Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
6. Московскій лже-соборъ 1923 года.

Прежде чѣмъ перейти къ изложенію тѣхъ отвѣтовъ, которые получилъ владыка Антоній на свои обращенія о защитѣ патріарха Тихона, изъ которыхъ видно какое значеніе имѣла эта защита для судьбы патріарха Тихона, мы должны кратко описать возникшее въ Москвѣ живоцерковное движеніе, бывшее однимъ изъ звеньевъ въ жестокомъ гоненіи на Русскую Православную Церковь, которое осуществляла безбожная власть. Это живоцерковное движеніе, какъ справедливо свидѣтельствуетъ объ этомъ прот. В. Виноградовъ, было исключительнымъ созданіемъ самой безбожной властй, которая не могла разрушить Св. Церковь прямымъ терроромъ и нуждалась въ созданіи въ самой Церкви такого движенія, которое ее разрушило бы. Самымъ яркимъ выраженіемъ живоцерковнаго движенія былъ Московскій лже-соборъ 1923 года, который имѣлъ спеціальное заданіе — подготовить казнь патріарха Тихона.

Судъ надъ патріархомъ Тихономъ первоначально былъ назначенъ въ 12 часовъ дня 24 апрѣля 1923 года въ колонномъ залѣ совѣтовъ въ Москвѣ, о чемъ сообщили 20 апрѣля «Извѣстія».

Однако, въ самый послѣдній моментъ совѣтская власть рѣшила отложить этотъ судъ и предварительно выждать рѣшенія созваннаго къ этому времени Живоцерковнаго Собора, который долженъ былъ развѣнчать патріарха Тихона, церковно осудить и лишить его сана съ тѣмъ, чтобы совѣтскій судъ судилъ бы его, какъ обыкновеннаго обывателя — Василія Беллавина. Это и было главное назначеніе живоцерковнаго Собора.

Живоцерковный соборъ открылся 29 апрѣля 1923 года въ 10 часовъ утра въ Москвѣ, въ храмѣ Христа Спасителя, тогда еще неразрушеннаго большевиками. Передъ открытіемъ собора прот. Введенскій такъ формулировалъ задачи собора: «На весенней сессіи собора вопросъ о кардинальной реформѣ церкви едва ли будетъ поставленъ. Въ виду краткости сессіи соборъ займется только разрѣшеніемъ вопросовъ текущаго момента — объ отношеніи совѣтской власти къ патріарху Тихону, о созданіи новаго административнаго аппарата и т. п.».

На богослуженіи передъ открытіемъ Собора произнесли проповѣди священники В. Красницкій и А. Введенскій. Красницкій указалъ, что «основная сущность современной Церкви — въ ея искреннемъ признаніи соціальной революціи при сохраненіи строгой церковности». Введенскій охарактеризовалъ новое церковное направленіе какъ «полное отмежеваніе отъ контръ-революціи». Затѣмъ была оглашена слѣдующая грамота живоцерковнаго «Высшаго Церковнаго Управленія»:

«Отечество наше совершаетъ переустройство жизни своей на новыхъ началахъ. Имѣняется укладъ народнаго быта. Не доставало доселѣ этому перевороту внутренняго благодатнаго отъ вѣры осѣненія. Отечественная церковь, застигнутая революціонно-очистительной бурею, ужаснулась ея и не нашла въ себѣ бодрости выйти на путь дѣйствительнаго участія въ общественномъ строительствѣ. Подъ флагомъ напряженнаго сопротивленія напору дѣйствительности прошелъ недавній соборъ 1918 года. Въ сей отвѣтственный часъ передъ живой совѣстью православно вѣрующихъ чадъ россійской церкви мы стоимъ на вершинѣ перевала, откуда открываются дали трогательныхъ упованій вѣрующіихъ сердецъ, ищущихъ Божіей правды въ судьбахъ человѣческихъ. Прошлое осталось позади».

