Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
Г. Кончина Патріарха Тихона.

5. Судьбы Русской Православной Церкви.

30 марта / 12 апрѣля 1925 года владыка Антоній въ Русской православной церкви въ г. Бѣлградѣ послѣ совершенія панихиды по почившемъ патріархѣ Тихонѣ сказалъ слѣдующее:

«Сегодня въ нѣсколькихъ словахъ я изложилъ вамъ, православные слушатели, какую нравственную потерю понесли мы съ кончиной Святѣйшаго Патріарха Тихона. Теперь опечалю васъ еще болѣе, пояснивъ въ какомъ безпомощномъ сиротствѣ осталась послѣ него наша Св. Церковь Россійская. Вы читали, конечно, въ газетахъ, что «Россійскій Синодъ въ Москвѣ» постановилъ уже новаго Патріарха не избирать, но не думайте, однако, что это законный Синодъ при Патріархѣ; нѣтъ, здѣсь разумѣется лже-синодъ живоцерковниковъ, состоящій изъ лже-архіереевъ, лишившихся своего священнаго сана (по 14 пр. Двукратнаго Собора), когда они отторглись отъ власти законнаго главы Русской Церкви Св. Патріарха. Съ того времени они не собраніе архіереевъ, а какъ выражаются наши каноническія книги о соборѣ иконоборцевъ: «богоборные и несвященные архіереи въ ихъ нечестивомъ и скверномъ соборищѣ», то подобіе священнодѣйствій, которыя они совершаютъ въ своихъ храмахъ, не освящаетъ ихъ, но, по 68 пр. Карѳагенскаго собора еще болѣе омрачаетъ и оскверняетъ. На своихъ съ позволенія оказатъ литургіяхъ они приносятъ не Тѣло и Кровь Христову, но пищу демоновъ, какъ выражается преподобный Ѳеодоръ Студитъ. Эта «живая церковь» въ полномъ своемъ составѣ со своими лже-архіереями, двоеженцами и прелюбодѣями выродилась изъ того худшаго элемента въ нашемъ духовенствѣ, который, принявъ священный санъ не по убѣжденію, а «сквернаго ради прибытка» (Тит. 1, 11) всю свою жизнь работалъ не на пользу православія, а для разложенія его и на всѣхъ духовныхъ собраніяхъ и соборахъ боролся противъ всего предпринимаемаго во славу Церкви. Типъ этихъ изверговъ духовнаго сословія описанъ нашимъ писателемъ въ лицѣ семинариста-атеиста Ракитина. Особенно настойчиво съ разными безчестными пріемами боролись они во время Московскаго Великаго Собора противъ возстановленія патріаршества, когда одинъ профессоръ академіи имѣлъ безстыдство передъ лицомъ всего Собора заявить, что, по его мнѣнію, оберъ-прокуроръ Синода, этотъ органъ порабощенія Церкви, все таки лучше чѣмъ Патріархъ.

Составивъ въ 1923 году свое скверное соборище, эта «живая церковь» установила отмѣну патріаршества вопреки ясно выраженвому 34 правилу Св. Апостоловъ о томъ, что «епископы всякаго народа должны знать старшаго между ними и почитать его яко главу и ничего не дѣлать безъ его согласія». Разумѣется они приложатъ всѣ старанія, чтобы не только ихъ раскольничая церковь, кстати сказать оставшаяся безъ паствы, отошедшей опять къ Патріарху, но и настоящіе православные христіане не получили высшаго пастыря, но чтобы надъ ними исполнилось грозное слова пророка: «поражу пастыря и разыдутся овцы стада».

