Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
8. Посланіе (о лже-соборѣ) Предсѣдательствующаго Временнаго Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви Заграницей — Святѣйшимъ Патріархамъ Восточнымъ, Главамъ автокеѳальныхъ православныхъ Церквей, Православнымъ Архіереямъ, всему священному клиру и всѣмъ православнымъ христіанамъ.

Продолжающееся на несчастнюй Руси раздѣленіе Церкви побуждаетъ насъ, вѣрныхъ ей и нашему Святѣйшему Патріарху, Архіереевъ, составляющихъ Священный Русскій Заграничный Синодъ, какъ единственное церковное учрежденіе русскаго народа, сохранившее свободный голосъ, вторично обратиться во всѣ Автокефальныя Православныя Церкви и ко всѣмъ православнымъ христіанамъ съ напоминаніемъ и братской мольбой о томъ, чтобы и всѣ вѣрные Евангелію и семи Вселенскимъ Соборамъ во Христѣ сестры оказали Православной Церкви Россійской и подчиненнымъ ей Православнымъ Церквамъ: Русской заграничной, а также Польской, Литовской, Финской, Эстляндской, Американской, Китайской и Японской свою каноническую поддержку и не признали бы ни одной вновь самочинно выдѣлившейся изъ послушанія Святѣйшему Патріарху нашему Церкви, а признали бы ихъ самочиннымъ сборищемъ, согласно 1-му каноническому правилу Св. Василія Великаго, и потому лишеннымъ благодати и благодатнаго преемства, пока онѣ не возвратятся къ единенію съ Православной Церковью Россійской и ея Святѣйшимъ Патріархомъ, донынѣ пребывающемъ въ узахъ отъ безбожниковъ и іудеевъ, захватившихъ силою и обманомъ власть въ Россіи и именующихъ себя Совѣтскимъ Правительствомъ.

Всѣ эти самочинныя сборища, отвергшія власть Святяйшаго Патріарха и потому въ глазахъ Божіихъ и Святой Церкви вовсе чуждыя священству по 15-му Правилу Двукратнаго Собора, лишены благодатныхъ таинствъ по 68-му правилу Карѳагенскаго Собора, а когда они дѣлаютъ видъ будто они молятся, то на самомъ дѣлѣ сего ради лише пріемлютъ осужденіе, какъ сказалъ Самъ Господь (Мѳ. 23, 14) сперва въ Святомъ Евангеліи, а затѣмъ устами Собора Карѳагенскаго: «Церковь, которая, по реченному, есть голубица (Пѣснь Пѣсней 2, 10), единственная матерь христіанъ, въ которой спасительно пріемлются всѣ таинства вѣчныя и животворящія, впрочемъ пребывающихъ въ ереси подвергающія великому осужденію и казни. Что во истинѣ свѣтлѣе препровождало бы ихъ къ вѣчной жизни: то въ заблужденіи становится для нихъ болѣе омрачающимъ и осуждающіимъ». (Пр. 68)

Слова эти падаютъ всей тяжестью не только на завѣдомыхъ еретиковъ, но и на раскольниковъ, ибо такъ гласитъ первое каноническое правило Св. Василія: «...каѳары суть изъ раскольниковъ, но угодно было древнимъ, какъ то Кипріану и нашему Фирмиліану, единому опредѣленію подчинити всѣхъ сихъ... Ибо, хотя начало отступленія произошло черезъ расколъ, но отступившіе отъ церкви уже не имѣли на себѣ благодати Святаго Духа. Ибо оскудѣло преподаніе благодати, потому что пресѣклось законное преемство. Ибо первые отступившіе получили посвященіе отъ отцевъ и, чрезъ возложеніе рукъ ихъ, имѣли дарованіе духовное. Но отторженные, сдѣлавшись мірянами, не имѣли власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другимъ благодати Святаго Духа, отъ которой сами отпали. Почему приходящихъ отъ нихъ къ церкви, яко крещенныхъ мірянами, древніе повелѣвали вновь очищати истиннымъ церковнымъ крещеніемъ.»

