Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
В. Послѣ освобожденія Патріарха Тихона.

1. Окружное Посланіе
ко всѣмъ Православнымъ Патріархамъ, Митрополитамъ, Архіепископамъ, Епископамъ, Преподобнымъ Пресвитерамъ, Инокамъ, Инокинямъ и всѣмъ православнымъ христіанамъ.

(Противъ Живоцерковнаго Синода)

Нѣкогда Апостолъ Павелъ писалъ къ Коринѳянамъ: «ревную о васъ ревностію Божіею..., но боюсь, чтобы какъ змѣй хитростью своею прельстилъ Еву, такъ и ваши умы не повредились, уклонившись отъ простоты во Христѣ» (2 Кор. 11, 23). Слова эти писаны къ новоначальнымъ христіанамъ рукою Апостола; я же малѣйшій въ Церкви Божіей дерзаю повторить ихъ Святѣйшимъ Іерархамъ и всѣмъ православнымъ христіанамъ въ настаящіе лукавые дни потому, что адскій змѣй снова воплотился въ цѣлое сборище лже-епископовъ и лже-христіанъ, чтобы отколоть людей у отъ спасительнаго ковчега Божія, который есть Святая Церковь, и разсылаетъ писанныя рукою ихъ лживыя посланія по всему міру, въ которыхъ они убѣждаютъ читателей отрываться отъ богопреданной священной іерархіи и отъ Святѣйшаго Всероссійскаго Патріарха Тихона, поистинѣ исповѣдника Божественной нашей вѣры и признать ихъ нечестивое сборище Святѣйшимъ Синодомъ Россійской Церкви. О нихъ-то писалъ тотъ же Св. Апостолъ Павелъ: «таковые лже-апостолы лукавые дѣятели принимаютъ видъ апостоловъ Христовыхъ. И не удивительно: потому что самъ сатана принимаетъ видъ Ангела свѣта, а потому не великое дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды; но конецъ ихъ будетъ по дѣламъ ихъ» (2 Кор. 11 глава, 13-15 стихи).

Посему еще разъ напоминаю, что «совѣтъ нечестивыхъ», разсылающій изъ Москвы посланія и именующій себя Святѣйшимъ Синодомъ Россійской Церкви не Синодъ іерарховъ, и члены его не Іерархи, но лишенные сего сана, по 14-15 правиламъ Двукратнаго Собора и по многимъ другимъ канонамъ, міряне, изъ коихъ большинство, подписавшихъ себя епископами, никогда таковыми не были, ибо не были посвящены законною церковною властью и не могли быть посвящены, ибо были женаты во время той комедіи, которую они осмѣливаются назвать посвященіемъ, что возбраняется 12 правиломъ VI Вселенскаго Собора, не дозволяющимъ быть епископу женатымъ. Вообще изъ 12, подписавшихся себя архіереями, только три или можетъ пять были нѣкогда таковыми, а прочіе и никогда и не были; и первые трое были извѣстны своимъ безнравственнымъ поведеніемъ, прижитіемъ незаконныхъ дѣтей и просто мелкимъ воровствомъ. Не стоитъ много сообщатъ о тѣхъ лже-архіереяхъ, которые въ союзѣ съ ними: это жалкія ничтожества, нѣсколько разъ уже мѣнявшіе свою личину, готовые на всякія преступленія; ихъ списокъ увѣнчанъ подписью формально помѣшаннаго быв. Оберъ-Прокурора Синода революціонной эпохи 1917 года.

