Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
В. Послѣ освобожденія Патріарха Тихона.

3. Грамата
Святѣйшаго Тихона, Патріарха Всероссійскаго — Его Святѣйшеству, Архіепископу Константинопольскому — Новаго Рима и Вселенскому Патріарху Григорію VII.

При письмѣ представителя въ Россіи Вашего Святѣйшества Архимандрита Василія Димопуло, отъ 6 іюня сего 1924 года за № 226, мною получено четыре выписки изъ протоколовъ засѣданій Священнаго Константинопольскаго Синода отъ 1-го января, 17 апрѣля, 30 апрѣля и 6 мая с. г., изъ коихъ видно, что Ваше Святѣйшество, желая оказатъ помощь отъ Матери Великой Христовой Церкви Константинопольской и «изучивъ точно теченіе русской церковности и происходящія разногласія и раздѣленія — для умиротворенія дѣла и прекращенія настоящей аномаліи», происшедшихъ отъ внѣшнихъ перемѣнъ или отъ чрезмѣрнаго и безполезнаго возвращенія къ взглядамъ и старымъ системамъ, потерявшимъ уже жизненную силу и смыслъ, «принявъ во вниманіе исключительныя обстоятельства и примѣры прошлыхъ временъ», — рѣшили «послать къ намъ особую Комиссію, уполномоченную изучить и дѣйствовать на мѣстѣ на основаніи и въ предѣлахъ, опредѣленныхъ инструкціей, согласныхъ съ духомъ и преданіемъ Церкви».

Въ инструкціи членамъ Миссіи однимъ изъ главныхъ пунктовъ является пожеланіе Вашего Святѣйшества, чтобы я, какъ Всероссійскій Патріархъ, «ради единенія расколовшихся и ради паствы пожертвовалъ собою, немедленно удалившись отъ управленія Церковью, какъ подобаетъ истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасеніи многихъ, и чтобы одновременно упразднилось, хотя бы временно, Патріаршество, какъ родившееся во всецѣло въ ненормальныхъ обстоятельствахъ въ началѣ гражданской войны и какъ считающееся значительнымъ препятствіемъ къ возстановленію мира и единенія». Дается и опредѣленная инструкція Комиссіи, на какія теченія она въ своихъ работахъ должна опираться.

Прочитавъ указанные протоколы, мы не мало смутились и удивились, что Представитель Вселенской Патріархіи, глава Константинопольской Церкви безъ всякаго предварительнаго сношенія съ нами, какъ съ законнымъ представителемъ и главою всей Русской Православной Церкви, вмѣшивается во внутреннюю жизнь и дѣла Автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2 и 3 пр. II Вселенскаго Собора и др.) за епископомъ Константинопольскимъ признавали всегда и признаютъ первенство передъ другими автокефальными Церквами чести, но не власти. — Помнимъ и то правило, что «не бывъ приглашены, епископы да не преходятъ за предѣлы своей области для рукоположенія или какого другого церковнаго распоряженія». А потому всякая попытка какой-либо Комиссіи безъ сношенія со мной, какъ единственно законнымъ и православнымъ первоіерархомъ Русской Православной Церкви, безъ моего вѣдома незаконна, не будетъ принята русскимъ православнымъ народомъ и внесетъ не успокоеніе, а еще большую смуту и расколъ въ жизнь и безъ того многострадальной Русской Православной Церкви. — Послѣднее будетъ только въ угоду нашимъ схизматикамъ — обновленцамъ, вожди котораго нынѣ стоящіе во главѣ такъ называемаго (самозваннаго) Священнаго Синода, какъ бывшій Нижегородскій архіепископъ Евдокимъ и др. запрещены мною въ священнослужении и за учиненную смуту, расколъ, незаконный захватъ церковной власти объявлены «впредь до распоряженія», находящимися внѣ общенія съ Православной Церковью.

Вмѣстѣ со всею массою русскихъ православныхъ вѣрующихъ, со всею своею паствой сомнѣваюсь и очень, что Ваше Святѣйшество, какъ заявляете, «изучили точно теченія русской церковности» сомнѣваюсь потому, что Вамъ неугодно было ни разу обратиться къ намъ за документальными объясненіями того, — кто же подлинный и настоящій виновникъ смуты и раскола.

