Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
4. Обращеніе Высшаго Русскаго Церковнаго Управленія заграницей къ главамъ инославныхъ церквей (кромѣ Папы Римскаго).

Христосъ Спаситель, изрекшій во Святомъ Евангеліи: «гдѣ двое или трое собраны во имя Мое, тамъ Я посреди нихъ» (Мѳ. 18, 20) да даруетъ намъ благодать общенія.

Русская Православная Церковь заграницей, обращается къ Вашей любви за сочувствіемъ, молитвами и дѣйственной поддержкой въ новомъ великомъ горѣ, постигшемъ Россію.

Какъ, вѣроятно, извѣстно Вашему Боголюбію изъ печати, Глава Святой Православной, Россійской Церкви, Великій Господинъ нашъ, Святѣйшій Патріархъ Московскій и всея Россіи Тихонъ, нынѣ арестованъ и находится подъ судомъ у власти, насильнически еще господствующей надъ Россіей.

Ему предъявлены діавольски хитрыя, клеветническія обвиненія въ противодѣйствіи современной власти въ ея дѣлѣ противоканоническаго изъятія священныхъ предметовъ изъ храмовъ для голодающихъ, о которыхъ будто бы забылъ Святѣйшій Патріархъ.

Какая безстыдная ложь! Можно ли повѣрить тому, чтобы безбожные насильники, наглые кощуники, враги всякой вѣры, въ корнѣ отрицающіе всѣ нравственные законы, удивляющіе міръ сатанинской злобой и звѣрскими жестокостями, чтобы коммунисты оказались будто и на самомъ дѣлѣ любвеобильнѣе Святѣйшаго Патріарха Христовой Церкви, страдающаго за своихъ чадъ съ истинной любовью общаго духовнаго Отца.

Онъ еще раньше всѣхъ обратился съ призывамъ о помощи голодающимъ чадамъ своимъ ко всему міру. Онъ особымъ посланіемъ, при семъ прилагаемымъ, заповѣдалъ своимъ чадамъ жертвовать всѣмъ, что возможно, для спасенія братьевъ отъ голодной смерти. Онъ благословилъ отдавать и всѣ церковныя драгоцѣнности для нихъ, въ предѣлахъ разрѣшаемыхъ канонами Церкви.

Но враги Россіи и Православной Церкви теперь надѣли на себя маску сочувствія народу и судятъ неповиннаго. Поистинѣ хищные волки въ одеждѣ овчей (Мѳ. 7, 15). Никто изъ русскихъ людей не сомнѣвается въ истинныхъ намѣреніяхъ совѣтскихъ угнетателей: конечно, не любовь къ умирающему многострадальному Русскому народу побудила ихъ къ кощунственному безграничному грабежу святынь. Вѣдь лишь хотящіе быть слѣпыми, не понимаютъ, что главной причиной голода въ современныхъ размѣрахъ его является, прежде всего, сама же эта власть, задушившая живую жизнь личной иниціативы и разстроившая всѣ стороны государственной жизни.

Никто изъ русскихъ не сомнѣвается, что невѣрующая коммунистическая власть, глубоко и принципіально равнодушная къ личности человѣка, его страданіямъ и самой смерти, — о чемъ они открыто и сами говорятъ — теперь руководится, главнымъ образомъ, совершенно очевиднымъ стремленіемъ, путемъ изъятія церковныхъ цѣнностей, продлить свое, приходящее къ погибельному концу, антихристово владычество надъ убитымъ народомъ.

Всѣ русскіе ясно видятъ и мучаются душой, что священные сосуды, изъ коихъ мы принимали Святыя Тайны Тѣла и Крови Христовыхъ, и прочія святыни теперь идутъ на укрѣпленіе антихристовой власти. И именно этимъ объясняется больше всего глубокое недовѣріе и тѣ многочисленные явные и тайные протесты, съ которыми отнесся къ изъятію святынь самъ русскій православный народъ въ массѣ своей, иногда жертвуя за это и жизнью.

Не имѣя возможности преслѣдовать за это милліоны православныхъ, насильники нехристи рѣшили выместить злобу на Патріархѣ, намѣреваясь использовать данныя обстоятельства и для другой, нужной имъ цѣли.

