Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
В. Послѣ освобожденія Патріарха Тихона.

6. О совѣтской власти [1].

Нѣсть власть аще не отъ Бога: сущія же власти отъ Бога учреждены суть. Тѣмъ же противляяйся власти, Божію повелѣнію противляется... Хощеши не боятися власти, — благое твори, и, имѣти будеши похвалу. — Божій бо слуга есть, тебѣ во благое (Рим. 13, 1-4).

Такъ учитъ слово Божіе о законной власти, которая отъ Бога, Богомъ учреждена на благо людей, и повелѣнія которой, вполнѣ согласныя съ волей Божественной, суть повелѣнія Божіи. Истинная власть, которой мы обязаны повиноваться, какъ Самому Богу, зиждется на законѣ. Подъ закономъ же мы разумѣемъ волю Божію, ясно и точно изложенную въ словѣ Божіемъ и не менѣе ясно начертанною на скрижаляхъ сердецъ всѣхъ людей. Власть для того и установлена отъ Бога на землѣ, чтобы она твердо соблюдала законъ и была бы вѣрной хранительцей закона. Пока ея повелѣнія вполнѣ согласуются съ волей Божественной, она тверда и божественна, теократична, подъ ея державой народъ процвѣтаетъ и благоденствуетъ. Такъ было не только въ Израилѣ, но и въ Египтѣ, и въ Ассиріи, и въ Халдеѣ и другихъ древнихъ и новыхъ государствахъ. Но когда власть отступала отъ Божественнаго закона и свою волю или лучше произволъ объявляла закономъ, то такая власть не могла почитаться божественной; она попускалась Богомъ временно, какъ стихійное зло, — для вразумленія народа. Такъ избранный Богомъ и отъ Него помазанный, первый Израильскій царь Саулъ, когда отступилъ отъ заповѣдей Божіихъ, то былъ лишенъ царства и еще при жизни его на его мѣсто былъ избранъ и помазанъ пророкъ Давидъ.

Отсюда вполнѣ ясно, что христіане обязаны повиноваться только законной власти; исполнять и подчиняться только тѣмъ законамъ и постановленіямъ, которые согласны съ Божественной волей, въ противномъ случаѣ они должны, по примѣру Св. Апостоловъ, слушаться больше Бога, чѣмъ людей (Дѣян. 4, 19); по примѣру Самого Спасителя, христіане должны быть послушны Богу Отцу даже до смерти и смерти крестной (Флп. 2, ст. 6).

Отсюда вполнѣ также ясно какъ слѣдуетъ смотрѣть на большевицкую власть.

Большевики безстыдно и открыто предъ всѣмъ свѣтомъ заявляютъ, что они безбожники и не признаютъ Христа. А всякій духъ, говоритъ Апостолъ Іоаннъ, который не исповѣдуетъ Іисуса Христа, пришедшаго во плоти, не отъ Бога, но отъ духа антихріиста (1 Іоан. 4, 3) Итакъ, нѣтъ никакого сомнѣнія, что большевики предтечи антихриста; а если такъ, то они отъ діавола и похоти отца своего хотятъ творить, а онъ человѣкоубійца былъ искони и во истинѣ не стои́тъ, ибо нѣтъ истины въ немъ; когда говоритъ онъ ложь, отъ своего говоритъ, ибо онъ ложь и отецъ лжи. (Еванг. Іоан. 8, 44).