Весь русскій православный народъ давно сказалъ свое правдивое слово, какъ о нечестивомъ сборищѣ, дерзновенно именующимъ себя Соборомъ 1923 года, такъ и о несчастныхъ вождяхъ обновленческаго раскола... Народъ не со схизматиками, а со своимъ законнымъ православнымъ Патріархомъ. — Позволительно усумниться и въ предполагаемой Вашимъ Святѣйшествомъ мѣрѣ умиротворенія Церкви — моемъ удаленіи отъ управленія Церковью и хотя бы временномъ упраздненіи Патріаршества на Руси. — Не умиротворитъ это Св. Церковь, а породитъ новую смуту, принесетъ новыя скорби и безъ того многострадальнымъ вѣрнымъ нашимъ Архипастырямъ и пастырямъ. — Не честолюбіе или властолюбіе заставило насъ снова взять крестъ патріаршаго служенія, а сознаніе своего долга, подчиненіе волѣ Божіей и голосъ вѣрнаго православію и Церкви епископата. — Послѣдній, получивъ разрѣшеніе на собраніе, еще въ іюлѣ прошлаго года соборнымъ голосомъ осудилъ обновленцевъ, какъ схизматиковъ, а ко мнѣ обратился съ просьбой — снова стать во главѣ Русской Церкви и быть ея кормчимъ до того времени, когда Господу Богу угодно будетъ даровать миръ Церкви голосомъ Всероссійскаго Помѣстнаго Собора — засвидѣтельствовать предъ всѣмъ міромъ нашу правду. Невѣренъ взглядъ Вашего Святѣйшества и, очевидно, навѣянъ врагами Православной Русской Церкви и по части возникновенія (правильнѣе — возстановленія) Патріаршества въ Россіи и необходимости его упраздненія, хотя бы временнаго. —

Вашъ предшественникъ блаженной памяти Патріархъ Германъ 5-ый, какъ и другіе Восточные Патріархи — особыми граматами привѣтствовали, какъ возстановленіе у насъ, на Руси, Патріаршества, такъ и лично меня. Съ особой привѣтственной рѣчью, какъ представитель Вселенскаго Патріархата, выступилъ и покойный о. Архим. Іаковъ 21 ноября 1917 года. Всякій, кто явится къ намъ, если пожелаетъ безпристрастно, безъ предвзятыхъ идей и опредѣленныхъ заданій, познакомиться съ положеніемъ церковныхъ дѣлъ въ Россіи, изучить появленіе, ростъ и жизнь такъ называемаго обновленческаго раскола, встрѣтитъ съ нашей стороны благожелательное отношеніе, если онъ явится къ намъ, какъ къ законному главѣ Русской Церкви. Желанія и надежды благочестиваго народа въ С.С.С.Р. одни, да даруетъ Господь Русской Православной Церкви миръ, да приведетъ Господь въ ограду Церкви отошедшихъ отъ нея и отъ насъ, какъ законнаго главы Православной Русской Церкви. И мы и наша паства вѣрны и Церкви Божіей и родному православію. И только враги Церкви, сѣющіе смуту и вражду, могутъ говорить и утверждать иное.

Въ увѣренности, что Ваше Святѣйшество, какъ возлюбленный во Христѣ нашъ братъ, вознесете молитвы объ умиротвореніи Русской Православной Церкви и при первой къ тому возможности войдете въ письменныя сношенія съ нами и черезъ общеніе, какъ со мною, такъ и со Священнымъ при мнѣ Синодомъ, будете имѣть возможность ознакомиться съ дѣйствительнымъ положеніемъ церковныхъ дѣлъ Православной Русской Церкви и увѣритесь, что истина за нами и съ нами, остаюсь

Вашего Святѣйшества возлюбленнаго во Христѣ брата

Патріархъ Тихонъ.       




Владыка Антоній какъ только освѣдомился объ этомъ вмѣшательствѣ Константинопольской Патріархіи въ дѣла Русской Православной Церкви противъ патріарха Тихона, обратился къ Константинопольскому Патріарху съ особымъ «Скорбнымъ Посланіемъ», выдержки изъ котораго приводимъ ниже.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 161-164.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.