Итакъ эти негодяи просятъ Святѣйшихъ Патріарховъ и всѣ Помѣстныя Церкви возстановить съ ними общеніе, якобы прерванное Восточными Церквами съ Церковью Россійской. Послѣднее совершенно невѣрно. Истинная Православная Россійская Церковь, пребывающая въ сыновнемъ послушаніи Святѣйшему Патріарху Всероссійскому Тихону, продолжала пребывать въ тѣсномъ общеніи съ Восточными Святѣйшими Патріархами черезъ Заграничный Россійскій Архіерейскій Синодъ, который постоянно обмѣнивался съ ними братскими посланіями либо черезъ своего предсѣдателя, либо черезъ весь свой составъ. Главы Восточныхъ Православныхъ Церквей привѣтствовали Святѣйшаго Патріарха Тихона непосредственно и обмѣнивались съ ними также посланіями, а когда узнали о беззаконнмъ заключеніи его въ плѣнъ, то открыто выражали намъ свое горькое сожалѣніе о томъ и торжественно именовали его Исповѣдникомъ Православной Вѣры, какъ издревле именуются праведные служители Христовы, пріявшіе страданія за вѣру и Церковь.

И вотъ на этого-то Исповѣдника вѣры покушаются распространить свою новую клевету эти гнусные преступники, попирающіе всѣ Божескіе и человѣческіе законы. Они осмѣливаются утверждать, будто бы Патріархъ Тихонъ самъ себя возстановилъ въ священномъ санѣ; но онъ никогда не былъ его лишенъ, а былъ грубымъ насиліемъ заключенъ въ темницу. Но они лишенные разума и совѣсти продолжаютъ изрыгать такую ложь въ своихъ посланіяхъ: «Тогда группа лицъ, состоящая изъ епископовъ, пресвитеровъ и мірянъ, твердо взяла церковный корабль въ свои руки».

Итакъ, клевеща на Патріарха, они по своей недальновидности сами тутъ же признаются въ томъ преступленіи, какое хотѣли бы возложить на невиннаго Патріарха Тихона; сознаются въ самочинномъ захватѣ власти, за каковую попытку Корей, Даѳанъ и Авиронъ были живыми поглощены разверзшеюся землею и такъ сошли во адъ съ домочадцами. Таковыхъ самочинныхъ похитителей церковной власти Гангрскій соборъ именуетъ врагами Божіими и друзьями бѣсовъ. Они далѣе обѣщаютъ въ своемъ богомерзскомъ посланіи управлять Церковью при строгомъ соблюденіи православнаго ученія и таинствъ; ученіе же православное объ управленіи церковномъ изложено, кромѣ св. Библіи, прежде всего въ книгѣ правилъ Св. Вселенскихъ Соборовъ или въ священныхъ канонахъ. О нихъ-то посланіе, конечно, даже не упоминаетъ, ибо и ихъ мнимые архіереи, и ихъ самочинное сборище, которое они именуютъ Синодомъ, и ихъ недостойные іереи двоеженцы, — все это устроено ими въ прямое и явное нарушеніе всѣхъ святыхъ каноновъ.

Безъ суда они изгнали и плѣнили Святѣйшаго Патріарха, но и нынѣ при всемъ стараніи не могутъ найти на немъ ни одной вины, какъ іудейскій Синедріонъ на Спасителя, но, надѣясь на неосвѣдомленность читателей, утверждаютъ, будто «слабовольный старецъ» Патріархъ за послѣдніе годы сталъ единолично и самовольно управлять Церковью. Если-бъ было такъ, то гдѣ же его слабоволіе? и почему онъ вдругъ представился имъ старцемъ, имѣя 57 лѣтъ отъ роду? Если онъ нѣсколько мѣсяцевъ оставался безъ Синода, то потому, что члены Синода были разсажены по тюрьмамъ, гдѣ и посейчасъ томятся 80 честныхъ архіереевъ (!), а въ архіерейскихъ домахъ лжеархіереи, предатели «враги Божіи и друзья бѣсовъ».

Затѣмъ, не зная, что можно поставить въ вину Патріарху, они клевещутъ на него самыми общими и безсмысленными фразами, будто онъ «подвергъ преслѣдованію лучшихъ іерарховъ, даже мірянъ, полилась кровь, поднялись стоны» и такъ далѣе.

