Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
В. Послѣ освобожденія Патріарха Тихона.

5. Не надо смущаться.

Извѣстіе о томъ, что предметъ нашего общаго благоговѣйнаго почитанія и вдохновитель бодрости Святѣйшій Патріархъ Тихонъ заявилъ себя «не врагомъ совѣтской власти» въ Россіи повергло многихъ въ глубокое уныніе и нѣкоторымъ внушило почти безнадежное отношеніе къ русской церковной жизни. Но и то и другое совершенно напрасно.

Начнемъ съ того, что въ сущности Святѣйшій Патріархъ почти ничего не прибавилъ новаго къ своему посланію осенью 1919 года, въ которомъ онъ воспрещалъ русскому духовенству открытую борьбу съ совѣтской властью, какъ безцѣльную, и даже приводилъ въ подтвержденіе своихъ мыслей слова ап. Павла: «всякая власть отъ Бога». Тогда это посланіе не произвело подавляющаго впечатлѣнія на читателей, а если они чувствуютъ себя подавленными по поводу послѣднихъ событій нашей церковной жизни, то повторяемъ — напрасно.

О посланіи Патріарха 1919 года говорили, что благодаря таковому были спасены отъ казни 4 тысячи священниковъ, и это обстоятельство, правда непровѣренное, успокоило до извѣстной степени всѣхъ православныхъ людей. Настоящее заявленіе Патріарха имѣетъ для Церкви уже несомнѣнно благодѣтельное значеніе: оно избавило ее отъ духовнаго безначалія, отъ опасности превратиться въ безпоповскую секту. Православная Церковь снова пріобрѣтаетъ въ совдепіи, если не правовое, то терпимое положеніе и получаетъ возможность постепенно освобождаться отъ той шайки лже-епископовъ и лже-поповъ, не вѣрующихъ въ Бога, не стыдящихся людей и совершенно незаконно признавшихъ себя «живою церковью», — вмѣсто принадлежащаго имъ по праву названія: «церковь лукавнующихъ», о которыхъ псалмопѣвецъ пишетъ: «Возненавидѣхъ церковь лукавнующихъ и съ нечестивыми не сяду» и далѣе: «да не погубиши съ нечестивыми душу мою, и съ мужи кровей животъ мой: ихъ же въ руку беззаконія, десница ихъ исполнися мзды» (Псал. 25, 5. 9. 10).

Благодаря послѣднему выступленію нашего Патріарха, православные, наконецъ, узнали, что живоцерковные архіереи и священники суть простые міряне, находящіеся подъ проклятіемъ Вселенскихъ Соборовъ, и что лучше никогда не ходить въ церковь не принимать таинствъ, не крестить дѣтей, не вѣнчать браковъ, не отпѣвать покойниковъ и не принимать живоцерковной евхаріистіи, какъ «пищи демоновъ», нежели имѣть общеніе съ этими развратными богоборцами, предающимися всякимъ беззаконіямъ и обманывающими людей, надѣвая церковныя ризы черезъ свои остриженныя головы и обритыя бороды.

Теперь отъ русской паствы будетъ зависѣть то, что она несомнѣнно сдѣлаетъ, т. е. изгнаніе отъ себя живоцерковной лже-іерархіи и признаніе законныхъ пастырей, которыхъ, вѣроятно, теперь выпустятъ изъ тюремъ, какъ сотрудниковъ, признаннаго совѣтскими властями Патріарха. Тѣ же епископы, клирики и міряне, которые связались съ языческой неплодящей церковью по слабости воли, ради самосохраненія или «сквернаго ради прибытка» (Тит. 1, 11) должны принести Святѣйшему Патріарху слезное покаяніе и просить его совершить чинъ разрѣшенія отъ клятвы.

Но если скажутъ, не лучше было бы Патріарху проклясть и самую совѣтскую власть и мужественно обречь себя на лютую смерть, призвавъ къ тому же подвѣдомственное духовенство и всѣхъ мірянъ?

