Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
В. Послѣ освобожденія Патріарха Тихона.

8. Скорбная жизнь Патріарха Тихона отъ освобожденія и до кончины.

Патріархъ Тихонъ былъ освобожденъ изъ-подъ своего ареста 25 іюня 1923 года и теперь начались для него испытанія и муки другого порядка, которые продолжались почти два года, до его кончины, послѣдовавшей 25 марта / 7 апрѣля 1925 года.

Поставивъ своей задачей возстановить разстроенное живоцерковниками управленіе Русской Православной Церкви, Патріархъ Тихонъ теперь долженъ былъ согласовывать свои дѣйствія съ требованіями совѣтской власти, которая, продолжая видѣть въ немъ своего врага, стремилась использовать авторитетъ Патріарха Тихона для своихъ цѣлей.

Какъ свидѣтельствуетъ прот. В. Виноградовъ въ цитированной уже нами его книгѣ, «Тучковъ ставилъ (патріарху) разныя неисполнимыя или трудно исполнимыя условія, среди которыхъ самое непремѣнное и въ то же время самое непріемлимое, было требованіе заочнаго суда и лишеніе сана всѣхъ архіереевъ, бѣжавшихъ отъ большевиковъ заграницу и образовавшихъ въ Карловцахъ новый церковно-административный центръ заграничной Церкви. На это требованіе Патріархъ отвѣчалъ самымъ рѣшительнымъ отказомъ» [1].

Дѣйствительно послѣ своего освобожденія изъ-подъ ареста, за два года управленія Церковью, Патріархъ Тихонъ ничѣмъ не подтвердилъ своего акта отъ 22 апрѣля / 5 мая 1922 года за № 348 о закрытіи Высшаго Церковнаго Управленія заграницей, хотя онъ отлично зналъ, что вмѣсто Высшаго Церковнаго Управленія заграницей образованъ Архіерейскій Синодъ Русской Православной Церкви заграницей подъ предсѣдательствомъ митрополита Антонія и что Архіерейскій Синодъ ведетъ въ отношеніи совѣтской власти такую же непримиримую политику, которую вело и Высшее Церковное Управленіе. Лишь только въ посмертномъ посланіи Патріарха Тихона, опубликованномъ большевиками послѣ его кончины, находятся слова суроваго осужденія заграничной іерархіи, но это осужденіе несомнѣнно принадлежитъ уже не Патріарху Тихону, а авторству т. Тучкова, который редактировалъ это посланіе, что ясно устанавливаетъ прот. В. Виноградовъ и о чемъ мы будемъ говорить въ главѣ о кончинѣ Патріарха Тихона.

Радостнымъ явленіемъ для Патріарха Тихона послѣ освобожденія изъ-подъ ареста это было то, что онъ обрѣлъ себѣ замѣчательнаго помощника въ лицѣ епископа Иларіона (Троицкаго), о которомъ прот. В. Виноградовъ пишетъ такъ: «Промыслу Божію было угодно, чтобы освобожденіе Патріарха совпало съ пріѣздомъ въ Москву только что отбывшаго срокъ своей ссылки викарія Московской епархіи епископа Иларіона (Троицкаго). Это была выдающаяся личность — человѣкъ выдающагося ума, богословской эрудиціи, ораторскаго таланта, высокаго роста, чрезвычайно представительной внѣшности, магистръ богословія, бывшій профессоръ и инспекторъ Московской Духовной Академіи. Онъ сталъ правой рукой Патріарха Тихона во всѣхъ отношеніяхъ. Это былъ церковный дѣятель, безгранично преданный Патріарху и пламенный борецъ противъ враговъ Патріарха и Церкви — обновленцевъ» [2].

Епископъ Иларіонъ былъ глубокимъ почитателемъ и послѣдователемъ богословскихъ идей владыки Антонія, которыя онъ проводилъ въ своихъ сочиненіяхъ. Наиболѣе извѣстное его сочиненіе о догматѣ Церкви, въ которомъ онъ научно обосновываетъ одну изъ любимыхъ идей владыки Антонія о томъ, что христіанство существуетъ только въ истинной Христовой Церкви.