Присвоившій себѣ званіе митрополита предсѣдатель «Высшаго Церковнаго Управленія» епископъ Антонинъ привѣтствовалъ совѣтское правительство такими словами: «Высшее церковное управленіе россійской православной церкви въ единеніи со всѣми собравшимися вѣрующими, изъявляетъ признательность правительству россійской республики за разрѣшеніе черезъ соборъ осуществить свои желанія внутреняго устройства религіозной жизни. Высшее церковное управленіе въ декретѣ государственной власти объ отдѣленіи церкви отъ государства видитъ благородный мотивъ предоставленія церкви свободы духа раскрѣпощеніемъ ея отъ охранно-полицейскихъ обязанностей, починъ освобожденія религіозной дѣятельности изъ подъ служебнаго подчиненія измѣнчивымъ политическимъ теченіямъ и бреннымъ интересамъ. Въ принципѣ свободы совѣсти В.Ц.У. находить условіе религіознаго авторитета въ соприкосновеніи съ группировками разныхъ жизнепониманій и одушевляется желаніемъ, чтобы дальнѣйшая церковная жизнь направляла энергію православнаго культа въ россійской республикѣ по принципу солидарности церкви и государства. Россійской республикѣ и правительству ея многія лѣта!»

Дѣловыя засѣданія собора открылись 2 мая 1923 года въ 3-мъ домѣ совѣтовъ. Предсѣдателемъ собора былъ объявленъ «митрополитъ всея Сибири Петръ Блиновъ» (кто въ дѣйствительности этотъ «митрополитъ» намъ неизвѣстно), въ составъ президіума вошли 17 лицъ во главѣ съ протоіереями Красницкимъ и Введенскимъ и среди нихъ В. Н. Львовъ. Въ числѣ членовъ «собора» были женщины, епископъ Антонинъ со званіемъ «митрополита Московскаго и всея Россіи» былъ объявленъ «почетнымъ предсѣдателемъ собора».

Засѣданія собора были открыты рѣчью Введенскаго которая изложена въ «Извѣстіяхъ» такъ: «Русская церковь переживаетъ мучительный кризисъ, она изъязвлена ранами.

Но больна не одна русская церковь, больна вся христіанская церковъ во всемъ мірѣ. Кризисъ охватилъ все христіанство. Почему же это случилось? Наше христіанство, наша вѣра куплена банкирами. Вмѣсто культа Христа во всемъ мірѣ царитъ культъ золота. Своимъ сегодняшнимъ богомъ церковь избрала вмѣсто Христа Рокфеллера. Тихоновская церковь ставила своей задачей разжиганіе ненависти къ соціальной революціи и нашъ религіозный долгъ осудить за это Тихона.

Мы говоримъ совѣтская власть государственнымъ методами творитъ ту правду, которой научилъ насъ Христосъ.

Поэтому, ни на минуту не отходя отъ Христа, мы должны передъ всѣмъ міромъ засвидѣтельствоватъ, что только въ Россіи существуетъ государственная правда. И ни одинъ честный церковникъ не можетъ идти противъ нее. Онъ долженъ работать бокъ о бокъ съ ней.

Переходя къ церкви патріарха Тихона, Введенскій находитъ, что точнѣе было бы эту церковь назвать церковью Романовыхъ, ибо при самодержавіи церковь служила не Христу, а царю.

Когда рухнуло самодержавіе, церковные руководители поставили себѣ опредѣленную цѣль — возстановленіе самодержавія. И для этой цѣли учреждаютъ патріаршество, какъ своего рода «министерство возстановленія самодержавія въ Россіи». На Самотекѣ, на Патріаршемъ подворьи, возникаетъ новый политическій центръ.

Я удивляюсь, восклицаетъ Введенскій, долготерпѣнію совѣтской власти. Ни одно государство въ мірѣ не могло бы терпѣть ни одной минугы той антиправительственной свистопляски, какая вдохновлялась Патріаршимъ подворьемъ».

