Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
12. Обращеніе Живоцерковнаго Синода къ Владыкѣ Антонію.

Образованный послѣ Живоцерковнаго Собора Живоцерковный Синодъ былъ возглавленъ болѣе авторитетнымъ, по мнѣнію живоцерковныхъ дѣятелей іерархомъ, архіепископомъ Евдокимомъ [1], который былъ возведенъ этимъ же соборомъ въ митрополиты и онъ обратился къ владыкѣ Антонію со слѣдующимъ письмомъ:

«Бывшему Митрополиту Кіевcкому и Галицкому Антонію (Храповицкому). Съ чувcтвомъ глубокой скорби по долгу службы и во избѣжаніе дальнѣйшихъ непріятностей для Васъ и окружающихъ Васъ, я вынужденъ cообщить Вамъ, что Соборомъ 1923 года и совѣщаніемъ 67 епископовъ Вы лишены священнаго сана и всякихъ правъ на какое либо управленіе церквами, хотя бы и заграничными.

Я очень совѣтую Вамъ послушаться меня, такъ какъ я ничего худого не хочу сказать Вамъ. Б. п. Тихонъ запутался совершенно и, понявъ это, подалъ заявленіе въ Священный Синодъ о примиреніи съ отколовшимся отъ него духовенствомъ и народомъ. «Смѣшанная» комиссія устами даже его ярыхъ защитниковъ (Еп. Иларіонъ) вынесла ему слѣдующую резолюцію: «сложить всѣ полномочія, удалиться въ монастырь, ждать надъ собою суда Собора Еписколовъ». Резолюція вручена. Иного выхода нѣтъ и не можетъ быть.

Я очень просилъ бы васъ всѣхъ подать также заявленіе на Соборъ Епископовъ о пересмотрѣ Вашего дѣла. Съ Божіей помощью, я надѣюсь, что это дѣло, будетъ пересмотрѣно и рѣшено благопріятно для Васъ.

Подумайте хорошенько о себѣ. Чего вы тамъ ждете? Все покончено навсегда. Поэтому нужно трудиться среди новыхъ условій жизни. Я долженъ честно засвидѣтельствовать предъ Вами, что правительство наше борется не съ Церковью, а съ контръ-революціей и съ контръ-революціонерами, съ безсовѣстной церковной эксплоатаціей темныхъ массъ. А какое правительство въ цѣломъ мірѣ не стало бы бороться въ подобныхъ случаяхъ? Я поднялъ церковную жизнь въ Нижнемъ на такую высоту, на которой она не стояла въ прежнее царское время, сохранивъ всѣ 32 монастыря и не подвергался никакимъ непріятностямъ отъ власти за все это время. Поймите: ничего церковнаго не продалъ, ни одной іотой не поступился. Я былъ только «подлинно честно лойяленъ» къ гражданской власти.

Мнѣ сейчасъ точно извѣстно, что возможенъ даже пересмотръ законовъ объ отношеніи государства къ Церкви, такъ какъ эти законы писаны въ дни великихъ контръ-революціонныхъ выступленій нашего духовенства противъ правительственной власти.

Страна наша въ настоящее время быстро возстанавливается. Всюду идетъ сказочная, кипучая, лихорадочная дѣятельность. Въ теченіи ближайшихъ трехъ лѣтъ страну нашу нельзя будетъ узнать по тому благополучію и той мощи, какими она будетъ обладать. Такъ говорятъ объ этомъ и пріѣзжающіе сюда иностранцы.

Изъ посланія Священнаго Синода къ Восточнымъ Патріархамъ и къ русскому народу Вы узнаете положеніе церковныхъ дѣлъ у насъ. Примите только во вниманіе, что оба эти документа писаны мѣсяцъ тому назадъ. Быстрымъ темпомъ идущая жизнь за это время успѣла многое измѣнить еще болѣе въ лучшую сторону.

Еще разъ я просилъ бы Васъ со спокойной разсудительностью, отбросивши всякую «идеологію», какая всегда Вамъ мѣшала, понимать все просто, ясно и непредубѣжденно, продумать мое письмо. Кромѣ великой пользы правильное рѣшеніе этого письма не принесетъ ни Вамъ всѣмъ, ни Церкви Божіей.

Вашъ покорный слуга и богомолецъ Митрополитъ Одесскій и Херсонскій Евдокимъ. 12 сентября 1922 года № 136.