Возможно, что теперь осиротѣвшая паства Россійская, привыкшая при своей простотѣ кланяться всякому одѣтому въ священныя облаченія, съ обычнымъ терпѣніемъ отнесется къ ожидаемому съ кончиной Святѣйшаго патріарха Тихона избіенію и разогнанію всѣхъ законныхъ архипастырей и отъ нашего православія въ Россіи останутся только жалкіе обрывки, какъ во времена торжества иконоборцевъ, и что вообще православію въ Россіи пришелъ конецъ. Онъ было почти пришелъ и въ 1922 году, когда арестовали Святѣйшаго Патріарха. Изъ этого послѣдняго указанія мы должны видѣть, какую незамѣнимую цѣнность представляетъ собою Всероссійскій Патріархъ и какую ужасную потерю являетъ всему христіанству его кончина. Прибавьте къ этому еще то горестное обстоятельство, что лукавые живоцерковники въ своихъ лживыхъ и лицемѣрныхъ посланіяхъ прочимъ Патріархамъ православнымъ упорно скрываютъ истину: они замалчиваютъ то обстоятельство, что они откололись отъ Церкви и ея каноновъ, и утверждаютъ, что ихъ лже-синодъ является законнымъ продолженіемъ бывшаго всероссійскаго православнаго Синода. Покойный Вселенскій Патріархъ Григорій настолько довѣрился ихъ льстивому обману, что осмѣлился вопреки священнымъ канонамъ предложить Святѣйшему Тихону добровольно оставить свою каѳедру и предоставить ему вместѣ съ новымъ Синодомъ установить высшее управленіе Русской Церкви.

Я благодарю Господа Бога, что на этихъ дняхъ получилъ черезъ Патріарха Іерусалимскаго отвѣтное письмо покойнаго Святѣйшаго Тихона къ покойному Григорію, въ которомъ онъ указываетъ, во-первыхъ, на каноническую незаконность попытокъ такого вмѣшательства, а во-вторыхъ, что «живая церковь» и живоцерковный синодъ неканоническіе и безблагодатные. Посланіе это было написано въ 1924 году; но, конечно, живоцерковники не прекратятъ своихъ шантажныхъ пріемовъ, чтобы ввести въ обманъ прочія Православныя Церкви и тѣмъ содѣйствовать разложенію русской церковной жизни.

Таковы мрачные горизонты нашей церковной жизни. Внѣшняя сила на сторонѣ враговъ Церкви, а большинство народа почти всегда идетъ туда, гдѣ внѣшняя сила. Но у русскихъ людей имѣется одно исключительное среди всѣхъ народовъ свойство: любить истину и поклоняться ей не столько тогда, когда она окружена силой и славой, сколько тогда, когда она окружена страданіями и униженіемъ.

Въ тяжкихъ страданіяхъ пребываетъ наша іерархія и наше духовенство вотъ уже свыше семи лѣтъ. Свыше 30 іерарховъ и 1000 священниковъ убиты и до настоящаго времени 80 іерарховъ томятся въ тюрьмахъ или въ далекой ссылкѣ съ гараздо большимъ числомъ священниковъ и монаховъ.

Люди, пріявшіе муку за вѣру Христову, но не убитые за нее до смерти, именуются святыми Исповѣдниками, а убитые за вѣру именуются святыми Мучениками. Святѣйшаго Тихона Вселенская Патріархія еще нѣсколько лѣтъ тому назадъ наименовала Исповѣдникомъ; если же принять то весьма вѣроятное извѣстіе, что онъ отравленъ большевиками медленно дѣйствующимъ ядомъ, причиняющимъ астму, а черезъ годъ-два и самую смерть, то святѣйшаго Тихона должно именовать Священномученикомъ, и мы будемъ надѣяться, что память о его мученіяхъ и блаженной кончинѣ пробудитъ въ русскихъ сердцахъ то восторженное поклоненіе, которое удержитъ ихъ отъ какихъ бы то ни было уступокъ врагамъ Церкви, а тѣмъ болѣе отъ измѣны православію и перехода въ лагерь нечестивыхъ, Святѣйшему же Тихону сплететъ вѣнецъ вѣчной славы и здѣсь на землѣ и въ царствіи небесномъ передъ престоломъ Всевышняго».

Вскорѣ послѣ этого владыка Антаній написалъ вторую статью о окончавшемся патріархѣ Тихонѣ.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 198-201.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.