Введенскій подробно перечисляетъ преступленія патріарха Тихона. Вмѣстѣ съ соборомъ 1917 года патріархъ анаѳематствовалъ совѣтскую власть, и всѣхъ входящихъ съ нею въ общеніе.

Въ январскомъ воззваніи 1918 года патріархъ Тихонъ призываетъ къ вооруженной борьбѣ съ совѣтской властью и на его личной отвѣтственности лежитъ 1.414 кровавыхъ эксцессовъ, явившихся въ результатѣ патріаршаго посланія.

Съ Тихономъ надо покончить. Если вы съ Тихономъ не будете трусами, имѣйте мужество заявить объ этомъ открыто, а не шепчите изъ за угла, ступайте туда, гдѣ находится Тихонъ, умирайте сами, но не посылайте на гибель другихъ. («Соборъ» — отвѣчаетъ на эти словами возгласами «правильно»). Скажите, что Тихонъ не вождь нашъ («не вождь» — отвѣчаетъ соборъ). И, покончивъ съ Тихономъ, давайте отвергнемъ само патріаршество, какъ политическое орудіе старой церкви въ борьбѣ съ большевизмомъ. («Правильно» раздаются голоса).

Вслѣдъ за этимъ «митрополитъ» Антонинъ оглашаетъ постановленіе «собора епископовъ», состоявшагося наканунѣ.

«46 епископовъ» вынесли слѣдующее постановленіе.

«По бывшемъ сужденіи по дѣлу Патріарха Тихона, соборъ епископовъ пришелъ къ единогласному рѣшенію, что Патріархъ Тихонъ передъ совѣстью вѣрующихъ подлежитъ самой строгой отвѣтственности и карѣ — лишенію сана и званія Патріарха за то, что онъ направлялъ всю силу своего моральнаго и церковнаго авторитета на ниспроверженіе существующаго гражданскаго и общественнаго строя нашей жизни». Изъ 46 епископовъ, подписавшихъ это постановленіе, у насъ имѣется списокъ 17: митрополитъ Московскій и всея Россіи Антонинъ, митрополитъ Кіевскій Тихонъ, митрополитъ Харьковскій Николай, митрополитъ всея Сибири Петръ, архіепископъ Рязанскій Веніаминъ, архіепископъ Орловскій Веніаминъ, архіепископъ Саратовскій Николай, епископъ Тверской Іоасафъ, епископъ Казанскій Алексѣй, архіепископъ Ивано-Вознесенскій Іерофей, епископъ Вологодскій Каринскій, епископъ Горянскій Алексѣй, епископъ Мельхиседекъ, епископъ Пензенскій Борисъ, епископъ Калужскій Владиміръ, епископъ Тульскій Виталій, и архіепископъ Воронежскій Петръ.

Протопресвитеръ В. Виноградовъ въ цитированной уже нами книгѣ по поводу этого акта 46 епископовъ пишетъ слѣдующее: [1]

«Одинъ изъ бывшихъ на этомъ «соборѣ» молодыхъ епископовъ Іоасафъ (Шишковскій) разсказывалъ мнѣ лично, какъ произошелъ этотъ актъ. Главари собора Красницкій и Введенскій собрали для сего совѣщанія всѣхъ присутствовавшихъ на «соборѣ» епископовъ, и когда начались было многочисленныя прямыя и непрямыя возраженія противъ предложенной этими главарями резолюціи о низложеніи патріарха, Красницкій совершенно открыто заявилъ всѣмъ присутствующимъ: «кто сейчасъ же не подпишетъ этой резолюціи, не выйдетъ изъ этой комнаты никуда, кромѣ, какъ прямо въ тюрьму». Терроризованные епископы (въ томъ числѣ и самъ Іоасафъ) не нашли въ себѣ мужества устоять предъ перспективой новаго тюремнаго заключенія и каторжныхъ работъ концентраціоннаго лагеря и... подписали, хотя почти всѣ они въ душѣ были противъ этой резолюціи. Ни для кого изъ церковвыхъ людей не было сомнѣнія, что этотъ приговоръ «собора» былъ сдѣланъ по прямому заданію совѣтской власти и что теперь нужно со дня на день ожидать судебнаго процесса и кровавой расправы надъ патріархомъ.»

