Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
11. Постановленіе Священнаго Синода Православной Всероссійской Церкви.

Значительная часть Епископата Русской Православной Церкви осталась вѣрна патріарху Тихону и послѣ его заключенія.

Вслѣдъ за анаѳематствованіемъ «Живой Церкви», оставшіеся въ Москвѣ члены Патріаршаго Св. Синода вынесли слѣдующее постановленіе о «Живой Церкви».

*     *     *

«На многочисленные вопросы православныхъ отвѣтимъ слѣдующее:

1. Какъ быть епархіи, которая потеряла бы православнаго архіерея?

а) Если онъ отпадетъ отъ православія Признаніемъ Высшаго Церковнаго Управленія,

б) Если его вовсе не будетъ (продолжительное тюремное заключеніе, высылка).

Въ первомъ случаѣ викаріи должны немедленно порвать всякое общеніе съ правящими и, въ томъ и въ другомъ случаѣ, вступитъ въ управленіе епархіей, со всѣми правами правящаго архіерея.

2. Какъ поступить, если въ епархіи вовсе не будетъ православнаго Архіерея? Въ такомъ случаѣ каждому отдѣльному Приходу разрѣшается окормляться у любого православнаго Архіерея другихъ епархій.

3. Принимать ли участіе въ созываемомъ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ соборѣ? Ни въ коемъ случаѣ, такъ какъ онъ созывается незаконною церковною властію (ни Патріархомъ, ни его мѣстоблюстителями).

4. Какъ относиться къ священникамъ, отпавшимъ отъ православія, признавшимъ Высшее Церковное Управленіе? Порвать съ ними всякое церковное общеніе и, согласно Апостольскому преданію и церковнымъ правиламъ, лучше вовсе не принимать таинствъ, чѣмъ принимать ихъ отъ неправославныхъ.

5. Христова ли такъ называемая «Живая Церковь»? Нѣтъ, — она церковь воровъ и разбойниковъ. Стоящіе у власти въ ней, перелѣзли черезъ ограду. А всякій, кто вошелъ въ церковь не дверью, тотъ, по словамъ Христа Господа, — воръ и разбойникъ. Таковы: Введенскій, Краснищкій, Бѣлковъ и прочіе, стоящіе съ ними у власти церковной. Они — церковъ инквизиторовъ, ибо властелины ея укрѣпляются не словами любви и убѣжденія, а терроромъ и насиліемъ. Справедливо и законно Митрополитъ Веніаминъ отлучилъ отъ церкви Введенскаго, Красницкаго, Бѣлкова и всѣхъ, кто имѣетъ духовное общеніе съ ними, Это отлученіе по 32 правилу Св. Апостоловъ, никто кромѣ Митрополита Веніамина снять съ нихъ права не имѣетъ, даже соборъ, намѣченный Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ, т. к. онъ не соборъ, а сборище бунтовщиковъ.

Православные! Кто пойдетъ въ « Живую Церковь», тотъ 10-мъ прав. Апостольскимъ отлучается отъ Церкви Божіей и, по словамъ Христа Бога, дѣлается, какъ язычникъ и мытарь; если никто не пойдетъ туда, гдѣ служатъ «живоцерковники», то ихъ дѣло, какъ богомерзкое, само собой погибнетъ. Церковь Христову не одолѣетъ самъ адъ, она свое существованіе продолжитъ до скончанія вѣка. Будемте же неизмѣнно послушными сынами и дщерями ея и Господь даруетъ намъ царствіе небесное. Аминь.

Подписи трехъ членовъ Священнаго Синода (въ Москвѣ).

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 128-129.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.