Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 2.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
Г. Кончина Патріарха Тихона.

3. Посланіе, выдаваемое большевиками за завѣщаніе Святѣйшаго Патріарха Тихона [1]

«Божіей милостью смиренный Тихонъ, Патріархъ Московскій, и всея Церкви Русскія.
Благодать вамъ и миръ отъ Господа и Спаса нашего Іисуса Христа.

Въ годы великой гражданской разрухи, по волѣ Божіей, безъ которой въ мірѣ ничто не совершается, во главѣ русскаго государства стала совѣтская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность — устраненіе жуткихъ послѣдствій кровопролитной войны и страшнаго голода.

Вступая въ управленіе русскимъ государствомъ, представители русскаго государства еще въ январѣ 1918 года издали декретъ о полной свободѣ гражданъ вѣровать во что угодно и по этой вѣрѣ жить. Такимъ образомъ принципъ свободы совѣсти, провозглашенный конституціей СССР, обезпечиваетъ всякому религіозному обществу, и въ томъ числѣ и нашей Православной Церкви, права и возможность жить и вести свои религіозныя дѣла согласно требованіямъ своей вѣры, посколько это не нарушаетъ обществевнаго порядка и правъ другихъ гражданъ. А поэтому мы въ свое время въ посланіяхъ къ Архипастырямъ, пастырямъ и пасомымъ всенародно признали новый порядокъ вещей и рабоче-крестьянскую власть народа, правительство которой искренно привѣтствовали.

Пора понять вѣрующимъ христіанскую точку зрѣнія, что «судьбы народовъ отъ Господа устрояются» и принять все происшедшее, какъ выраженіе воли Божіей. Не погрѣшая противъ нашей вѣры и Церкви, не передѣлывая чего-либо въ нихъ, словомъ не допуская никакихъ компромиссовъ или уступокъ въ области вѣры, въ гражданскомъ отношеніи мы должны бытъ искренними по отношенію къ совѣтской, власти, и работѣ СССР на общее благо, сообразуя распорядокъ внѣшней церковной жизни и дѣятельности съ новымъ государственвымъ строемъ, осуждая всякое сообщество съ врагами совѣтской власти и явную или тайную агитацію противъ нея.

Вознося молитвы наши о ниспосланіи благословленія Божія на трудъ народовъ, объединившихъ силы свои во имя общаго блага, мы призываемъ всѣхъ возлюбленныхъ чадъ богохранимой Церкви Россійской въ сіе отвѣтственное время строительства общаго благосостоянія народа слиться съ нами въ горячей молитвѣ къ Всевышнему о ниспосланіи помощи рабоче-крестьянской власти въ ея трудахъ для обще-народнаго блага. Призываемъ и церковно-приходскія общины и особенно ихъ исполнительные органы не допускать никакихъ поползновеній неблагонамѣреныхъ людей въ сторону антиправительственной дѣятельности не питать надеждъ на возвращеніе монархическаго строя [2] и убѣдиться въ томъ, что совѣтская власть — дѣйствительно народная, рабочая, крестьянская власть, и потому прочная и непоколебимая. Мы призываемъ выбирать въ церковно-приходскіе совѣты достойныхъ, честныхъ и преданныхъ Православной Церкви, не политиканствующихъ и искренно расположенныхъ къ совѣтской власти. Дѣятельность православныхъ общинъ должна быть направлена не въ сторону политиканства, совершенно чуждаго Церкви Божіей, а на укрѣпленіе вѣры православной, ибо враги святого Православія — сектанты, католики, протестанты, обновленцы, безбожники и имъ подобные — стремятся использовать всякій моментъ въ жизни Православной Церкви во вредъ ей. Враги Церкви прибѣгаютъ ко всякаго рода обманнымъ дѣйствіямъ, понужденіямъ и даже подкупамъ въ стремленіи достигнуть своихъ цѣлей. Достаточно посмотрѣть на происходящее въ Польшѣ, гдѣ изъ 350 находившихся тамъ церквей и монастырей, осталось всего лишь 50; остальныя же или закрыты или обращены въ костелы, не говоря уже о тѣхъ гоненіяхъ, какимъ подвергается тамъ наше православное духовенство.