Доселѣ Православная Русская Церковь смиренно-терпѣливо, но твердо преодолѣвала всѣ гоненія и притѣсненія надъ нею, — въ полномъ и даже небываломъ единеніи всѣхъ членовъ со своими пастырями и архипастырями, подъ необычайно осторожномъ и опытномъ водительствомъ Святѣйшаго Патріарха Тихона. А теперь безбожники хотятъ, черезъ удаленіе главы, обезсилить и все тѣло церковное, черезъ изолированіе архипастыря, разсѣять и овецъ его стада, путемъ раздѣленія внести разложеніе и расколъ въ самыя нѣдра Святой Церкви.

Каковъ будетъ конецъ начатаго дѣла, одному Богу извѣстно. Но мы, знающіе, по собственному горькому опыту, бездну беззаконія и лжи, существующей еще въ Россіи власти, можемъ ждать для Святѣйшаго Отца всего худшаго и несправедливаго.

Изолированный отъ фактическаго руководства Церковью черезъ арестъ, Святѣйшій Патріархъ, согласно его прежнему заблаговременному рѣшенію, передалъ временное управленіе замѣстителю своему, одному изъ высшихъ іерарховъ Русской Церкви.

Мы вѣримъ, что и теперь Церковь вынесетъ испытаніе, что соблазнившихся измѣнниковъ Церкви, которыхъ мы уже отлучили отъ общенія своего, будетъ ничтожное число, ибо не только совѣтская властъ, но и врата адовы не одолѣютъ ея, — по слову Христову (Мѳ. 16, 18).

Молимъ Бога и надѣемся, что новая скорбь эта въ концѣ концовъ обратится во спасеніе Россіи: она еще болѣе сплотитъ сердца русскихъ въ любви къ Церкви и къ Святѣйшему Отцу Патріарху и въ горячей молитвѣ о скорѣйшемъ концѣ антихристовой власти надъ Россіей.

Знаемъ, что ничто не случается вопреки Божьему допущенію. Молимся о спасеніи Святѣйшаго Отца. Но и вѣра и молитва требуютъ, чтобы принимались и иные, во власти людей находящіеся способы спасенія.

И мы, русскіе православные христіане, обращаемся къ Вамъ за помощью.

Мы молчали, когда убивали десятками святителей русских и сотнями священнослужителей. Мы не просили, когда преслѣдовались тысячи мірянъ мучениковъ. Но теперь, когда Глава Церкви въ страшной опасности, когда готовится походъ на всю Церковь, — мы молимъ Васъ. Прежде всего соедините свои молитвы съ нашими передъ Престоломъ Всемогущаго Господа о спасеніи Святой Церкви нашей и Святѣйшаго Патріарха Тихона. Но, кромѣ этого, встаньте, просимъ Васъ, и сами непосредственно и черезъ посредство Вашихъ правительствъ, а равно и черезъ Ваши церковныя общины, на защиту Святѣйшаго Патріарха. Пусть единодушный голосъ протеста Вашего остановитъ беззаконное дѣло неправеднаго, суда антихристовой власти надъ неповиннымъ.

И если соціалисты-революціонеры всего міра недавно подняли громкій и небезплодный голосъ въ защиту своихъ единомышленниковъ, коимъ грозила смертная казнь въ Москвѣ, то тѣмъ большая обязанность лежитъ на христіанахъ встать на защиту Главы Русской, Христовой Церкви. Къ этому зоветъ любовь въ Богѣ. Это повелѣваетъ и Христосъ Спаситель: «въ темницѣ былъ и вы пришли ко Мнѣ» (Мѳ. 25, 36). И еще: «Кто напоитъ одного изъ малыхъ сихъ только чашею холодной воды во имя ученика истинно говорю вамъ, не потеряетъ награды своей» (Мѳ. 10, 42).

Не забудетъ этого вамъ и благодарный Русскій народъ.

Предсѣдатель Высшаго Русскаго Церковнаго Управленія заграницей Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.

2/15 іюня 1922 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 105-108.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.