Да, отвѣтимъ мы, если бы отъ него требовали прямого отреченія отъ истинъ Христовой вѣры, ея святыхъ заповѣдей и каноновъ; а такъ какъ этого не было, то требовать отъ предстоятеля Церкви нарочитаго стремленія къ мученичеству и притомъ не только своей собственной личности, но и безъ малаго почти всей Православной Россіи, — незаконно.

Можетъ быть кто скажетъ: но вѣдь Патріархъ знаетъ, что такъ называемая гражданская власть въ Россіи враждебна Христу и всякой вообще религіи, что она состоитъ на 85 процентовъ изъ христоненавистниковъ іудеевъ, точнѣе сказать, безбожниковъ, издающихъ даже журналъ подъ такимъ заглавіемъ. Совершенно вѣрно; а развѣ не подъ безбожною властію были древніе христіане святые мученики, св. апостолы и, наконецъ, Христосъ Спаситель, повелѣвшій выплачивать подати безбожному язычнику Пилату. И, однако, ни мученики, ни апостолы вѣдь не боролись противъ безбожной власти, а наоборотъ, требовали къ ней послушанія, когда не было возможности низвергнуть ее военной силой и замѣнить властью справедливой.

Въ непоколебимой увѣренности въ томъ, что Св. Патріархъ, примирившійся внѣшнимъ образомъ съ совѣтской властью, сдѣлалъ это вовсе не для сохраненія собственной жизни и собственнаго благополучія, котораго онъ, какъ извѣстно, лишенъ со времени большевитскаго возстанія, а съ позапрошлаго года поставленъ въ условія гонимаго узника, мы смѣло можемъ заявить, что Патріархъ Тихонъ съ чисто церковной точки зрѣнія не совершилъ преступленія ни противъ вѣры, ни противъ народа своими послѣдними поступками. Если эту мысль нужно подтвердить авторитетными примѣрами св. угодниковъ, то мы сошлемся на св. Тарасія и другихъ учителей Церкви, которые во время царей иконоборцевъ, ради общественной церковной пользы не выступали съ проклятіями и обличеніями, оберегая не себя, а Церковь. Не говоримъ уже о томъ, что гоненія на Христа со стороны царей языческихъ переносились молча почти всѣми святыми отцами, въ виду практической безполезности обличеній.

Мы убѣждены, что съ 27 іюня 1923 года Православной Церкви и правосланымъ христіанамъ въ сов. Россіи будетъ легче жить и болѣе возможно спасаться во Св. Церкви нежели въ предыдущіе годы.

А тѣхъ, которые говорятъ, какая же польза въ томъ, что мы возстановили патріаршество, если оно не могло оградить насъ отъ гоненій на Церковь, мы въ свою очередь спросимъ: а что было бы съ Церковью въ настоящее время, если бы у нея не было мѣстной главы, т. е. Патріарха? Тогда бы при духовномъ невѣжествѣ русскаго общества и народа двѣ трети населенія даже и не знали бы, гдѣ православіе и гдѣ кривославіе: у «живой ли церкви» или у «трудовой» или — у «обновленческой» и т. п. и блуждали бы эти овечки безъ пастыря между волками, не имѣя никакой возможности найти истинный путь въ духовный дворъ Христовъ, который отверзъ имъ нынче Святѣйшій Патріархъ Тихонъ своими смѣлыми обличеніями современныхъ новыхъ раскольниковъ, еретиковъ и безбожниковъ.



Въ этотъ же періодъ времени въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ» — оффиціальномъ органѣ Арх. Синода заграницей — были опубликованы статьи двухъ выдающихся русскихъ іерарховъ архіепископа Иннокентія Пекинскаго: «О совѣтской власти» — въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1924 года и нѣсколько позже, въ 1926 году, архіепископа Анастасія — «Похвальное слово новымъ священномученикамъ Россійской церкви». Этими статьями Русская Зарубежная Церковь какъ бы утверждала свое неизмѣнное непримиримое отношеніе къ безбожной совѣтской власти.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 165-168.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.