Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
В. Послѣ освобожденія Патріарха Тихона.

4. Изъ скорбнаго посланія Митрополита Антонія — Вселенскому Патріарху Константину VI отъ 4/17 февраля 1925 года, за № 2546.

Митрополитъ Антоній въ своемъ «Скорбномъ Посланіи» вышеуказанному Патріарху по поводу вмѣшательства Константинопольской Патріархіи въ дѣла Русской Православной Церкви внутри Россіи и заграницей, между прочимъ писалъ:

«...За физической невозможностью нашему Русскому Патріарху возвысить свой голосъ, я, смиренный Кіевскій Митрополитъ, стоящій вторымъ по немъ, по признанію Великаго Всероссійскаго Собора, бывшаго въ Москвѣ въ 1917-18 г.г., а также по признанію всѣхъ 32 русскихъ архіереевъ, пребывающихъ заграницей, имѣю тяжелый, но неотвратимый долгъ сыновне напомнить Вашему Святѣйшеству о незаконныхъ дѣяніяхъ Вашихъ предшественниковъ — Киръ Мелетія и Киръ Григорія VII. —

Донынѣ отъ дней юности своей, я возвышалъ свой голосъ только для прославленія Восточныхъ и въ частности Вселенскихъ Патріарховъ, устно и печатно, о чемъ, конечно, Вашему Святѣйшеству хорошо извѣстно; какъ и о том, что я и дѣломъ, и словомъ, и печатью всегда заявлялъ себя филэллиномъ и поклонникомъ Великой Идеи. Однако, я не папистъ и хорошо помню то, что кромѣ великихъ епископовъ Церкви, какъ Павелъ Исповѣдникъ, Григорій Богословъ, Іоаннъ, Проклъ, Флавіанъ, Германъ, Тарасій, Фотій, бывали тамъ многіе другіе и внутренніе враги Церкви, еретики и даже ересіархи, какъ Македоній, Несторій, Сергій, Пирръ, Петръ, Павелъ и многіе иконоборцы; о нихъ сказано горькое, но правдивое слово въ I правилѣ VI Вселенскаго Собора и сообщено вселенной, что они осуждены и отлучены вмѣстѣ съ Оноріемъ Папой Римскимъ и другими еретиками.

Вотъ къ этому же пути ослушанія Св. Церкви и каноновъ склонялись и послѣдніе два предшественника Вашего Святѣйшества.

...Вообще исторія Церкви и въ частности исторія Вселенскаго Патріархата едва-ли прежде знала столь грубыя нарушенія патріархами вселенскихъ каноновъ и правилъ общечеловѣческой справедливости на радость еретикамъ, которые и раньше въ оффиціальныхъ бумагахъ не стѣснялись выражатъ свое надменное презрѣніе Восточной Іерархіи, а теперь находятъ возможнымъ даже не считаться съ нею. Мы, конечно, далеки отъ того, чтобы подозрѣвать даже кого-либо изъ четырехъ древнѣйшихъ Патріархатовъ Востока въ томъ, что католическіе іерархи считаютъ несомнѣннымъ, какъ, напримѣръ, пресловутый уніатскій митрополитъ Андрей Шептицкій, подававшій проэктъ Австрійскому Императору Францу Іосифу объ обращеніи въ еретическую унію всей Малороссіи, «съ согласія», какъ онъ писалъ всеподданѣйшій докладъ отъ 14 августа 1914 года (см. газету «Кіевлянинъ» 14 октября 1919 г.), «Восточныхъ Патріарховъ, которыхъ можно подкупить деньгами», — чѣмъ впрочемъ и теперь похваляются польскіе политики. — Нѣтъ! мы всегда говоримъ, что четыре Патріарха Востока скорѣе умрутъ съ голоду, чѣмъ допустятъ измѣнить «едину іоту или едину черту отъ закона» (Матѳ. 5, 18) православной вѣры и Церкви. И только со времени печальнаго Всеправославнаго Конгресса у бывшаго Патріарха Мелетія (давшаго такое самозванное наименованіе собранію 4-6 архіереевъ и нѣсколькихъ священниковъ и мірянъ, безъ участія въ немъ трехъ Восточныхъ Патріарховъ) — со времени помянутаго неправославнаго конгресса начался тотъ противоцерковный вандализмъ, который проэктировалъ многое, воспрещенное Церковью со страшными проклятіями, какъ, напримѣръ женатыхъ архіереевъ, вторабрачіе клириковъ, упраздненіе постовъ...».



Между тѣмъ русская эмиграція, переживъ всѣ ужасы большевизма и потерявъ свою родину, съ напряженнымъ вниманіемъ слѣдила за всей исповѣднической и мученической жизнью, выпавшей на долю Патріарха Тихона, въ лицѣ котораго она хотѣла видѣть не только церковнаго вождя, но также и обще-народнаго вождя, который вдохновилъ бы русскій народъ и господствующія міровыя силы на сверженіе богомерзской совѣтской власти и возстановленіе Россіи. Поэтому, когда проникла заграницу вѣсть о томъ, что Патріархъ Тихонъ подалъ «покаяное заявленіе» совѣтской власти, то это вызвало глубокое смущеніе. Владыка Антоній, конечно, понималъ, что «покаянное заявленіе» Патріарха Тихона было проявленіемъ нѣкоторой человѣческой слабости, но оно проистекало у заключеннаго Патріарха Тихона изъ желанія защитить Русскую Православную Церковь, хотя и было основано на невѣрномъ представленіи о томъ, что будто бы возможно защитить Церковь, закрывъ глаза на самое существо совѣтской власти. Вотъ при этихъ обстоятельствахъ, защищая авторитетъ патріарха, владыка Антоній написалъ слѣдующую статью.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 164-165.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.