Однако сотрудничество епископа Иларіона съ Патріархомъ Тихономъ продолжалось недолго. Вскорѣ Тучковъ его арестовалъ и отправилъ въ концентраціонный лагерь. По даннымъ протопресвитера М. Польскаго [3] епископъ Иларіонъ 7/20 декабря 1923 года былъ сосланъ въ Соловки и прибылъ въ Кемскій лагерь за недѣлю до праздника Рождества Христова. Увидѣвъ весь ужасъ Кемскаго лагеря, онъ, всегда жизнерадостный и бодрый, сказалъ: «отсюда живыми мы не выйдемъ». Епископъ Иларіонъ находился въ Соловкахъ до 1929 года, когда его рѣшили сослать на вѣчное поселеніе въ Альму-Ату въ Средней Азіи. Его отослали этапнымъ порядкомъ, т. е. отъ одной пересылочной тюрьмы къ другой, и въ Петроградъ онъ прибылъ въ рубищѣ, кишащемъ паразитами, и больной сыпнымъ тифомъ онъ скончался въ тюремной больницѣ 15 декабря 1929 года. Большевики жестоко мстили ему за защиту Церкви.

Трудность положенія Патріарха Тихона въ этотъ періодъ его жизни была та, что большевики въ лицѣ Тучкова ставили ему непріемлимыя требованія. Однимъ изъ нихъ это было поминовеніе властей за богослуженіями. Была установлена такая форма поминовенія: «О странѣ Россійской и властѣхъ ея», при чемъ въ церквахъ вмѣсто «властѣхъ» — стали произносить «и областѣхъ» т. о. выходило: «О странѣ Россійской и областѣхъ ея», а затѣмъ вскорѣ поминовеніе это само по себѣ прекратилось.

Второе требованіе большевиковъ это было — введеніе въ Церкви новаго стиля, при чемъ Патріархъ Тихонъ былъ обманутъ тѣмъ, что новый стиль будто бы уже принятъ всѣми Восточными Церквами. Между тѣмъ заграницей рѣшительное вліяніе на сохраненіе стараго стиля въ большей части Православныхъ Церквей оказалъ владыка Антоній о чемъ рѣчь будетъ особо, и попытка большевиковъ ввести новый стиль въ Русской Православной Церкви также потерпѣла неудачу. Церковное сознаніе воспротивилось этому и новый стиль не былъ принятъ.

Третье трудно выполнимое требованіе — это было ввести, въ Патріаршее управленіе представителя той «Живой Церкви» въ лицѣ Красницкаго, который превзошелъ Іуду Предателя во время заключенія Патріарха Тихона и пытался примирить мысли русскихъ людей съ предстоящимъ судомъ и казнью Патріарха Тихона, а также смѣшать Русскую Православную Церковь съ «Живой Церковью». Ради осуществленія этого плана въ «Извѣстіяхъ» 28 мая 1924 года было опубликовано подписанное Красницкимъ воззваніе, обращенное къ «Живой Церкви», въ которомъ онъ писалъ: «Ради, церковнаго мира и единенія всѣхъ въ единой вѣрѣ православной, мы должны объединиться около Патріарха Тихона, какъ главы нашей Православной Церкви, представивъ всѣ спорные вопросы программы нашей на мирное и согласное разрѣшеніе очередного помѣстнаго собора».

