Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
3. Пастырское посланіе Русскаго Высшаго Церковнаго Управленія Заграницей
Православнымъ русскимъ владыкамъ, священнослужителямъ, инокамъ, инокинямъ и всѣмъ православнымъ христіанамъ и христіанкамъ.

Благодать вамъ и миръ да умножится.

Въ грустномъ нашемъ бѣженствѣ и въ скорбныхъ мысляхъ о несчастной Родинѣ нашей, терзаемой злодѣями, умерщаляемой неслыханнымъ донынѣ голодомъ, понудившимъ многихъ родителей, забывъ естественную жалость, пожирать собственныхъ дѣтей въ голодномъ безуміи, всѣ благоразумные русскіе, т. е. мы, изгнанные изъ Россіи, и оставшіеся тамъ страдальцы, утѣшались до послѣднихъ дней мыслью о неприкосновенности нашей церковной славы, о живомъ вѣнцѣ ей — Святѣйшемъ Патріархѣ, котораго мы, а также отцы и дѣды наши двѣсти лѣтъ ждали, молясь о возстановленіи богоучрежденнаго церковнаго чина, согласно 34-му правилу Св. Апостолъ, гласящему, что епископамъ каждаго народа подобаетъ знать перваго изъ нихъ и почитать его, яко главу, «ибо онъ имѣетъ попеченіе о всей странѣ» (Прав. Ант. соб. 9). Лишившись всего земного съ революціей, мы находили нѣкоторое утѣшеніе въ томъ, что въ эти грустныя годины мы пріобрѣли общаго всей Церкви Россійской отца и предстателя передъ Богомъ, живой образъ Христа, какъ читается въ молитвѣ: «Господи, понеже невозможно есть человѣческому естеству Твоего понести Божества подобострастные намъ служители поставилъ еси, Твой содержащіе престолъ».

Злодѣи арестовали святѣйшаго патріарха, какъ главную опору вѣры православной въ народѣ, которую они рѣшили истребить: а свое насиліе по обычаю извиняютъ ложью и пустили нелѣпый слухъ, будто патріархъ самъ отрекся отъ своей должности, и даже отъ своего сана. Но это нелѣпая и безсовѣстная ложь, ибо изъ письменнаго заявленія патріарха видно, что онъ, какъ лишенный свободы, поручилъ пока временное исполненіе своихъ обязанностей другому митрополиту.

Все было разрушено въ Россіи кромѣ священноначалія, и Святая Церковь стояла непоколебимо на стражѣ истины Божіей. Но вотъ богоборная рука враговъ Христовыхъ, завоевавшихъ и поработившихъ народъ русскій, опустилась и на эту послѣднюю опору русской православной жизни. Плѣняютъ святѣйшаго патріарха, чернятъ клеветой его непорочный обликъ, грозятъ передать управленіе Церковью десятку недостойныхъ клириковъ и одному полупомѣшанному епископу, давно прославившемуся своей безнравственной жизнью и безвѣріемъ. Конечно, управлять Церковью эти подражатели беззаконныхъ Корея, Даѳана и Авирона не будуть, ибо никто не будетъ принимать ихъ распоряженій, но участь они унаслѣдуютъ тѣхъ ветхозавѣтныхъ злодѣевъ, которыхъ живыми поглотила земля.

Впрочемъ, не только въ Ветхомъ завѣтѣ, но и среди 12 ближайшихъ друзей Христовыхъ, оказался предатель, когда земная сила возстала противъ правды; не мудрено, что среди 40 тысячъ русскихъ священниковъ нашелся десятокъ подражателей Іуды, подобно ему прикрывшихся любовью къ бѣднымъ, а на самомъ дѣлѣ жаждущихъ власти и роскоши, какъ написано въ службѣ Великаго Четверга: «днесь Іуда нищелюбія сокрываетъ лице и лихоимства открываетъ зракъ».

Они, какъ и большевитскіе начальники, стараются оклеветать патріарха въ безучастіи голодающимъ, но сами закрыли основанный имъ благотворительный комитетъ борьбы съ голодомъ и лишили насъ возможности переслать черезъ него собранный для нихъ, голодающихъ, милліонъ динаровъ. Патріархъ же самъ далъ циркулярное разрѣшеніе пожертвовать церковныя украшенія, но непремѣнно освященными руками іереевъ и діаконовъ, ибо міряне не могутъ прикосаться къ священнымъ сосудамъ.

