Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
Б. Великобританскій ультиматумъ и освобожденіе Патріарха Тихона.

Назначенный на 24 апрѣля въ 12 часовъ дня въ Москвѣ въ колонномъ залѣ дома совѣтовъ судъ надъ патріархомъ Тихономъ, въ этотъ день не былъ начатъ. Совѣтская власть побоялась судить патріарха Тихона, какъ патріарха, и рѣшила, что предварительно необходимо лишить его священнаго сана и затѣмъ судить, какъ обыкновеннаго обывателя Василія Беллавина. Это порученіе совѣтской власти, какъ было изложено выше, было услужливо исполнено живоцерковнымъ соборомъ, который войдетъ въ исторію Церкви, какъ подлинный «разбойническій соборъ». Представители этого собора съ разрѣшенія товарища Галкина объявили объ этомъ рѣшеніи заключенному патріарху 8-го мая, какъ мы объ этомъ писали выше.

Но въ тоть же день 8 мая 1923 года агентъ Великобританскаго правительства въ Москвѣ г. Хадсонъ [1] вручилъ совѣтскому правительству ультиматумъ Великобританскаго правительства за подлисью лорда Керзона, составленный въ самыхъ энергичныхъ выраженіяхъ съ протестомъ противъ религіозныхъ гоненій въ совѣтской Россіи и съ угрозой полнаго разрыва сношеній съ совѣтскимъ правительствомъ. Полный текстъ ультиматума большевиками не былъ объявленъ въ совѣтской печати. Ультиматумъ касался не только религіозныхъ гоненій, но и другихъ вопросовъ, интересовавшихъ тогда Великобританію въ ея сношеніяхъ съ Совѣтскимъ Союзомъ. Во всякомъ случаѣ въ отношеніи религіи тамъ были сказаны слѣдующія слова, которыя впослѣдствіи приводились въ совѣтской печати: «Страна, въ которой преслѣдуется вѣра и распинаются служители Церкви, — должна быть исключена изъ круга цивилизованныхъ націй». Ультиматумъ былъ составленъ, повидимому, такъ, что изъ него вытекала не только угроза разрыва дипломатическихъ сношеній, но и возможность вооруженной интервенціи для низверженія совѣтской власти. Существованіе совѣтской власти въ то время вполнѣ зависѣло отъ поддержки ее западными государствами, которыя очень легко, при небольшомъ усиліи, при помощи русской эмиграціи и русскаго народа могли свергнуть совѣтское правительство. Большевики это отлично понимали и сразу же по полученіи ультиматума «поджали хвостъ». Вмѣсто той наглости и цинизма, съ которымъ они говорили съ Архіепископомъ Кентерберійскимъ, они теперь въ очень мягкихъ выраженіяхъ отвѣчали Великобританскому правительству и такъ сказать просили у него пощады.

Въ «Извѣстіяхъ» 13 мая по поводу Великобританскаго ультиматума было напечатано подъ заглавіемъ:

«Совѣтское правительство противъ ультиматумовъ за переговоры».

«Сегодня читатели прочтутъ отвѣтъ совѣтскаго правительства. Всякій честный человѣкъ увидитъ изъ него, что рабоче-крестьянское правительство отвѣчаетъ не только въ духѣ полнаго миролюбія, несмотря на провакаціонный характеръ Керзонскаго ультиматума, но въ интересахъ мира дѣлаетъ даже рядъ уступокъ по существу.

Хотя вопросъ о положеніи Церквей въ совѣтской республикѣ не входитъ ни въ малѣйшей мѣрѣ въ область взаимоотношенія съ Великобританіей, тѣмъ не менѣе въ интересахъ правильной информаціи общественнаго мнѣнія, Россійское правительство считаетъ необходимымъ самымъ категорическимъ образомъ опровергнуть неосновательныя утвержденія о преслѣдованіи имъ какихъ бы то ни было религій».

11 мая въ Лозаннѣ былъ убитъ русскимъ патріотомъ представитель совѣтскаго правительства В. В. Воровской, что, конечно, еще болѣе встревожило большевиковъ и имъ тогда настолько мерещилось возможность вооруженной интервенціи, что они съ тревогой сообщали въ «Извѣстіяхъ» о томъ, что генералъ Врангель въ Югославіи въ Бѣлой Церкви произвелъ смотръ кадетъ Кадетскаго Корпуса и кадровъ Николаевскаго Кавалерійскаго Училища, а французскій маршалъ Фошъ въ Польше принялъ парадъ польскихъ войскъ.

При такомъ положеніи судъ надъ патріархомъ Тихономъ и дальнѣйшее его содержаніе подъ арестомъ не могли продолжаться. Совѣтская власть была поставлена передъ необходимостью освободить патріарха и прекратить свои приготовленія къ его казни. Передъ большевиками стояла диллема или убить патріарха Тихона тайно или же освободить его такъ, чтобы не пострадалъ ея престижъ, какъ капитулировавшей передъ главой Русской Православной Церкви. На помощь совѣтской власти опять поспѣшли услужливые представители «Живой Церкви», которые обратились къ Архіепископу Кентерберійскому со слѣдующимъ угрожающимъ письмомъ.

Примѣчаніе:
[1] Совѣтское правительство въ это время еще не имѣло международнаго признанія отъ великихъ державъ, а лишь только установило съ нѣкоторыми изъ нихъ торговыя отношенія по иниціативѣ великобританскаго премьера Ллойдъ-Джорджа, заявившаго о томъ, что «торговать можно и съ людоѣдами». Такимъ образомъ нѣкоторая часть Европейскихъ народовъ въ это время все-таки смотрѣла на большевиковъ, какъ на «людоѣдовъ». Дипломатическое признаніе большевиковъ, какъ законнаго русскаго правительства, чего они весьма энергично добивались, впервые послѣдовало со стороны рабочаго правительства Макдональда въ Англіи 2 февраля 1924 года. Противъ этого признанія возражали въ Англіи консерваторы и въ особенности лордъ Керзонъ, который имѣлъ достаточный опытъ сношеній съ большевиками. Вслѣдъ за Англіей 8 февраля признала большевиковъ Италія, 13 февраля — Норвегія, 8 марта — Греція, 16 марта Швеція, позднѣе другихъ при соціалистическомъ правительствѣ Эрріо — 28 октября 1924 года признала Франція. Долгое время воздерживались отъ признанія большевиковъ Соединенные Штаты и лишь только при президентѣ Рузвельтѣ, во вторую міровую войну, здѣсь были признаны большевики.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 146-148.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.