Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
Г. Кончина Патріарха Тихона.

Посланіе
Предсѣдателя Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященнаго Митрополита Антонія къ Русской Православной паствѣ заграницей.

(О подложномъ завѣщаніи патріарха Тихона).

Любезные православные соотечественники! Конечно, вы ознакомились съ перепечатками изъ посланія покойнаго Святѣйшаго Патріарха Тихона. Не смущайтесь его неожиданнымъ содержаніемъ, его увѣщаніями признать «Совѣтскую Власть», хотя эти увѣщанія сопровождаются какъ бы угрозами. Документъ этотъ несомнѣнно поддѣльный.

1. Завѣщанія пишутъ, приготовляясь къ смерти, а авторъ того документа заявляеть, что поправился отъ болѣзни и вступаетъ въ должность. Слѣдовательно, если оно и составлено Патріархомъ, то это не было завѣщаніемъ.

2. Глаголемое завѣщаніе подписано такимъ почеркомъ, которымъ покойный обладалъ до революціи задолго — четкимъ и красивымъ. За послѣдніе же 7 лѣтъ, и болѣе, онъ могъ писать очень неразборчиво и мелко, будучи разстроенъ нервами. Смотрите: на томъ же документѣ адресъ (Москва) написанъ такъ, что еле можно, т. е. вовсе невозможно, разобрать. Тамъ все-таки написано почеркомъ Патріарха, — «Москва Донской Монастърь» — изъ коего онъ выбылъ за 3 недѣли, до сего подписанія. Ясно, что оно не для завѣщанія готовилосъ и, конечно, не свободно. Злодѣи догадались и пересняли на фотографію обѣ подписи вмѣстѣ.

3. Нашъ обще-Архіерейскій Соборъ поставилъ еще въ прошломъ году: тѣ распоряженія отъ имени Патріарха, которыя будутъ имѣть явныя доказательства своей подложности или насилія, произведеннаго надъ Святѣйшимъ, не считать ему принадлежащими и не исполнять, какъ не патріаршія, а чужія, хотя бы и имъ подписанныя. Такъ ссылка на слова Апостола: «всяка душа властемъ предержащимъ да повинуется», не могла исходить изъ его убѣжденія въ приложеніи къ властямъ большевицкимъ. Предержащій — по гречески — hiperéhon означаетъ власть законную, что и изъ дальнѣйшаго видно: «Божій бо слуга есть», и еще, раньше: «аще благо твориши, и похвалу имѣти имаши отъ него» (Рим. 13, 1-5), и дальше: «сего ради повиноватися подобаетъ не токмо за страхъ, но и совѣсть». Какая же совѣсть велитъ разрушать св. храмы, сожигать св. иконы и т. п.? Какой же Божій слуга можетъ быть правительство, постоянно заявляющее о своемъ безбожіи и поносящее всякую религію? Древніе мучители — римскіе императоры и ветхозавѣтный Навуходоносоръ тоже ненавидѣли истинно вѣрующихъ, но своему, хотя и ложному богу, молились и потому были властями предержащими, а эти издаютъ «безумныя велѣнія» и не суть власти а «мучители злочестивые»... Мы должны ревновать о подвигѣ блаженныхъ отроковъ въ Вавилонѣ, «иже царюющаго оплеваша повелѣніе безумное». Ихъ подвигъ предпочительно предъ всѣми святыми угодниками прославляется 365 дней въ году; даже въ самые великіе дни Христова Воскресенія, Рождества и Крещенія прославляется ихъ мужественное противостояніе мучителю — «Гордый мучитель, но дѣтей бысть игралище».

Все это зналъ не хуже меня блаженнопочившій священномученикъ Патріархъ Тихонъ и, конечно, не могъ онъ по убѣжданію примѣнить тѣ апостольскія слова къ современнымъ злодѣямъ, которые злѣе тѣхъ древныхъ мучителей; тѣ боролись съ христіанами, а эти открыто объявили войну Господу Богу, на что не рѣшился бы ни Навуходоносоръ ни Неронъ.

Итакъ не смущайтесь, возлюбленные, новымъ подложнымъ посланіемъ, писаннымъ отъ имени блаженнопочившаго Патріарха Тихона. Если діаволъ искажалъ слова Господа Бога, прельщая Еву, то мудрено-ли, что слуги діавола искажаютъ мысли и ученіе преемника Апостольской власти: «самъ сатана принимаетъ видъ ангела свѣта, а потому не великое дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды». (2 Кор. 11, 14), «видъ Апостоловъ Христовыхъ» (ст. 13).

Невозможно признать за предержащую власть разбойниковъ, вчера овладѣвшихъ вашимъ домомъ и завтра подлежащихъ тюрьмѣ и казни, хотя бы ихъ насиліе продолжалось семь или десять лѣтъ. О таковыхъ Священное Писаніе выражается такъ: «дщи Вавилоня окаянная! блаженъ иже воздастъ тебѣ воздаяніе твое, еже воздала еси намъ» и пр. (Псал. 136, 8).

Итакъ возлюбленные! приведенными не къ мѣсту словами Апостола не смущайтесь и почившаго оклеветаннаго Исповѣдника не осуждайте. Еслибъ не его нѣкоторая уступчивость большевикамъ, то быть можетъ въ Россіи теперь не осталось бы ни одного православнаго храма, а всѣмъ овладѣли бы еретики-обновленцы и живоцерковники. Вѣдь и Святитель Филиппъ Московскій долгое время терпѣлъ злодѣйства Ивана Грознаго, а Святитель Тарасій терпѣлъ безуміе еретиковъ-иконоборцовъ и только послѣ ихъ погибели отъ Бога возстановилъ православіе въ Царьградѣ. Возстановится оно въ прежней славѣ и на Св. Руси.

Митрополитъ Антоній.       

18 апрѣля / 1 мая 1925 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 188-190.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.