Къ сожалѣнію мы не располагаемъ свѣдѣніями, являются ли всѣ эти епископы, посвященными живоцерковниками за годъ захвата ими церковной власти, или же среди нихъ есть и епископы, бывшіе въ архіерейскомъ санѣ при патріархѣ Тихонѣ.

Послѣ этого общимъ составомъ собора была принята слѣдующая резолюція, устанавливающая отношеніе собора къ большевисткой революціи, совѣтской власти и патріарху Тихону.

«Заслушавъ докладъ прот. А. Введенскаго всероссійскій помѣстный соборъ православной церкви свидѣтельствуетъ передъ лицомъ церкви и всего человѣчества, что сейчасъ весь міръ распался на два класса: капиталистовъ эксплоататоровъ и пролетаріатъ, трудомъ и кровью котораго капиталистическій міръ строитъ свое благополучіе. Во всемъ мірѣ лишь совѣтское государство Россіи вышло на борьбу съ этимъ соціальнымъ зломъ. Христіане не могутъ быть равнодушными зрителями въ этой борьбѣ. Соборъ объявляетъ капитализмъ смертнымъ грѣхомъ, а борьбу съ нимъ священной для христіанина. Въ совѣтской власти соборъ видитъ мірового вождя за братство, равенство и миръ народовъ. Соборъ клеймитъ международную и отечественную контръ-революцію, осуждаетъ ее всѣмъ своимъ религіозно-нравственнымъ авторитетомъ. Соборъ зоветъ каждаго честнаго гражданина Россіи единымъ фронтомъ, подъ водительствомъ совѣтскаго правительства выйти на боръбу съ міровымъ зломъ соціальной неправды.

Священный соборъ православной церкви 1923 года, обсудивъ положеніе церкви за время революціи, постановляетъ:

1) Начиная съ лѣта 1917 года отвѣтственные церковные вожди стали на опредѣленно контръ-революціонную точку зрѣнія. Церковь должна возстановить единство царской Россіи. Вотъ лозунгъ, которымъ начала жить церковь, такъ тѣсно связанная до революціи съ царизмомъ. Соборъ 1917 года, состоявшій, главнымъ образомъ, изъ представителей реакціоннаго духовенства, а также крупнаго дворянства, собственниковъ и членовъ реакціонныхъ политическихъ партій, съ самаго начала сталъ опредѣленнымъ политическимъ контръ-революціоннымъ сборищемъ, только прикрывавшимъ всѣ эти дѣянія именемъ Христа Спасителя. Соборъ борется съ революціей. Онъ не признаетъ даже Временнаго Правителвства, а послѣ Октября эта борьба доходитъ ла совершенно невѣроятныхъ размѣровъ. Послѣ собора Патріархъ Тихонъ продолжаетъ контръ-революціонную дѣятельность. Онъ является вождемъ и знаменемъ всѣхъ противниковъ совѣтской власти. Онъ втягиваетъ церковь въ контръ-революціонную борьбу. Священный соборъ Русской Православной Церкви 1923 года осуждаетъ контръ-революціонную борьбу и ея методы — методы человѣконенавистничества. Въ особенности соборъ скорбитъ объ анаѳематствованіи совѣтской власти и всѣхъ ее признающихъ. Соборъ объявляетъ анаѳематствованіе не имѣющихъ никакой силы.

2) Соборъ 1923 года осуждаетъ всѣхъ тѣхъ, кто шелъ этимъ путемъ и другихъ велъ за собою. И прежде всего это касается отвѣтственнаго руководителя церковной жизни — Патріарха Тихона, такъ какъ Патріархъ Тихонъ вмѣсто подлиннаго служенія Христу служилъ контръ-революціи и этимъ, какъ лицо, которое должно правильно вести всю церковную жизнь, ввелъ въ заблужденіе широкія церковныя массы, вслѣдствіе чего соборъ считаетъ Тихона отступникомъ отъ подлинныхъ завѣтовъ Христа и предателемъ Церкви. И, на основаніи каноновъ Церкви, симъ объявляетъ его лишеннымъ сана и монашества и возвращеннымъ въ первобытное мірское положеніе. Отнынѣ Патріархъ Тихонъ — мірянинъ Василій Бѣллавинъ.

