Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
2. Святѣйшимъ Православнымъ Патріархамъ, Православнымъ Митрополитамъ, Архіепископамъ и Епископамъ, Предстоятелямъ Святыхъ Божіихъ Церквей Православныхъ.

Россійская Православная Церковь, поверженная въ тяжкія бѣдствія, радоваться о Христѣ Богѣ желаетъ и, открывая свои глубокія раны, указуя на 28 могилъ убіенныхъ своихъ архіереевъ и свыше тысячи убіенныхъ іереевъ и сотни тысячъ мірянъ, убіенныхъ за благочестіе, взываетъ къ Вамъ словами Іереміи: «да не будетъ этого съ Вами, всѣ, проходящіе путемъ, взгляните, посмотрите, есть ли болѣзнь какъ болѣзнь моя, какая постигла меня, какую послалъ Господь въ день пламеннаго гнѣва Своего» (Плач. 1, 12).

Страданія наши умножаются съ каждымъ новымъ мѣсяцемъ до настоящихъ дней, которые оказались еще болѣе горестными, чѣмъ все пережитое нашею страною раньше. Именно въ эти послѣдніе мѣсяцы и дни богоборная рука враговъ Христовыхъ направилась противъ нашихъ вѣковыхъ святынь, ограбила изъ церквей священныя украшенія чудотворныхъ иконъ и раки, содержавшія нетлѣнныя тѣла св. угодниковъ, также священные сосуды Божественной евхаристіи и всѣ прочія цѣнности Божіихъ храмовъ. Злодѣи довершили свои преступленія тѣмъ, что пытаются отнять послѣднее утѣшеніе православнаго народа: они арестовали Святѣйшаго Патріарха Всероссійскаго Тихона и объявили его низложеннымъ за то именно, что онъ, даже не препятствуя продажѣ церковныхъ цѣнностей въ пользу голодающаго народа, требовалъ, чтобы онѣ отбирались изъ алтарей священными руками священнослужителей, какъ повелѣваютъ св. правила Вселенскихъ Соборовъ. Не упоминаемъ уже о томъ, что никто не вѣритъ въ полученіе выгоды отъ этихъ сокровищъ голодающими, ибо на глазахъ всѣхъ онѣ развозятся еврейскими торговками по заграничнымъ рынкамъ, а родственники послѣднихъ составляютъ теперь насильническое правительство въ Россіи, объявляютъ Святѣйшаго Патріарха врагомъ народа, безучастнымъ къ голодающему населенію, и держатъ его подъ стражею.

Не менѣе ужасно то, что заштатный епископъ Антонинъ, давно извѣстный по своимъ беззаконіямъ, и съ нимъ нѣсколько преступныхъ священниковъ, ни во что не вѣрующихъ, объявили сами себя церковнымъ правительствомъ, а Святѣйшаго Патріарха низложеннымъ, — въ чемъ получаютъ поддержку со стороны беззаконнаго совѣтскаго правительства, коего 85% составляютъ евреи, а остальные 15% — безбожники.

Заграничная русская іерархія является теперь единственнымъ свободнымъ русскимъ церковнымъ учрежденіемъ, которое можетъ возвысить голосъ въ защиту истины, ибо внутри Россіи вся печать монополизирована еврейскимъ правительствомъ, которое никому не дозволяетъ ни одного слова напечатать въ защиту Христовой Вѣры и Церкви. Вотъ почему Высшее Русское Церковное Управленіе заграницей, утвержденное Патріархами Вселенскимъ, Сербскимъ и Всероссійскимъ, считаетъ своею обязанностью объявить всѣмъ предстоятелямъ Св. Церквей, что оно признаетъ арестъ Святѣйшаго Патріарха Тихона вопіющимъ злодѣяніемъ и прекращаетъ всякое общеніе съ возставшимъ противъ него лжеепископомъ Антониномъ и его сообщниками лжеіереями, какъ и съ тѣми кіевскими, давно низложенными судомъ Патріарха, преступными священниками, которые въ октябрѣ 1921 г., захвативъ при помощи большевиковъ каѳедральную церковь св. Софіи, устроили тамъ комедію посвященія бывшихъ протоіереевъ Липковскаго и Шараевскаго, женатыхъ, въ архіерейскій санъ, безъ участія хотя бы одного епископа и провозгласили ихъ митрополитами, а другихъ, ихъ сообщниковъ, епископами, и такимъ способомъ расплодили въ Малороссіи цѣлую серію псевдоепископовъ, псевдоіереевъ и псевдоклириковъ.