Клеветникамъ давно хотѣлось лишить патріарха свободы и они надѣялись, что запуганный ими и заморенный голодомъ Русскій народъ не посмѣетъ заступиться за неповиннаго страдальца. Надѣемся, что они ошибутся въ этой надеждѣ, но мы то, заграничные, за правду заступиться обязаны. И вотъ іерархи и уполномоченные Заграничнымъ Православнымъ Соборомъ іереи и міряне обращаются съ мольбой о заступничествѣ за исповѣдника Церкви патріарха Тихона ко всѣмъ представителямъ Православныхъ Церквей, а свою благочестивую паству призываютъ къ молитвѣ на богослужебныхъ ектеніяхъ объ избавленіи во узахъ держимаго патріарха. Да пребудетъ онъ нерушимъ на своей духовной стражѣ, да содержитъ онъ непоколебимо Христовъ престолъ и да свѣтитъ своею самоотверженною жизнью чадамъ церковнымъ на многія лѣта, какъ Моисей, охранявшій своей молитвой и подвигомъ добродѣтели народъ еврейскій и проведшій его черезъ пустыню земного житія въ землю обѣтованную.

А тѣхъ, именующихъ себя священнослужителями и даже епископами, которые пошли противъ своего пастыря, вымоленнаго Церковью у Бога, мы лишаемъ всякаго церковнаго общенія и заявляемъ, что они самоосуждены. Окончательный судъ надъ ними произнесетъ Св. Патріархъ и его Синодъ, а до того времени православнымъ христіанамъ заграницей, находящимся подъ нашимъ духовнымъ попеченіемъ, мы воспрещаемъ съ ними молиться, принимать ихъ благословеніе, которое отнынѣ уже не благословеніе, а суесловіе (Лаод. Соб. пр. 32), и объявляемъ всѣмъ, что они уже не суть ни епископы ни священники, ибо такъ гласитъ Духъ Святый устами Вселенскихъ Соборовъ: «Аще который пресвитеръ или діаконъ, по нѣкоторымъ обвиненіямъ, зазрѣвъ своего епископа, прежде соборнаго изслѣдованія и разсмотрѣнія и совершеннаго осужденія его, дерзнетъ отступить отъ общенія съ нимъ и не будетъ возносить имя его въ священныхъ молитвахъ на литургіи, по церковному преданію, таковой да подвергнется изверженію и да лишится всякой священнической чести». (14 Пр. Дв. Соб.)

«Что опредѣленно о епископахъ и митрополитахъ, то самое и наипаче приличествуетъ патріархамъ. Посему, аще который пресвитеръ или епископъ или митрополитъ дерзнетъ отступиться отъ общенія со своимъ патріархомъ и не будетъ возносить его имя по опредѣленнаму и устанавленному чину въ божественномъ тайнодѣйствіи, но прежде соборнаго оглашенія и совершаннаго осужденія его учинитъ расколъ, такому святый Соборъ опредѣлилъ быть совершенно чужду всякаго священства, аще только обличенъ будетъ въ семъ беззаконіи» (15 прав.)

Упомянутые въ революціономъ воззваніи епископъ Антонинъ, протоіереи, священники и клирики: Введенскій, Сергѣй Калиновскій, Красницкій, Введенскій, Бѣлковъ, Стадникъ, Русановъ-Ледовскій, Борисовъ, Быковъ и Филевскій (а не Филипскій) сами себя обличили въ такомъ преступленіи, напечатавъ свое посланіе о низложеніи ими патріарха, а потому они уже не священники, а раскольники міряне. Молитва ихъ будетъ въ грѣхъ (Карѳ. Соб. пр. 68) и таинства не таинства; совершенная ими евхаристія не тѣло и кровь Христа, но пища демоновъ, какъ поясняетъ Ѳеодоръ Студитъ; крещенные ими или вѣнчанные или исповѣданные остаются не крещенными, не вѣнчанными и не исповѣданными и должны все это исполнить у законныхъ священниковъ, а кто послѣдуетъ симъ раскольникамъ, — «аще суть нѣкіи отъ священныхъ такожде да лишены будутъ своей чести; аще же монахи или міряне — да отлучатся вовсе отъ Церкви доколѣ не отвергнутъ общенія съ раскольниками и не обратятся къ своему епископу» (прав. 14). Слова 15 правила: «Быти совершенно чужду всякаго священства» означаютъ по церковному толкованію (толкователь патріархъ Ѳеодоръ Вальсамонъ 12 вѣка), что ихъ нельзя даже и послѣ раскаянія возстановить въ священномъ санѣ (ср. 34 пр. VI Собора).