И эти дѣти діавола дѣйствительно творятъ дѣло отца своего, это истые каиниты, и не одна кровь Авеля вопіетъ ко Господу, но милліоны загубленныхъ ими братскихъ душъ взываютъ къ Богу объ отмщеніи. При ихъ сатанинскомъ самодержавіи цѣлыя громадныя области, когда-то густо населеннѣйшія, превратились въ пустыни; люди одичали до такой степени, что сдѣлались хуже звѣрей, ѣдятъ трупы; дѣти убиваютъ и пожираютъ своихъ родителей, родители — дѣтей. Но этого имъ мало, они хотѣли бы вытравить самую душу въ русскомъ человѣкѣ. Для этого они воздвигли неслыханное въ исторіи Церкви гоненіе на православіе, болѣе кровавое и жестокое чѣмъ то, которое было при Неронѣ и Діоклетіанѣ. Священные алтари разрушены и осквернены, храмы отобраны и обращены въ увеселительныя заведенія. Епископовъ и клириковъ большевики лишили всякихъ правъ, даже самаго священнаго права на существованіе; ихъ хватаютъ и казнятъ, какъ величайшихъ злодѣевъ, обливая на морозѣ холодной водой, зарывая живымъ въ землю и сажая на колъ. О мірянахъ и говорить не приходится. Но что всего ужаснѣе, большевики до такой степени развратили дѣтей, что несовершеннолѣтнія дѣвочки занимаются абортами, а семилѣтніе мальчики заражены сифлисомъ. Воистину всѣ силы ада выступили на борьбу съ Православной Церковью.

Можно ли послѣ этого утверждать, что власть большевиковъ отъ Бога и Богомъ установлена на благо людей? Эта было бы величайшей хулой на Бога. Нѣтъ, это власть князя тьмы, власть сатаны, антихриста.

Какъ же относиться къ такой власти?

Такъ, какъ относились къ беззаконнымъ царямъ и правителямъ пророки, мученики, апостолы и святители, и Самъ Христосъ, о чемъ свидѣтельствуетъ вся исторія Ветхозавѣтной и Новозавѣтной Церкви.

Для вразумленія и обличенія дѣлателей Своего виноградника, т. с. правителей Израильскаго народа, Богъ посылалъ пророковъ, но нечестивые и безбожные правители однихъ изъ посланныхъ пророковъ били, другихъ убивали, иныхъ камнями побивали, а иныхъ пилами распиливали. Величайшій изъ пророковъ Іоаннъ Предтеча былъ томленъ въ темницѣ и усѣченъ во главу за то, что обличалъ Ирода царя за незаконное сожительство съ Иродіадою, женой брата Своего. Наше развратное время осудило бы пророка за то, что онъ вмѣшивался въ семейныя дѣла своего законнаго царя. Оно осудило бы и Самого Христа за то, что Онъ непочтительно относился къ Ироду царю и подрывалъ своими грозными обличеніями авторитетъ народныхъ правителей. Когда фарисеи говорили Христу, чтобы Онъ скрылся, ибо Иродъ хочетъ убитъ Его, Спаситель отвѣтилъ имъ: «идите, скажите этой лисицѣ, изгюняю бѣсовъ и исцѣленія творю сегодня и завтра, и въ третій день кончу» (Лук. 13, 32). А возсѣдавшихъ на Моисеевомъ престолѣ книжниковъ и фарисеевъ Христосъ не только всенародно называлъ лицемѣрами и слѣпыми вождями, но и порожденіями ехидины за то, что они оставили судъ, милость и вѣру. (Матѳ. 23 гл.)

Св. Церковь ежедневно за утреннимъ богослуженіемъ (7 и 8 п.) ублажаетъ трехъ отроковъ, брошенныхъ царемъ Навуходоносоромъ въ раскаленную печь, которые не послушались безумнаго велѣнія мучителя, презрѣли огненныя утрозы и оплевали царюющаго повелѣніе (Вел. Четвертокъ п. 8, Воздвиженіе Честн. Креста п. 7).

Невозможно перечислить имена всѣхъ мучениковъ и святителей Новозавѣтной Церкви, мужественно боровшихся съ произволомъ и нечестіемъ земныхъ владыкъ. Кто не знаетъ, какъ громилъ въ своихъ проповѣдяхъ Св. Іоаннъ Златоустъ нечестивую царицу Евдоксію; или какъ митрополитъ Филиппъ обличилъ безумнагю царя за его опричину, разорявшую и угнетавшую русскій народъ. Христосъ для того и основалъ Свою Церковь на землѣ, чтобы Она безстрашно боролась съ княземъ міра сего, съ духами злобы поднебесной, дѣйствующими въ сынахъ противленія, т. е. діавола (Ефес. 6, 12)

