Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Начало болѣзней (1996)
2018-11-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ ред. газеты "Новое Русское Слово" (1996)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 3-е основаніе (1992)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 2-е основаніе (1992)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
10. Посланіе Архіерейскаго Собора 12 іерарховъ Православной Церкви Русской, бывшаго въ Карловцахъ 19 и 20 августа 1923 года всѣмъ вѣрнымъ чадамъ вѣрующимъ Православной Церкви Русской по поводу появленія въ ней самочиннаго сборища, именующаго себя «живой церковью».

Возлюбленныя чада Св. Церкви Православной.

Долго наслаждалась великая Русская Церковь миромъ и благоденствіемъ подъ водительствомъ своихъ законныхъ пастырей и подъ скипетромъ православныхъ русскихъ царей, помазанниковъ Божіихъ.

Но миръ этотъ прекратился съ тѣхъ поръ, когда власть надъ русской землей захватила въ свои руки безбожная совѣтская власть. Подъ видомъ отдѣленія Церкви отъ государства совѣтская власть въ дѣйствительности воздвигла жестокое гоненіе на нее, напоминающее гоненіе на христіанъ въ первые вѣка христіанства со стороны іудеевъ и язычниковъ. Кровію мученической обагрились всѣ концы великой земли русской. Кощунственному поруганію подверглись многіе храмы и святыни ея. Эти гоненія, однако, не поколебали Церкви русской. Напротивъ, очищенная огнемъ тяжкихъ испытаній, она еще въ большей мѣрѣ возсіяла свѣтомъ славы небесной.

Видя это, исконный врагъ рода человѣческаго подвергъ ее новому тягчайшему испытанію. Изъ среды христіанъ русскихъ выдѣлилась группа недостойныхъ клириковъ и мірянъ во главѣ съ епископомъ Антониномъ и Леонидомъ, которые отдѣлившись отъ Св. Патріарха и законной церковной власти, образовали изъ себя новую церковную общину, кощунственно присвоившую себѣ наименованіе «Живой Церкви». Въ настоящее время эта церковная община имѣетъ и свое «Церковное Управленіе», не признающее законнаго Церковнаго Управленія, возглавляемаго Патріархомъ.

Къ чему же стремится и какія цѣли, преслѣдуетъ эта новая самочинная церковная община, кощунственно именующая себя «Живой Церковью»?

Въ противоположность законной церковной власти, въ свое время справедливо предавшей проклятію совѣтскую власть, какъ по существу своему антихристіанскую и безбожную, возглавляющее «Живую Церковь» «Церковное Управленіе» признаетъ совѣтскую власть, какъ вполнѣ нормальную и законную. Признаетъ оно вполнѣ справедливою произведенною совѣтской властью «соціальную революцію», равно какъ и «необходимость всемірнаго объединенія трудящихся» во всемірномъ интернаціоналѣ во главѣ съ коммунистической властью. Осуществленіе этихъ соціальныхъ и коммунистическихъ стремленій, какъ по существу своему антихристіанскихъ и предъуготовляющихъ міръ къ всемірному владычеству іудейскому во главѣ съ антихристомъ, до сихъ поръ всегда противилась Православная Церковь, въ лицѣ своей церковной власти, открыто осуждавшая соціализмъ, какъ антихристіанство. Чтобы устранить со своего пути это препятствіе, вюзглавяющее «Живую Церковь» — «церковное управленіе» рѣшило въ самомъ недалекомъ будущемъ произвести реформу Церкви на новыхъ началахъ. Для этой цѣли они обѣщаютъ въ самомъ непродолжительномъ времени созвать Россійскій Помѣстный Соборъ, на которомъ предположено не только, реформировать богослуженіе и административный строй Церкви, но и «подвергнуть пересмотру основные догматическіе принципы и этическія положенія христіанства» («Коммунистъ» № 152).

До какихъ предѣловъ доходятъ реформатскія предположенія представителей «Живой Церкви» можно видѣть изъ того, что напримѣръ, епископъ Антонинъ требуетъ даже измѣненія въ символѣ вѣры словъ: «и сѣдящаго одесную Отца» — на томъ основаніи что будто бы, по его безумнымъ словамъ, Христосъ Спаситель при вознесеніи Своемъ, скрывшись съ глазъ Своихъ учениковъ, «распылился въ воздухѣ».

Всѣ эти свои реформаторскія начинанія представители «Живой Церкви» думаютъ провести, какъ они сами объ этомъ открыто заявляютъ, «церковно-революціоннымъ путемъ» т. е. путемъ насилія при самомъ дѣятельномъ участіи и помощи совѣтской власти. Организованное «Живою Церковью» «Высшее Церковное Управленіе», равно какъ и совѣтская властъ, заблаговременно уже принимаютъ мѣры, чтобы делегатами на предполагающійся Соборъ были избраны представители исключительно «отъ прогрессивной части духовенства и мірянъ» («Коммунистъ» № 152). Никакихъ поблажекъ и уклоненій въ пользу черносотеннаго и контръ-революціоннаго духовенства открыто заявляютъ они, сдѣлано не будетъ («Коммунистъ» № 152). Не только малѣйшее выступленіе противъ высшаго церковнаго управленія, но и отказъ отъ сотрудничества съ нимъ признаются (совѣтскимъ правительствомъ и самимъ «церковнымъ управленіемъ»), какъ контръ-революція и немедленно пресѣкаются тюремнымъ заключеніемъ.