Просимъ всѣхъ боголюбивыхъ архіереевъ и клириковъ православныхъ не имѣть съ тѣми и другими никакого каноническаго общенія и не считать ихъ священнослужителями, но самочиннымъ сборищемъ.

Сугубо просимъ православныхъ владыкъ и преподобныхъ отцовъ іереевъ, дьяконовъ и иноковъ и всѣхъ православныхъ христіанъ возносить святыя молитвы объ избавленіи Святѣйшаго Патріарха Тихона отъ узъ и объ освобожденіи православнаго народа русскато отъ деспотическаго ига коммунистовъ — гонителей святой вѣры, которые лишаютъ его физической возможности возвысить свой голосъ въ печати противъ враговъ Христовыхъ и обратиться съ мольбой о томъ къ заграничнымъ православнымъ во Христѣ братьямъ.

Святѣйшихъ и преосвященнѣйшихъ іерарховъ просимъ также объ открытомъ заявленіи своего протеста противъ плѣненія Всероссійскаго Патріарха и о побужденіи къ его защитѣ всѣхъ, кто можетъ сіе исполнить.

Пусть никто изъ преосвященныхъ собратіевъ нашихъ не скажетъ: «безрелигіозная современность настолько ослабила голосъ пастырей въ сознаніи сильныхъ міра сего, что мы безсильны что-либо сдѣлать». Вспомните, что еще задолго до пришествія Христова три юноши предъ царемъ Даріемъ загадали: что на землѣ всего сильнѣе? Одинъ доказывалъ, что царь, другой — что вино, а третій началъ было доказывать, что сильнѣе всѣхъ женщина, но, вдругъ опомнился и воскликнулъ, что всѣхъ сильнѣе истина и доказалъ это съ такой силою, что и царь и всѣ бывшіе тамъ вельможи и мудрецы восторженно согласились съ нимъ, а умиленный царь предложилъ ему просить, что онъ пожелаетъ. Тогда сей юноша, который былъ великій Зоровавель, просилъ царя, чтобы онъ приказалъ возстановить святыни Іерусалима и храмъ истиннаго Бога, разрушенный Новуходоносоромъ. Такъ истина устами юноши побѣдила всѣ бѣды, павшія на народъ Божій, и возстановила Церковь.

Истина Божія, истина евангельская, истина апостольская и отеческая, истина православная съ нами, отцы и братіе! Признаемъ ея силу и пойдемъ на ея защиту, на спасеніе русскаго Іерусалима и его первосвящевника. Заступимся за попираемую въ лицѣ Святѣйшаго Патріарха истину. Она одолѣетъ современное безучастіе къ вѣрѣ сильныхъ міра сего и при ихъ помощи или даже безъ ихъ помощи, возстановитъ славу церковную тамъ, гдѣ она свѣтлѣе всѣхъ сіяла на землѣ, т. е. въ землѣ Русской. Блаженны тѣ, которые въ мѣру своихъ силь и возможностей примутъ въ семъ участіе и увы горе тѣмъ, которые отъ сего уклонятся, — Господь и безъ нихъ исполнитъ Свою вюлю о Св. Церкви и ея Служителѣ, но тогда и они останутся безъ Его благословенія, ибо не Онъ нуждается въ насъ, а мы нуждаемся въ Немъ. Да не лишимся же вѣнцовъ, уготованныхъ Имъ для ревнителей Своей славы. Приложимъ всѣ силы къ совмѣстному заступничеству за страждуюшую Церковь и ея предстоятелей, гонимыхъ безбожниками.

А о томъ, что уже сдѣлано каждымъ изъ васъ, святые владыки и преподобные отцы, или что каждый почиталъ бы полезнымъ для сего святаго дѣла, просимъ увѣдомить Высшее Церковное Управленіе заграницей, которое съ глубочайшей благодарностью и молитвой приметъ Ваши указанія.

Предсѣдатель Высшаго Русскаго Церковнаго Управленія заграницей Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 98-101.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.