Ужасы этой міровой борьбы — Царства Христова съ царствомъ діавола картинно изображены въ Апокалипсисѣ. Въ послѣдніе дни своего господства на землѣ діаволъ покоритъ себѣ всѣ царства земныя и оснуетъ единую монархію на землѣ, на престолѣ которой онъ посадитъ человѣка грѣха, сына погибели, который будетъ превозноситься превыше всего, именуемаго Богомъ, или святынею, такъ что въ храмѣ Божіемъ сядетъ онъ, какъ Богъ, являя себя Богомъ (2 Сол. 2, 3-4). Ему будетъ дано вести войну со святыми и побѣдить ихъ, и поклонятся ему всѣ живущіе на землѣ, коихъ имена не будутъ написаны въ книгѣ жизни. Въ честь его будетъ учреждена всемірная государственная религія, которую возглавитъ звѣрь, вышедшій изъ земли, т. е. изъ среды христіанъ («вождь Завѣта» Дан. 11, 22), который будетъ имѣть два рога, подобные агнчимъ, и будетъ говорить, какъ драконъ, т. е. діаволъ, онъ будетъ творитъ великія знаменія и чудесами будетъ обольщать живущихъ на землѣ. Онъ заставитъ ихъ поклоняться образу звѣря, который (образъ) будетъ говорить и дѣйствовать такъ, чтобы убиваемъ былъ всякій непоклоняющійся образу (Ап. 13 гл.). И тогда будетъ скорбь велія, каковой не было отъ начала міра доселѣ и не будетъ (Матѳ. 24, 21); никому нельзя будетъ ни покупать, ни продаватъ кромѣ того, кто будетъ имѣть начертаніе или имя антихриста, или число имени его (Ап. 13, 17). И когда бы не прекратились дни оные, не спаслась бы никакая плоть; но избранныхъ ради прекратятся дни оные (Матѳ. 24, 22). И это царство антихриста въ Россіи уже наступило.

Наша Россійская Церковь первая приняла кровавое крещеніе и какъ багряницею и виссономъ украсилась кровью своихъ мучениковъ. Несмотря на видимое пораженіе мы достигли великихъ результатовъ. Мы имѣемъ безчисленный сонмъ святыхъ мучениковъ, которые предстательствуютъ за насъ на небѣ и готовы помочь намъ, если послѣдуемъ стопамъ ихъ.

И вотъ въ это время, въ самый разгаръ войны, намъ совѣтуютъ отречься отъ нашихъ героевъ духа, принять имя антихриста, сдѣлаться гражданами совѣтскаго ада, подданными самого діавола.

Нѣтъ, тысячу разъ нѣтъ, лучше самая лютая смерть, чѣмъ такой позоръ!

Теперь болѣе, чѣмъ когда-либо, мы должны не бояться убивающихъ тѣло и помнить завѣтъ Христа: кто хочетъ жизнь свою сберечь, тотъ потеряетъ ее; а кто потеряетъ жизнь свою ради Христа и Евангелія, тотъ сбережетъ ее».

Архіепископъ Иннокентій.       

Примѣчаніе:
[1] Авторъ этой статьи архіепископъ Иннокентій (Фигуровскій), начальникъ Русской Духовной Миссіи въ Китаѣ, былъ однимъ изъ выдающихся архіереевъ Русской Церкви. Онъ родился въ 1865 или 66 году, по окончаніи Томской Духовной Семинаріи въ 1884 г. былъ рукоположенъ въ священники Енисейской епархіи, въ 1890 году, проходя курсъ Петроградской Духовной Академіи, постриженъ въ монашество, по окончаніи курса академіи былъ смотрителемъ Александро-Невскаго Духовнаго Училища и ректоромъ С.-Петербургской Духовной Семинаріи, съ 1896 года начальникомъ Пекинской Духовной Миссіи и съ 1902 г. епископомъ. На этомъ посту онъ скончался 14 іюня 1931 года въ званіи Митрополита, въ которое онъ былъ возведенъ Архіерейскимъ Синодомъ Заграницей. Архіепископъ Иннокентій былъ глубоко преданъ владыкѣ Антонію и настаивалъ на необходимости провозглашенія намѣстничества Патріаршества заграницей въ виду полнаго разстройства Патріаршаго управленія въ Москвѣ.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 168-172.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.