Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

III. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина Патріарха Тихона.
Г. Кончина Патріарха Тихона.

6. [Статья митрополита Антонія] «Еще нѣсколько словъ объ усопшемъ Патріархѣ и Патріаршествѣ»

Не одинъ разъ писали мы въ повременныхъ изданіяхъ и въ нарочитыхъ брошюрахъ о томъ, что намѣчено въ настоящемъ заглавіи. Особенно характерны были собранныя въ нашей памяти и изложенныя въ брошюрѣ Земунскаго Братства свѣдѣнія о Святѣйшемъ, увы, уже покойномъ. А о значеніи патріаршества въ Россіи и вообще въ Христовой Церкви мы читали нѣсколько публичныхъ лекцій, начиная съ 1906 года въ Россіи и не менѣе того заграницей, со времени переселенія нашего. И все таки сказали и написали не все. Хочу теперь поставить вопросъ, что привлекало сердца къ личности патріарха Тихона? сердца его товарищей по академіи, курсъ которой онъ проходилъ, когда я былъ въ ней сперва субинспекторомъ, а потомъ доцентомъ? сердца духовенства и паствы въ Америкѣ, въ Ярославлѣ, въ Вильнѣ и, наконецъ, въ Москвѣ? Не былъ усопшій ни краснорѣчивымъ проповѣдникомъ, ни блестящимъ ученымъ, ни красавцемъ по наружности, но всѣ видѣли въ немъ открытую, чисто русскую душу, искренно благожелательную ко всѣмъ и не превозносящуюся ни передъ кѣмъ.

Послѣ перваго же разговора со студентомъ Беллавинымъ, съ ректоромъ Тихономъ, съ владыкой Тихономъ, съ патріархомъ Тихономъ, всякій чувствовалъ его близкимъ себѣ и себя близкимъ ему. Такое духовное притяженіе къ нему чувствовали даже люди замкнутые въ себѣ и холодные, какъ, напримѣръ, усопшій Кіевскій митрополитъ Флавіанъ, который сердечно приблизилъ къ себѣ только его одного и еще старика епископа Павла Чигиринскаго. Особенно близкихъ друзей у Свят. Тихона можетъ быть и не было, ибо для него являлся другомъ почти всякій встрѣчный. Такое отношеніе къ ближнимъ описано въ «Войнѣ и Мирѣ» въ лицѣ стараго русскаго солдата Платона Каратаева. Такое отношеніе есть особенный даръ Божій, поддержанный преданнымъ Его волѣ христіаниномъ. Онъ умножается и развиваетея черезъ стремленіе найти въ ближнемъ что-либо лучшее въ немъ, тогда какъ противоположные сему характеры ищутъ въ людяхъ что-либо недоброе и осуждаютъ ихъ правильно или неправильно. Собесѣдникъ доброжелательнаго христіанина обыкновенно сразу чувствуетъ такой призывъ къ его душѣ и тоже радостно откликается. И почти всѣ люди и даже домашнія животныя подлежатъ такому закону душевной природы, или лучше сказать не природы, а благодати Божіей въ человѣкѣ. Господь сказалъ о Своемъ Предтечѣ: «Онъ былъ свѣтильникъ горящій и свѣтящій; а вы хотѣли малое время порадоваться при свѣтѣ его» (Іоан. 5, 35). Вотъ нѣчто подобное можно сказатъ о воздѣйствіи на окружающихъ и на всѣхъ соприкасавшихся съ нимъ, которое производила личность патріарха Тихона. Правда, онъ мало походилъ на грознаго пророка Іоанна, развѣ только тѣмъ, что подобно ему былъ дѣвственникомъ отъ чрева матери своей и преданнымъ своему духовному долгу безъ самовосхваленія и тщеславія.

Скажемъ теперь, что подобная отрѣшенностъ отъ личной жизни освобождаетъ умъ человѣка отъ предубѣжденій и пристрастія и открываетъ его духовный взоръ для усмотрѣнія дѣйствительной общественной пользы; отсюда является то, что не совсѣмъ правильно называютъ административнымъ талантомъ, а должно назвать пастырское дарованіе.

Не это ли дарованіе послужило причиной тому, что Великій Всероссійскій Церковный Соборъ, начавшійся на революціонной, почти противоцерковной почвѣ, послѣ избранія патріарха Тихона, которому предшествовали отчаянные споры, ссоры, интриги и обструкціи, вдругъ смягчился, притихъ, не въ страхѣ, а въ примиренномъ настроеніи, такъ что дальнѣйшія пренія уже не имѣли прежней остроты и не вызывали взаимнаго раздраженія, ни злобы членовъ другъ противъ друга. Тутъ всѣ поняли, какое возвышающее значеніе имѣетъ единый общій пастырь, носящій въ сердцѣ своемъ все стадо.

