Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
Б. Великобританскій ультиматумъ и освобожденіе Патріарха Тихона.
3. Сообщеніе Совѣтской Власти объ освобожденіи Патріарха Тихона.

27 іюня 1923 года въ «Извѣстіяхъ» было напечатано слѣдующее:

«ПОСТАНОВЛЕНІЕ ВЕРХОВНАГО СУДА ОБЪ ОСВОБОЖДЕНІИ В. БЕЛАВИНА».

16 іюня Тихонъ обратился въ Верховный Судъ со слѣдующимъ заявленіемъ.

Обращаясь съ настоящимъ заявленіемъ въ Верховный Судъ РСФСР, я считаю по долгу своей пастырской совѣсти заявить слѣдующее.

Будучи воспитаннымъ въ монархическомъ обществѣ и, находясь до самаго ареста подъ вліяніемъ антисовѣтскихъ лицъ, я дѣйствительно былъ настроенъ къ Совѣтской власти враждебно, при чемъ враждебность изъ пассивнаго состоянія временами переходила къ активнымъ дѣйствіямъ, какъ то обращеніе по поводу Брестскаго мира 1918 года, анаѳематсвованіе въ томъ же году власти и, наконецъ, воззваніе противъ декрета объ изъятіи церковныхъ цѣнностей въ 1922 году. Всѣ мои антисовѣтскія дѣйствія за немногими неточностями изложены въ обвинительномъ заключеніи Верховнаго Суда. Признавая правильность рѣшенія суда о привлеченіи меня къ отвѣтственности по указаннымъ въ обвинительномъ заключеніи статьямъ Уголовнаго Кодекса за антисовѣтскую дѣятельностъ, и раскаиваясь въ этихъ проступкахъ противъ государственнаго строя, я прошу Верховный Судъ измѣнить мнѣ мѣру пресѣченія, т. е. освободить меня изъ подъ стражи.

При этомъ я заявляю Верховному Суду, что я отнынѣ совѣтской власти не врагъ. Я окончательно и рѣшительно отмежовываюсь какъ отъ зарубежной, такъ и отъ внутренней монархическо-бѣлогвардейской контръ-революціи.

16 іюня 1923 года.

Патріархъ Тихонъ (Василій Беллавинъ).»       

Судебная комиссія по уголовнымъ дѣламъ Верховнаго Суда отъ 25 іюня 1923 года въ составѣ предсѣдателя и 2-хъ членовъ (фамиліи неразборчивы) постановила: «Ходатайство гражданина Беллавина удовлетворить и, руководствуясь 161 и 242 ст. ст. Уголовно-Процессуальнаго Кодекса, ранѣе принятую въ отношеніи его мѣру пресѣченія уклоненія отъ суда и слѣдствія, — содержаніе подъ стражей, — отмѣнитъ.

На другой день 28 іюня по поводу этого постановленія членъ президіума этого суда тов. Галкинъ заявилъ:

«Содержаніе подъ стражей было примѣнено къ бывшему патріарху Тихону въ виду его непрекращавшейся активной контръ-революціонной дѣятельности. Нынѣшнее заявленіе Тихона о его лойяльномъ отношеніи къ совѣтской власти устраняетъ необходимость дальнѣйшаго примѣненія этой мѣры пресѣченія. Сейчасъ, когда я говорю эти слова, Тихонъ, уже, вѣроятно, на свободѣ. Постановленіе Верховнаго Суда, конечно, ничего не мѣняетъ въ самомъ ходѣ дѣла Тихона, слѣдствіе о которомъ будетъ продолжаться своимъ чередомъ».

Такимъ образомъ патріархъ Тихонъ своимъ заявленіемъ: 1) не отмѣнилъ анаѳематствованіе отъ имени Русской Православной Церкви совѣтской власти, 2) не заявилъ себя другомъ совѣтской власти и сотрудниковъ ея, 3) не призвалъ на нее Божьяго благословенія, 4) не призвалъ русскій народъ къ повиновенію этой власти, какъ якобы Богомъ установлевной, 5) не осудилъ движенія за возстановленіе въ Россіи монархическаго строя и 6) и не осудилъ бѣлой борьбы за низверженіе совѣтской власти. Патріархъ Тихонъ своимъ заявленіемъ указалъ лишь на тотъ образъ дѣйствій, который онъ избираетъ для дальнѣйшей защиты и охраненія Русской Православной Церкви. Насколько цѣлесообразенъ такой образъ дѣйствій, это уже вопросъ другой, который владыка Антоній въ своей дѣятельности рѣшалъ иначе, но во всякомъ случаѣ патріархъ Тихонъ не перешелъ той границы, которая должна была отдѣлять его, какъ главы Русской Православной Церкви, отъ безбожой власти.

Равно также и совѣтская власть, какъ видно изъ заявленія тов. Галкина, не считала патріарха Тихона перешедшимъ на свою сторону, а по прежнему считала его своимъ врагомъ, по отношенію къ которому она избрала иной образъ дѣйствій.

По свидѣтельству прот. В. Виноградова въ цитированной уже его книгѣ, «Освобожденіе патріарха Тихона состояло въ томъ, что въ его помѣщеніе явился начальникъ церковнаго отдѣла Тучковъ, въ вѣдѣніи котораго находился патріархъ, снялъ стражу и объявилъ патріарху, что теперь онъ можетъ, куда угодно выходить и выѣзжать и, кого угодно, принимать. И патріархъ тотчасъ же воспользовался предоставленной ему свободой. Онъ узналъ, что въ этотъ день на Московскомъ Лазаревомъ кладбищѣ совершалось погребеніе одного изъ популярнѣйшихъ по своему духовному вліянію на народъ московскаого пастыря протоіерея о. Алексѣя Мечева, и тамъ собралась громадная масса вѣрующихъ. Патріархъ очень уважалъ и цѣнилъ о. Алексѣя и потому рѣшилъ и самъ поѣхать на кладбищѣ. Онъ взялъ частнаго извозчика и въ обычномъ своемъ внѣшнемъ патріаршемъ одѣяніи, въ бѣломъ патріаршемъ клобукѣ неожидавно для всѣхъ появился среди этого множества вѣрующихъ. Трудно описать тотъ взрывъ восторга, который охватилъ тогда всю массу народа. Почти всѣ плакали отъ радости, подходя къ нему подъ благословеніе. Въ заключеніе толпа выпрягла лошадей изъ экипажа и сама нѣкоторое время везла этотъ зкипажъ съ сидящимъ въ немъ патріархомъ, со всѣхъ сторонъ экипажъ засыпали цвѣтами. При этомъ первомъ послѣ ареста соприкосновеніи съ народомъ патріархъ живо почувствовалъ и увѣрился въ томъ, что ему теперъ такъ важно было чувствовать и сознавать: церковный народъ остался неизмѣнно ему преданнымъ».

По свидѣтельству протопресвитера Виноградова «Покаянное» заявленіе патріарха, напечатанное въ совѣтскихъ газетахъ, не произвело на вѣрующій народъ ни малѣйшаго впечатлѣнія. Безъ всякой малѣйшей пропаганды весь вѣрующій народъ, какъ одинъ человѣкъ, какимъ та чудомъ Божіимъ, такъ формулировалъ свое отношеніе къ этому «покаянному заявленію»: «это патріархъ написалъ не для насъ, а для большевиковъ». «Соборъ» же 1923 года ни на одинъ моментъ не имѣлъ для вѣрующаго народа ни малѣйшаго авторитета: всѣ хорошо понимали, что вся «затея» этого «собора» просто продѣлка совѣтской власти, никакой церковной значимости не имѣющая.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 150-153.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.