3) Дѣятели обновленческаго церковнаго движенія разорвали съ контръ-революціей и на это заслужили неодобреніе всѣхъ реакціонныхъ церковниковъ. Священный Соборъ 1923 года объявляетъ всѣ эти мѣры неимѣющими никакой силы. Наоборотъ, соборъ благословляетъ мужество этихъ людей и ихъ преданность церкви, которую они вырвали изъ рукъ контръ-революціи и отдаютъ единому Христу Спасителю.

4) Священный соборъ призываетъ всѣхъ церковныхъ людей бросить всѣ попытки использовать церковь въ земныхъ политическихъ расчетахъ. Церковь принадлежитъ Богу и Ему единому служить должна. Контръ-революціи въ церкви не должно быть мѣста. Совѣтская власть не является гонительницей церкви. Согласно конституціи совѣтскаго государства всѣмъ гражданамъ предоставляется подлинная религіозная свобода совѣсти. Декретъ объ отдѣленіи церкви отъ государства обезпечиваетъ эту свободу. Свобода религіозной пропаганды (наряду со свободой пропаганды анти-религіозныхъ идей) даетъ вѣрующимъ возможность идейно отстаивать цѣнность своихъ чисто религіозныхъ убѣжденій [2]. Поэтому церковнымъ людямъ нельзя видѣтъ въ совѣтской власти — власть антихристову. Наоборотъ, соборъ обращаетъ вниманіе, что совѣтская власть государственнымъ методами одна во всемъ мірѣ имѣетъ осуществить идеалы Царства Божія. Поэтому каждый вѣрующій церковникъ долженъ быть не только честнымъ гражданиномъ но и всемѣрно бороться вмѣстѣ съ совѣтской властью за осуществленіе на землѣ идеаловъ Царства Божія.

5) Осуждая б. Патріарха Тихона, какъ вождя не церковнаго, а контръ-революціоннаго, соборъ признаетъ, что и самое возстановленіе патріаршества было актомъ опредѣленно политическимъ, контръ-революціоннымъ. Древняя церковь не знала патріаршества, а управлялась соборно, поэтому священный соборъ отмѣняетъ возстановленіе патріаршества. Отнынѣ церковь должна управляться соборно.

6) Осуждая контръ-революцію въ церкви, карая его вождей, отмѣняя самый институтъ патріаршества, признавая существующую государственную власть, соборъ создаетъ нормальныя условія для мирнаго теченія церковной жизни. Отнынѣ вся церковная жизнь должна быть построена на двухъ началахъ: а) въ отношеніи къ государству на принципѣ отдѣленія церкви отъ государства, б) въ отношеніи къ Богу на подлинной преданности церковныхъ людей подлиннымъ завѣтамъ Христа Спасителя. Основываясь на этихъ двухъ устояхъ, церковь станетъ тѣмъ, чѣмъ должна быть — любовно трудовымъ объединеніемъ вѣрующихъ въ Бога, Его Христа и Его правду.»

По сообщенію Московскихъ «Извѣстій», которыя печатали подробные отчеты о Соборѣ, резолюцію эту подписало 344 члена собора, одинъ членъ голосовалъ противъ и пятъ воздержалось отъ голосованія. По другимъ свѣдѣніямъ число воздержавшихся отъ подписи резолюціи было — 132.

Лже-соборомъ были приняты рѣшенія: ввести въ жизнь женатый епископатъ наряду съ епископами — «внѣбрачнаго состоянія», «разрѣшитъ второбрачіе священнослужителямъ, кромѣ епископовъ, разрѣшить священнослуженіе женатымъ на вдовахъ и на разведенныхъ, допустить священнослуженіе тѣмъ, кто оставилъ его лишь вслѣдствіе вступленія своего во второй бракъ.