Примѣчаніе:
[1] Архіепископъ Евдокимъ, уроженецъ Владимірской епархіи, въ мірѣ Василій Мещерскій, родился 1 апрѣля 1869 года. По окончаніи курса Московской Духовной Академіи, въ бытность ректоромъ ея владыки Антонія, въ 1894 году постриженъ въ монашество. Въ 1898 г. удостоенъ степени магистра богословія и состоялъ сверхшт. экстроординарн. профессоромъ Московской Духовной Академіи и въ 1903 году ректоромъ той же академіи, съ 1914 года архіепископомъ Алеутскимъ и Сѣверо-Американскимъ.
       Къ своимъ позорнымъ дѣяніямъ архіепископъ Евдокимъ присоединилъ еще и постыдное сочувствіе, которое онъ отъ имени Живоцерковнаго Синода выразилъ предсѣдателю совѣтскаго правительства М. И. Калинину по случаю смерти В. И. Ленина, послѣдовавшей 21 января 1924 года. Письмо это гласило слѣдующее:
       «Предсѣдателю М. И. Калинину. Священный Синодъ Русской Православной Церкви выражаетъ вамъ свое сожалѣніе по случаю смерти великаго освободителя нашего народа изъ царства вѣкового насилія и гнета на пути полной свободы и самоустроенія. Да живетъ же непрерывно въ сердцахъ оставшихся свѣтлый образъ великаго борца и страдалъца за свободу угнетенныхъ, за идеи всеобщаго подлиннаго братства и ярко свѣтитъ всѣмъ въ борьбѣ за достиженіе полнаго счастья людей на землѣ. Мы знаемъ, что его крѣпко любилъ народъ. Пусть могила эта родитъ еще милліоны новыхъ Лениныхъ и соединитъ всѣхъ во единую великую братскую никѣмъ неодолимую семью. И грядущіе вѣка да не изгладятъ изъ памяти народной дорогу къ этой могилѣ, колыбели свободы всего человѣчества.
       Великіе покойники часто въ теченіе вѣковъ говорятъ уму и сердцу оставшимся больше, чѣмъ живые. Да будетъ же и эта отнынѣ безмолвная могила неумолкаемой трибуной изъ рода въ родъ для всѣхъ, кто желаетъ себѣ счастья.
       Вѣчная память и вѣчный покой твоей многострадательной, доброй и христіанственной душѣ. Предсѣдатель Священнаго Синода митрополитъ Евдокимъ».
       Это привѣтствіе воистину является хулой на Святаго Духа... Мы привели полный текстъ этого письма для того, чтобы показать въ какихъ условіяхъ тогда находилась Русская Православная Церковь. Какія измѣны и какія паденія носителей ея славы она должна была пережить. Вѣдь Ленинъ былъ жгучимъ ненавистникомъ Господа Бога, Св. Церкви и духовенства, ему принадлежитъ безумная идея полнаго уничтоженія вѣры въ Бога въ русскомъ народѣ. Онъ былъ вдохновителемъ самыхъ жестокихъ гоненій на Церковь. Кстати сказать, этотъ извергъ человѣческаго рода родился 23 апрѣля 1870 года въ Симбирскѣ, въ русской инеллигентной семьѣ, 17 лѣтъ онъ окончилъ Симбирскую гимназію и тогда же принялся за изученіе марксизма, теоріи и практикѣ котораго онъ посвятилъ свою богоборческую жизнь. Въ 1887 году онъ поступилъ на юридическій факультетъ Казанскаго университета, но въ тотъ же годъ, за свою революціонную дѣятельность, былъ уволенъ изъ университета и сосланъ въ с. Кокушкино Казанской губерніи. Въ 1893 году онъ читалъ въ Самарѣ свои первые революціонные доклады. Въ 1895 году былъ арестованъ, просидѣлъ въ тюрьмѣ 14 мѣсяцевъ и затѣмъ былъ сосланъ на три года въ Сибирь. Въ 1900 году уѣхалъ заграницу. Въ 1903 году образовалъ фракцію большевиковъ, отколовшихся отъ соціалъ-демократической партіи и сталъ во главѣ большевиковъ. Въ годы первой революціи въ 1905 году возвратился въ Россію и развилъ здѣсь революціонную дѣятельность. Первая міровая война застала его на границѣ Галиціи, здѣсь онъ примкнулъ къ партіи «пораженцевъ», поставивъ себѣ задачу добиться пораженія Россіи въ этой войнѣ и превратить для захвата власти войну патріотическую въ войну гражданскую, и для этой цѣли создалъ въ Швейцаріи революціонный центръ. Послѣ февральской революціи онъ въ апрѣлѣ мѣсяцѣ 1917 года, при широкой помощи нѣмецкаго генеральнаго штаба, прибылъ въ Россію и совершилъ октябрьскій переворотъ. Умеръ онъ на 54 году своей богоборческой жизни, превзойдя по своей жестокости и изощренности всѣхъ бывшихъ до него тирановъ и гонителей Святой Церкви. По слухамъ въ своихъ предсмертныхъ страданіяхъ онъ выкрикивалъ имя патріарха Тихона.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 129-132.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.