Самъ же Красницкій, за спиной котораго стоялъ Тучковъ, обратился къ патріарху Тихону со слѣдующимъ письмомъ: «Его Святѣйшеству, Святѣйшему Тихону Патріарху Московскому и всея Россіи. Ваше Святѣйшество Милостивый Архипастырь и Отецъ! Прилагаю при семъ обращеніе къ членамъ основанной мною группы православнаго бѣлаго духовенства и мірянъ "Живая Церковь", прошу Ваше Святѣйшество принять меня и моихъ собратьевъ, которые пожелаютъ послѣдовать моему примѣру, въ молитвенно-каноническое общеніе и благословить потрудиться на возстаностановленіе церковнаго мира и по подготовкѣ очередного Помѣстнаго Собора въ организующемся при Вашемъ Святѣйшествѣ Церковномъ Управленіи, покрывъ своей Архипастырской любовью все, чѣмъ я согрѣшилъ въ періодъ церковно-обновленческаго движенія Россійской Православной Церкви. Протопресвитеръ Владимръ Красницкій, Предсѣдатель ЦК группы "Живая Церковь". Москва мая 19 дня 1924 года». На этомъ обращеніи послѣдовала такая резолюція Патріарха Тихона: «19 мая 1924 года. Ради мира и блага церковнаго, въ порядкѣ Патріаршей милости, согласенъ принять въ общеніе Протопресвитера Вл. Красницкаго. Св. Синоду предлагаю обсудить вопросъ о включеніи его въ составъ образуемаго Высшаго Церковнаго Совѣта. Патріархъ Тихонъ.»

Однако «покаяніе» Красницкаго состояло въ томъ, что онъ, какъ свидѣтельствуетъ прот. Виноградовъ, «самовольно, не спрашивая согласія Патріарха, поселился въ Донскомъ монастырѣ — мѣстопребываніи Патріарха и всего патріаршаго управленія, всего въ двухъ десяткахъ шаговъ отъ патріаршихъ покоевъ. Этимъ самовольнымъ поступкомъ Красницкій засвидѣтельствовалъ Патріарху и патріаршему управлению, что онъ съ ихъ желаніями считаться не хочетъ». Далѣе Красницкій потребовалъ, чтобы онъ былъ бы утвержденъ въ званіи «Протопресвитера всея Россіи», которое ему было дано живоцерковнымъ соборомъ 1923 года и былъ бы включенъ въ составъ Высшаго Церковнаго Совѣта въ качествѣ замѣстителя предсѣдателя. Требованія эти исполнены не были. Фактически же Красницкій былъ подставнымъ лицомъ со стороны Тучкова, его правой рукой.

Наконецъ, четвертое требованіе большевиковъ — созывъ Патріархомъ Тихономъ новаго Помѣстнаго Собора Русской Православной Церкви, въ виду неудачи постигшей живоцерковный соборъ 1923 года. Въ новомъ соборѣ, который долженъ былъ быть созваннымъ Патріархомъ Тихономъ, должны были участвовать и представители истинной Церкви и представители «Живой Церкви», и вѣрующіе люди и безбожники большевики и Соборъ долженъ былъ бы онъ происходить подъ полнымъ контролемъ совѣтской власти. Соборъ этотъ долженъ былъ бы отмѣнить анаѳематствованіе большевиковъ, призвать благословеніе на безбожную совѣтскую власть и осудить заграничную іерархію. Конечно, Святѣйшій Патріархъ Тихонъ ни въ коемъ случаѣ на эти требованія не пошелъ бы. Но онъ былъ поставленъ передъ необходимостью бороться съ этими требованіями совѣтской власти со всѣми вытекающиміи отсюда послѣдствіями.

Мы, конечно, не имѣемъ возможности въ настоящее время изслѣдовать всѣхъ обстоятельствъ церковной жизни въ Москвѣ въ указанный періодъ времени, но совершенно несомнѣнно, что совѣтская власть, убѣдившись въ невозможности казни патріарха Тихона и, освободивъ его изъ заключенія, продолжала считать его своимъ непримиримымъ врагомъ и всѣми мѣрами старалась дискредитировать его въ глазахъ вѣрующихъ и тѣми или иными способами устранить его отъ управленія Русской Церковью.

Примѣчанія:
[1] Стр. 33.
[2] Стр. 8.
[3] «Новые мученики Россійскіе» стр. 133.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 179-183.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.