Понятно, что такая же кара Божественная падетъ и на тѣхъ недостойныхъ бывшихъ пресвитеровъ, которые, забывъ Бога и часъ смертный, въ октябрѣ 1921 г. въ Софійскомъ соборѣ въ Кіевѣ устроили кощунственное посвященіе другъ друга въ архіерейскій чинъ безъ участія какого бы то ни было епископа и притомъ будучи уже сами лишены священнаго сана судомъ Св. Патріарха и Синода, расплодивъ цѣлое множество лжеархіереевъ, лжеіереевъ и лжедіаконовъ.

Итакъ, отцы, братіе и сестры ограждайте себя отъ всякаго общенія церковнаго, съ этими врагами. Божіими, какъ выражаются древне-церковные толкователи каноническихъ правилъ Гангрскаго собора о таковыхъ: «суть бо врази Божіи и бѣсомъ друзи».

Да не будетъ враговъ Божіихъ среди тебя, наша нынѣшняя возлюбленная паства, въ бѣгствѣ пребывающая со своими пастырями, какъ въ древности паства Неокессарійская со св. Григоріемъ Чудотворцемъ. Да не будетъ того и съ вами «живущіе и оставшіеся» въ Россіи вѣрные чада Церкви. Тѣ и другіе крѣпко держитесь богопоставленнаго нашего отца и патріарха, святѣйшаго патріарха Тихона, а возстающихъ противъ него и Христа да постигнетъ праведный гнѣвъ Божій, какъ онъ постигъ Симона волхва и Арія. А лучше: да вразумитъ ихъ Господь и да приведетъ къ покаянію передъ Его святителемъ — патріархомъ.

Однако, этимъ пожеланіемъ мы не должны ограничиться. Пусть всякій православный христіанинъ спроситъ себя: чѣмъ онъ можетъ пособить возстановленію богоучрежденнаго порядка въ родной, намъ Русской Православной Церкви?

Нѣкоторыя общества заграницей уже печатано заявили свое негодованіе противъ баззаконаго плѣненія патріарха и противъ новыхъ раскольниковъ духовнаго сана. Сіе должно быть устроено повсемѣстно и должно всѣмъ, имѣющимъ голосъ, просить о томъ же иностранныхъ православныхъ іерарховъ, синоды, начальственныя и выборныя организаціи, а главное — молить Господне милосердіе, чтобы Онъ сжалился надъ русскимъ народомъ и сохранилъ для него то послѣднее достояніе, которое еще не отнято, т. е. святую Вѣру и Церковь православную и благодатную главу помѣстной Церкви нашей — св. патріарха, и святые храмы, и чудотворные мощи святыхъ, оскверненныя безбожниками, и чтобы собралъ паки насъ всѣхъ къ подножію родныхъ святынь подъ крыло духовнаго отца нашего, и чтобы покрылъ прощеніемъ тяжкіе наши грѣхи, за которые постигли насъ всѣ сіи бѣдствія, какъ живыхъ, такъ и убіенныхъ и умершихъ, согласно словамъ молитвы въ день Пятидесятницы, ею окончимъ свое посланіе.

«И отошедшимъ убо свободу и ослабу даруй, насъ же здѣ сущихъ благослови, конецъ благій и мирный даруй намъ же и всѣмъ людямъ Твоимъ. Аминь.»

Предсѣдателъ Высшаго Церковнаго Управленія заграницей Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 101-105.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.