́гу и тогда́ сложи́ и́хъ въ осо́бый моле́бенъ по о́бразу благода́рственнаго моле́бна.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 95-98.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.