Нашъ Патріархъ ни въ чемъ подобномъ не повиненъ, а вотъ эти негодяи живоцерковники постоянно писали и пишутъ іудины доносы на архіереевъ, іереевъ, монаховъ и мірянъ и ввергаютъ ихъ въ узы большевиковъ и въ далекую ссылку.

Посему прошу и молю всѣхъ, читающихъ сіе посланіе, ни единому слову не вѣрить въ посланіи самочиннаго лже-Синода «Русской Церкви», ибо люди поправшіе свою архіерейскую присягу, конечно способны на самую невѣроятную клевету, ложь, извращеніе и т. д. Теперь, когда всѣ приходы г. Москвы отвергли живоцерковниковъ и возвратились къ нашему законному Патріарху, то всѣ лжеархіереи и лжеіереи поняли, что имъ угрожаетъ полное лишеніе ихъ ложно присвоеннаго сана и всякихъ доходовъ и низведеніе въ разрядъ мірянъ, чего они вовсе не желаютъ. И вотъ почти всѣ іереи и прочіи клирики бросились съ покаяніемъ къ Патріарху и посреди храмовъ съ народомъ исповѣдуютъ свое паденіе и пріемлютъ прощеніе отъ Патріарха, а оскверненные ихъ незаконнымъ служеніемъ храмы вновь освящаются преданными Патріарху епископами. Во власти Живой Церкви остался въ Москвѣ только неимѣющій прихожанъ соборъ Спасителя, да Троицкое подворье, бывшее въ непосредственномъ вѣдѣніи большевицкаго правительства. Ясно стало для непокорныхъ епископовъ, членовъ лжесинода, а равно и для женатыхъ мужчинъ, именующихъ себя епископами, что имъ угрожаетъ лишеніе всѣхъ ихъ преимуществъ, и они теперь въ агонической тревогѣ напрягаютъ всѣ свои силы, чтобы удержать за собой мнимую власть. Надѣюсь, однако, что имъ не удастся никого обмануть и всего менѣе Святѣйшихъ Патріарховъ и прочихъ Святителей Востока, и я ихъ умоляю ни слова не вѣрить въ исполненномъ лжи и хвастовства посланіи Московскаго лже-синода.

Впрочемъ и сами сочинители посланія не надѣются на свои доводы, а больше на похвалы о возстановленіи союза съ еврейской властью, покорившей несчастную Россію, т. е. на свою косвенную угрозу мстить всѣмъ, кто съ ними не войдетъ въ преступное соглашеніе; это ясно изъ послѣдней части ихъ нечестиваго посланія; разсчитываютъ они и на другую безсовѣстную ложь, — будто за Патріархомъ Тихономъ пошла незначительная часть паствы. Незначительная часть ея осталась за лже-синодомъ, а Патріарха окружаютъ ежедневно несмѣтныя толпы народа — клириковъ и мірянъ, и со слезами и земными поклонами берутъ отъ него благословеніе, а живоцерковниковъ гонятъ отъ себя палками.

Впрочемъ а семъ распространяться нечего: мы увѣрены, что Святѣйшіе и Преосвященнѣйшіе іерархи Востока будутъ на сторонѣ евангельской и канонической истины независимо отъ того, много-ли, мало-ли на сторонѣ ея людей, и о лже-епископахъ русскихъ скажутъ словами Св. Аѳанасія Великаго: «уне намъ есть безъ нихъ собиратися на молитву, нежели съ ними, якоже со Анной и Каіаффой вверженными быти въ геенну огненную». Сомнѣваюсь, чтобы ихъ посланцы, превозшедшіе мерзостями своихъ товарищей, были приняты и выслушаны Вашимъ Священноначаліемъ, но полагаю весьма возможнымъ и желательнымъ, чтобы они, если осмѣлятся открыть свои скверныя уста передъ православными Святителями, возвратились съ такою же анаѳемою на главахъ своихъ, каковой ихъ предалъ Соборъ двѣнадцатіи православныхъ русскихъ архипастырей въ Карловцахъ въ истекшемъ маѣ мѣсяцѣ.

Смиренный Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.       

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 155-159.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.