Посему молимъ Святѣйшихъ Православныхъ Патріарховъ и всѣхъ Преосвященныхъ Архіереевъ не признавать дѣйствительность таинствъ ни Московской «Живой Церкви» и порожденныхъ ею разновидностей, ни Кіевскихъ самосвятовъ, которыхъ Священный Гангрскій Соборъ назвалъ заранѣе врагами Божіими и друзьями бѣсовъ, какъ восхитившихъ себѣ недарованное и объявивщихъ архіереями многихъ женатыхъ лжеіереевъ, безъ архіерейской хиротоніи дерзнувшихъ возложить на себя архіерейскія одежды и, возлагать руки на подобныхъ имъ сыновъ геенны и затѣмъ преподавать народу ложную евхаристію, которая не есть Тѣло и Кровь Христовы, но пища демоновъ, якоже рекоша святіи отцы наши.

Всѣ эти самочинныя сборища подсылаютъ и будутъ еще подсылать къ Святѣйшимъ Патріархамъ и прочимъ Іерархамъ Востока своихъ представителей, которые лестью и обманомъ и предложеніемъ своихъ поганыхъ подарковъ стараются обольстить христіанскую совѣсть служителей Христовыхъ, никогда не поясняя имъ сущность своего богопротивнаго возстанія на Церковь и дерзкія искаженія ея священныхъ каноновъ и догматовъ, но представляясь кроткими и человѣколюбивыми: «и, не удивительно; потому что самъ сатана принимаетъ видъ Ангела свѣта, а потому не великое дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды: но конецъ ихъ будетъ по дѣламъ ихъ» (2 Кор. 11, 14-15). «Горе имъ», скажемъ словами другого Апостола, «потому что идутъ путемъ Каиновымъ, предаются обольщенію мзды, какъ Валаамъ, и въ упорствѣ погибаютъ, какъ Корей» (Іуд. 1, 11).

Современные лжеархіереи и лжеіереи раскольники хуже тѣхъ древнихъ враговъ Моисея и древнихъ противниковъ святымъ отцамъ, ибо тѣ имѣли свою, хотя и ложную вѣру, а эти просто не вѣрятъ въ Бога, ни въ Христа, только въ деньги и въ свою злобу, почему и перешли на сторону явныхъ и открытыхъ враговъ Христовыхъ, іудействующихъ комиссаровъ и ихъ сообщниковъ, которые во дни Рождественскихъ праздниковъ богохульно сожигали на площадяхъ русскихъ городовъ изображенія Спасителя, Божіей Матери и всѣхъ святыхъ. Въ настоящіе дни «Живая Церковь» уже открыто готовиться слиться съ еретиками: у насъ имѣется посланіе къ методистамъ съ приглашеніемъ на ихъ нечестивое сборище въ Москвѣ и на сліяніе съ подобными же протестантскими сектами.

Знайте же, Святѣйшіе Іерархи, что уста этихъ богоборцевъ открываются только для лжи, и, ради Бога, ничему не вѣрьте, что они будутъ вамъ говорить или писать. А вы, православные христіане, русскіе и прочихъ народовъ православныхъ, не принимайте отъ нихъ ни молитвъ, ни благословленія, ибо такъ сказано въ псалмѣ о таковыхъ: «молитва его да будетъ въ грѣхъ; да будутъ дни его мали и епископство его да пріиметъ инъ» (Псал. 108, 7-8). А Св. Аѳанасій Великій завѣщалъ своимъ духовнымъ чадамъ о епископахъ и, іереяхъ, отпавшихъ въ ересь или расколъ: «уне есть намъ безъ нихъ собиратися на молитву, нежели съ ними, яко же со Анною и Каіафой вверженнымъ быти въ геенну огненную».

Да сохранитъ насъ отъ сего Всеблагій Богъ, и да утвердитъ васъ, Святѣйшіе Патріархи и Преосвященные Архіереи, преподобные пресвитеры, діаконы, иноки и инокини и всѣ благочестивые христіане, отъ общенія съ врагами Христовой Церкви, и да подвигнетъ васъ объявить всему міру, что вы пребываете въ общеніи только съ тѣми русскими архіереями, клириками и мірянами, которые остаются вѣрными Всероссійскому Патріарху Тихону и истинному ученію Православной Церкви.

Предсѣдательствующій Архіерейскаго Синода Митрополитъ Антоній.

5/18 февраля 1923 года № 347.

Сремски Карловци (Сербія).

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 119-122.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.