Послѣдними словами мы выразились не случайно. Такой долгъ, такое стремленіе усвоилъ себѣ патріархъ Тихонъ; въ первомъ же отвѣтѣ церковному начальству, явившемуся къ нему съ докладомъ о томъ, что именно его избралъ Соборъ во Всероссійскіе Патріархи онъ взволнованнымъ голосомъ повторилъ слова Моисея: «Ты возложилъ на меня бремя народа сего. Развѣ я носилъ во чревѣ весь народъ сей, и развѣ я родилъ его, что Ты говоришь мнѣ: неси его на рукахъ твоихъ, какъ нянька носитъ ребенка... Я одинъ не могу нести всего народа сего, потому что онъ тяжелъ для меня». (Числ. 11, 11-14).

Правильно понялъ свое призваніе покойный Патріархъ и, понявъ его, слѣдовалъ ему. Вотъ почему и Великій Соборъ подъ его материнскимъ объединеніемъ слился въ одну семью, и понятно; гдѣ есть отецъ или мать, тамъ есть и семья, а гдѣ нѣтъ родителей, тамъ по пословицѣ: братъ брату сосѣдъ и только. Таково великое значеніе патріаршества вообще и Патріарха Тихона въ частности для преуспѣянія Церкви во взаимной любви и благочестіи. Поэтому Церковь, лишенная высшаго пастыря, называется вдовою, вдовствующей, и такокою была Православная Русская Церковь 217 лѣтъ со времени лишенія ея Петромъ I-мъ общаго отца и пастыря.

Мы сказали о настроеніи Московскаго Собора, который возвратилъ «стаду — пастыря, тѣлу — главу, братству — отца» (какъ выражались Новоіерусалимскіе монахи въ 1681 году, умоляя молодото царя Ѳеодора Алексѣевича возвратить къ нимъ изъ ссылки Патріарха Никона) и былъ несогласнымъ до самаго дня избранія Патріарха, а потомъ слился въ единое братство. Однако, въ каждомъ братствѣ имѣются предатели, какъ и въ семьѣ Апостоловъ былъ Іуда, а въ каждомъ садѣ найдется ядовитый горькій корень, выспрь прозябай (Евр. XII, 15). Таковые были и среди членовъ Собора, но они тогда умолкли и притаились, пристыженные общимъ духовнымъ подъемомъ всего собранія; это были тѣ, которые потомъ составили изъ себя «живую» и обновленческую или лже-апостольскую церковь, «произрощая ядъ и полынь» (Втор. 29, 18). По воцареніи большевиковъ-нигилистовъ они подняли свои пустыя головы и составили общество, идущее навстрѣчу низкимъ страстямъ человѣчества; стали соединять прелюбодѣйнымъ бракомъ монаховъ и священниковъ и даже епископовъ, отмѣнять св. посты, сокращать службы и т. п. Они-то явились непримиримыми врагами Свят. Патріарха, врагами Церкви, врагами Христовыми. Это новые Николаиты, о коихъ писалъ Христосъ рукою Іоанна Богослова Ангелу Ефесской Церкви: «то въ тебѣ хорошо, что ты ненавидишь дѣла Николаитовъ, которыя и Я ненавижу» (Апок. 2, 6). Честь и слава покойному Патріарху, что онъ при всемъ своемъ благонисхожденіи къ людямъ, при всемъ своемъ стремленіи къ миру, ни на шагъ не уступилъ этой «неплодящей» живой церкви, а кающихся отъ нея принималъ третьимъ чиномъ, какъ еретиковъ и раскольниковъ, и переосвящалъ храмы, возвращавшіеся отъ нихъ къ законному пастырю, какъ храмы, «оскверненные еретиками».

Да послужитъ же такое мужественное, твердое и любвеобильное стояніе усопшаго Пастыря руководствомъ и намъ всѣмъ, пастырямъ и паствѣ, къ неуклонному держанію Православной Вѣры и Церкви, къ непреклонному противленію всякой ереси и расколу, приходящимъ изъ за границы отъ латинянъ и протестантовъ, а равно и возникающимъ въ Россіи сектамъ и всякимъ лже-ученіямъ. Начертаемъ въ своихъ сердцахъ слова Божіи: «Аще кто Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь» и слова Св. Кипріана Карѳагенскаго: «кому Церковь не мать, тому Богъ не отецъ».

А учителя сей истины Святѣйшаго Патріарха Тихона, да упокоитъ Господь въ селеніяхъ праведныхъ, да и онъ вслѣдъ за Христомъ по слову Писанія: «на подвигъ души своей будетъ взирать съ довольствомъ; чрезъ познаніе Его, онъ праведникъ, рабъ Мой» (Исаіи 53, 11).

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 201-204.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.