Нынѣ мы, милостію Божіей, оправившись отъ болѣзни, вступая снова на служеніе Церкви Божіей, призываемъ васъ возлюбленные братья — архипастыри и пастыри, осудивъ еще разъ всякое сопротивленіе власти, злонамѣренныя противъ нея умьшленія, мятежи и всякую противъ нея вражду, раздѣлить нашъ трудъ по умиротворенію паствы нашей и благоустроенію Церкви Божіей.

Въ сознаніи лежащей на насъ обязанности блюсти чистоту жизни Церкви, первѣе всего ищущей спасенія людей и осуществленія въ жизни вѣчныхъ божественныхъ началъ, мы не можемъ не осуждать тѣхъ, кто въ забвеніи Божьяго, злоупотребляя своимъ церковнымъ положеніемъ, отдается безъ мѣры человѣческому, часто грубому политиканству, иногда носящему и преступный характеръ, и потому по долгу первосвятительскаго служенія нашего благословляемъ открыть дѣйствія особой при насъ комиссіи, возложивъ на нее обслѣдованіе, и, если понадобится, отстраненіе въ каноническомъ порядкѣ отъ управленія тѣхъ архипастырей и пастырей, кои упорствуютъ въ своихъ заблужденіяхъ и отказываются принести въ нихъ раскаяніе передъ совѣтской властью, предавая таковыхъ суду Православнаго Собора.

Вмѣстѣ съ тѣмъ съ глубокой скорбью мы должны отмѣтить, что нѣкоторые изъ сыновъ Россіи и даже архипастыри и пастыри, по разнымъ причинамъ покинули родину, занялись затраницей дѣятельностью, къ коей они не призваны, и во всякомъ случаѣ вредной для нашей Церкви. Пользуясь нашимъ именемъ, нашимъ авторитетомъ церковнымъ, они создаютъ тамъ вредную и контръ-революціонную дѣятельность. Мы рѣшительно заявляемъ: у насъ нѣтъ съ ними связи, какъ это утверждаютъ враги наши, они чужды намъ, мы осуждаемъ ихъ вредную дѣятельность. Они вольны въ своихъ убѣжденіяхъ, но они въ самочинномъ порядкѣ и вопреки канонамъ нашей Церкви — дѣйствуютъ отъ нашего имени и отъ имени Святой Церкви, прикрываясь заботами о ея благѣ. Не благо принесъ Церкви и народу такъ называемый Карловацкій Соборъ, осужденіе коего мы снова подтверждаемъ и считаемъ нужнымъ твердо и опредѣленно заявить, что всякія въ этомъ родѣ попытки впредь вызовутъ съ нашей стороны крайнія мѣры вплоть до запрещенія священнослуженія и преданія суду Собора. Во избѣжаніе тяжкихъ каръ мы призываемъ находящихся заграницей Архипастырей и пастырей прекратить свою политическую съ врагами нашего народа дѣятельность и имѣть мужество вернуться на родину и сказать правду о себѣ и Церкви Божіей.

Ихъ дѣянія должны быть обслѣдованы. Они должны дать отвѣтъ церковному православному сознанію. Особой комиссіи мы поручаемъ обслѣдовать дѣянія бѣжавшіихъ заграницу архипастырей и пастырей, и въ особенности Митрополитовъ: Антонія — бывшаго Кіевскаго, Платона — бывшаго Одесскаго, а также и др. и дать дѣятельности ихъ немедленную оцѣнку. Ихъ отказъ подчиниться нашему призыву вынудитъ насъ судить ихъ заочно.