По настоянію новаго церковнаго управленія были арестованы и заключены въ тюрьму митрополитъ Агаѳангелъ, Константинъ архіепископъ Могилевскій, Серафимъ епископъ Орловскій, а также преемственно управлявшіе Московской епархіей епископы Николай Звенигородскій, Иннокентій Клинскій и Никаноръ Богородскій. За это же былъ арестованъ, заключенъ въ тюрьму и, наконецъ, разстрѣлянъ Петроградскій митрополитъ Веніаминъ, послѣ того какъ онъ членовъ самочиннаго «церковнаго управленія» священниковъ Введенскаго и Красницкаго лишилъ священнаго сана и отлучилъ ихъ, равно какъ и ближайшаго ихъ сотрудника псаломщика Стадника отъ Церкви и обратился къ своей паствѣ съ воззваніемъ, предостерегающимъ ее отъ послѣдствій «Живой Церкви».

На предстоящемъ церковнамъ соборѣ предполагается произвести церковный судъ надъ патріархомъ Тихономъ, объявить его низложевнымъ, лишеннымъ сана и тѣмъ самымъ проложить путь и къ суровому гражданскому суду надъ нимъ. Если такъ дерзко обращаются представители совѣтской власти и «Живой Церкви» съ іерархами, то тѣмъ менѣе, конечно, они стѣсняются въ своихъ отношеніяхъ къ рядовому священству. Священники подвергаются тюремному заключенію за одинъ отказъ отъ соучастія въ богослуженіи съ епископами Антониномъ и Леонидомъ.

Изъ всего изложеннаго видно, что такъ называемая «Живая Церковь» по способу своего происхожденія не является церковной общиной, а самочиннымъ сборищемъ. А по свойству своего ученія она отреклась отъ истиннаго, подлиннаго, церковнаго христіанства, усвоивши многія заблужденія антихристіанскаго соціализма.

Создано это движеніе въ нѣдрахъ Православной Церкви не друзьями и ревнителями Св. Церкви, а ея врагами — для оправданія антихристіанской соціальной революціи. И какъ таковое, и по существу своему, и по характеру своей дѣятельности оно является движеніемъ «революціоннымъ» т. е., революціей въ Церкви, имѣющей своей конечной цѣлью не утвержденіе и созданіе Церкви, а разрушеніе ея. Быть можетъ этого не сознаютъ многіе изъ самообольщенныхъ членовъ «Живой Церкви», но это хорошо знаютъ и къ этому сознательно стремятся покровительствующіе «Живой Церкви» представители антихристіанской совѣтской власти.

«Наша задача, — заявляютъ они открыто: не обновить, а упразднить всякую церковь и всякую религію. Но эта задача можетъ быть окончательно разрѣшена только въ будущемъ коммунистическомъ обществѣ. Намъ же предстоитъ пройти весьма длиннный путь. Обновленіе церкви, которое производится сейчасъ прогрессивно и демократически настроенной частью духовенства и прихожанъ, — лишь одинъ изъ первыхъ шаговъ на пути освобожденія трудящихся массъ Россіи изъ подъ власти церкви и религіознаго дурмана» («Рабочая Москва»).

Вполнѣ справедливо поэтому Высшимъ Заграничнымъ Русскимъ Церковнымъ Управленіемъ въ свое время представители «Живой Церкви» во главѣ съ епископами Антониномъ и Леонидомъ, были отлучены отъ Св. Православной Церкви и преданы анаѳемѣ, а всѣ священнослужители сверхъ того и лишены священнаго сана..

Не Духъ Божій управляетъ этимъ движеніемъ, а духъ отца лжи — діавола. Увлеченные ими клирики и міряне идутъ не по стопамъ Св. Апостоловъ и Отцовъ Церкви, а по стопамъ Корея, Даѳана и Авирона и ихъ сообщниковъ, нѣкогда возмутившихся противъ Моисея и Аарона и за это поглощенныхъ разверзшеюся по божественному мановенію, землею и сожженныхъ небеснымъ огнемъ (Числ. 16). Подобно недостойнымъ сынамъ Аарона Надаву и Авіуду вносятъ они не священный, а чуждый огонь во святилище Церкви Божіей и за это ихъ ожидаетъ грозный судъ Божій несомнѣнно на небесахъ, а, быть можетъ, и здѣсь на землѣ (Лев. 10, 1-8). Они осуждены будутъ вмѣстѣ съ Аріемъ, Несторіемъ, Македоніемъ и прочими еретиками, многократно возстававшими противъ истины церковнаго ученія и за это осужденными вселенскими и помѣстными соборами Св. Церкви Православной.

«Знаю твои дѣла, — нѣкогда говорилъ Господь черезъ Своего Тайновидца ангелу церкви Сардійской; ты носишь имя, будто живъ, но ты мертвъ» (Апок. 3, 1). Въ полной мѣрѣ эти грозныя слова Божественнаго Судіи могутъ быть отнесены и къ самочинному сборищу, именующему оебя «Живою Церковью».

Вѣрныя чада св. Православной Церкви, берегитесь этого сатанинскаго сборища прельщенныхъ людей. Подвизайтесь за вѣру, однажды преданную святымъ (Іуд. 1,3), держитесь твердо своей матери Православной Церкви, которая одна есть столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15) и которая одна пребудетъ непоколебимою, святой и непорочной.

Предсѣдатель Собора Епископовъ Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 124-128.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.