Объ отношеніи къ эмиграціи по сообщенію «Правды» были приняты слѣдующія рѣшенія:

«Архіепископъ Введенскій излагаетъ передъ соборомъ исторію Россійской церковной эмиграціи. Прот. Красницкій читаетъ документы, изъ которыхъ видно, что черносотенныя резолюціи Карловатскаго съѣзда приняты при дѣятельномъ участіи виднѣйшихъ черносотенцевъ-мірянъ. Принимается резолюція, въ которой участники Карловатскаго собора и другія лица духовнаго званія, выступавшія противъ совѣтской власти и благословившія возстаніе бѣлогвардейщины, признаются не только политическими, но и церковными преступниками и за провокаціонную дѣятельность, за непоправимый вредъ, нанесенный родинѣ, всероссійскимъ церковнымъ соборомъ отлучаются отъ церкви».

4 мая особая комиссія собора въ составѣ живоцерковныхъ епископовъ Петра Блинова и Петра Сергѣева, свящ. Красницкаго и протодіакона С. Доброва вручила патріарху Тихону, находившемуся въ заключеніи, постановленіе собора о лишеніи его сана и монашества. На предъявленномъ патріарху Тихону этомъ постановленіи лже-собора патріархъ Тихонъ написалъ резолюцію: «Незаконно. Смиренный Тихонъ Патріархъ Московскій и всея Россіи».

Московскій лже-соборъ рѣшилъ также обратиться съ особымъ посланіемъ къ Восточнымъ Патріархамъ, въ которомъ, объявляя патріарха Тихона низложеннымъ, лже-соборъ просилъ возстановить братское общеніе съ Россійской Православной Церковью. При этомъ была просьба къ восточнымъ патріархамъ принять и выслушать командируемую соборомъ делегацію, которая должна была подробно ознакомить патріарховъ съ положеніемъ Русской Православной Церкви. Для большей авторитетности кромѣ президіума собора было посланіе подписано, и быв. оберъ-прокуроромъ Св. Синода при Временномъ Правительствѣ Львовымъ. О томъ, какъ владыка Антоній предостерегъ Патріарховъ отъ признанія «Живой, Церкви» будетъ изложено ниже.

Насколько все это было оласно, видно, между прочимъ изъ того, что въ этотъ же періодъ времени канцелярія Константинопольскаго Патріарха обратилась къ совѣтскому представительству при Турецкомъ правительствѣ въ Ангорѣ съ просьбой опровергнуть помѣщенное въ оффиціальной совѣтской прессѣ извѣщеніе Агенства Роста, будто Константинопольскій Патріархъ Мелетій въ бесѣдѣ съ корреспондентомъ Роста заявилъ: «Я считаю дѣятельность патріарха Тихона съ 1917 года въ корнѣ ошибочной и не отвѣчающей настоящему положенію, когда власть въ Россіи перешла въ руки трудового народа, почему патріархъ Тихонъ, совершившій много тяжелыхъ ошибокъ своимъ выступленіемъ противъ трудящихся, долженъ понести соотвѣтствующее наказаніе». При этомъ канцелярія заявила, что никакого корреспондента агенства Роста у Константинопольскаго Патріарха не было и ни съ кѣмъ изъ представителей печати по дѣлу патріарха Тихона патріархъ Мелетій не бесѣдовалъ.»

Какъ будетъ изложено ниже, патріархъ Мелетій впослѣдствіи провозгласилъ патріарха Тихона «Исповѣдникомъ Православія».

Примѣчанія:
[1] В. Виноградовъ, тамъ же, стр. 13.
[2] Это очевидная и завѣдомая ложь, такъ какъ совѣтская конституція, предоставляя свободу анти-религіозной пропаганды, никогда не предоставляла свободу религіозной проповѣди.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 110-118.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.