Наши враги, стремясь разлучить насъ съ возлюбленными чадами, ввѣренными Богомъ намъ — пастырямъ, распространяютъ ложные слухи о томъ, что мы на патріаршемъ посту не свободны въ распоряженіи словомъ нашимъ и даже совѣстью, что мы засилены мнимыми врагами и лишены возможности общенія съ паствой нами ведомой. Мы объявляемъ за ложь и соблазны всѣ измышленія о несвободѣ нашей, поелику нѣтъ на землѣ власти, которая могла бы связать нашу святительскую совѣсть и наше патріаршее слово. Небоязненно и съ великимъ упованіемъ взирая на грядущіе пути святого Православія, мы смиренно просимъ васъ возлюбленныя чада наши, блюсти дѣло Божіе, да ничто же успѣютъ сыны беззаконія.

Призывая на архипастырей, пастырей и вѣрныхъ намъ чадъ благословеніе Божіе, молимъ васъ со спокойной совѣстью безъ боязни погрѣшить противъ святой вѣры, подчиниться совѣтской власти не за страхъ, а за совѣсть, помятуя слова Апостола: «всяка душа да будетъ покорна высшимъ властямъ, ибо нѣтъ власти не отъ Бога, — существующія же власти отъ Бога установлены» (Рим. 13, 1).

Вмѣстѣ съ этимъ мы выражаемъ твердую увѣренность, что установка чистыхъ искреннихъ отношеній побудитъ нашу власть относиться къ намъ съ полнымъ довѣріемъ, дастъ намъ возможность преподать дѣтямъ нашихъ пасомыхъ Законъ Божій, имѣть богословскія школы для подготовки пастырей, издавать въ защиту православной вѣры книги и журналы.

Патріархъ Тихонъ.       

7 апрѣля 1925 года. Москва Донской монастырь.

Примѣчанія:
[1] «Предсмертное завѣщаніе» было опубликовано на первой страницѣ «Извѣстій» 15 апрѣля 1925 года и предварено слѣдующимъ сообщеніемъ отъ редакціи:
     «Предсмертное завѣщаніе Тихона. Печатаемое ниже завѣщаніе Тихона, написанное имъ въ день своей смерти (7 апрѣля 1925 года) доставлено въ редакцію митрополитами Петромъ Крутицкимъ и Тихономъ Уральскимъ съ просьбой опубликовать его въ печати.
     Ниже приводимъ полностью просьбу митрополитовъ и завѣщаніе Тихона. «Въ редакцію газеты «Извѣстія». Гр. Редакторъ! Просимъ не отказать помѣстить въ газетѣ при семъ прилагаемое воззваніе патріарха Тихона, подписанное имъ 7 апрѣля 1925 года. Петръ митрополитъ Крутицкій и Тихонъ митрополитъ Уральскій. 14 апрѣля 1925 г. Москва».
     Въ концѣ самаго завѣщанія приведено фиксимиле подписи патріарха Тихона: «Патріархъ Тихонъ 7 апрѣля 1925 года. Москва. Донской монастырь».
     Въ передовой статьѣ, посвященной «завѣщанію», сказано, что оно наноситъ ударъ всѣмъ врагамъ совѣтской власти: сокрушаетъ внутреннее сопротивленіе, разстраиваетъ борьбу эмиграціи и укрѣпляетъ международное положеніе совѣтской власти. Относительно международнаго положенія, о чемъ болѣе всего тогда безпокоилась совѣтская власть, было написано слѣдующее:
     «Въ послѣднее время враги совѣтской власти, въ связи съ пріѣздомъ нашей профессіональной союзной делегаціи въ Лондонъ, пытались снова разогрѣть басню о преслѣдованіи Тихона и о мнимыхъ религіозныхъ «гоненіяхъ» въ совѣтской республикѣ. Особенно усердствовали въ этомъ реакціонныя газеты и среди нихъ органъ богатой консервативной буржуазіи «Танъ». Завѣщаніе Тихона бьетъ прямо въ лицо клеветѣ, упорно распространяемой врагами Русскаго народа, и вскрываетъ ея истинную цѣну. Съ этой точки зрѣнія завѣщаніе Тихона будетъ имѣть международное значеніе, посколько оно наноситъ сильнѣйшій ударъ безсовѣстнымъ сплетнямъ продажныхъ писакъ и продажныхъ политикановъ о мнимыхъ насиліяхъ совѣтской власти надъ совѣстью вѣрующихъ и о несуществующихъ въ совѣтской республикѣ гоненіяхъ на религію»...
     «...Въ этомъ завѣщаніи онъ (патріархъ Тихонъ) чернымъ по бѣлому не только признаетъ совѣтскую власть, но и опредѣленно называетъ рабоче-крестьянскую власть властью истинно народною».
     Въ томъ же номерѣ «Извѣстій» было опубликовано обращеніе Живоцерковнаго Синода о созывѣ Помѣстнаго Собора.
     Митрополиты Петръ Крутицкій и Тихонъ Уральскій, на авторитетъ которыхъ ссылаются «Извѣстія», унесли съ собой тайну того, какимъ образомъ ихъ имена оказались связанными съ опубликованіемъ этого документа. Но несомнѣнная подложность завѣщанія устанавливается тѣмъ, что этотъ документъ, имѣвшій такое важное значеніе для совѣтской власти, послѣ его опубликованія нигдѣ больше не фигурировалъ. Очевидно, что все это было организовано и устроено Тучковымъ, ему вѣдомыми путями.
[2] Насколько большевики опасались проявленій монархическихъ настроеній въ Русскомъ народѣ и какіе мужественные бывали исповѣдники монархической идеи, свидѣтельствуетъ одинъ изъ случаевъ изъ совѣтскаго суда, описанный въ совѣтской «Правдѣ». Судъ происходитъ надъ однимъ изъ скромныхъ рядовыхъ русскихъ иноковъ іеромонахѣ Телѣгинѣ, христіанское имя котораго осталось неизвѣстнымъ. Дѣло происходитъ въ 1922 году, въ періодъ жестокихъ гоненій на Церковь въ связи съ изъятіемъ церковныхъ цѣнностей. Іеромонахъ былъ привлеченъ къ суду по дѣлу о возстаніи народа противъ совѣтской власти въ г. Шуѣ.
     — «Я по убѣжденію монархисть», — заявляетъ іеромонахъ.
     — Къ какой партіи принадлежите?
     — Нѣтъ, я безпартійный служитель Престола.
     — Трибуналъ заинтересовался, какъ выражается совѣтская «Правда», столь неожиданно «вынырнувшимъ» монархистомъ.
     — Какъ же монархистъ, когда Монарха нѣтъ? Вѣдь Апостолъ Павелъ говоритъ «повинуйтесь существующей власти».
     — Я и повинуюсь: живу тихо, смирно, какъ всѣ смертные. Власти не касаюсь...
     — Гдѣ вы служите?
     — Былъ штатнымъ священникомъ 1-ой Донской Казачьей Бригады. Теперь служу въ домовой церкви Патріаршаго Подворья.
     — Это вы оскорбили комиссію (по изъятію церковныхъ цѣнностей)?
     — Да, я назвалъ членовъ ея грабителями и насильниками. Я служитель Престола и мнѣ очень тяжело, когда отбираютъ священные предметы...»
     Для того, чтобы смягчить нравственную силу этого исповѣдничества «Правда» замѣчаетъ: «наврядъ ли вѣрно утвержденіе, что іеромонахь Телѣгинъ психически здоровый человѣкъ».
     Однако, несмотря на это, іеромонаха приговорили къ смерти и ожидая своей казни въ тюрьмѣ, этотъ исповѣдникъ говорилъ сидѣвшему въ одной съ нимъ камерѣ священнику: «жду и не дождусь встрѣчи съ Господомъ моимъ Христомъ».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 190-195.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.