Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

IV. Русская Православня Церковь послѣ кончины Патріарха Тихона.

1. Проэктъ о Мѣстоблюстительствѣ Патріаршаго Престола заграницей.

Письмомъ отъ 15/28 января 1925 года, еще до кончины Патріарха Тихона, архіепископъ Иннокентій, Начальникъ Русской Православной Миссіи въ Китаѣ, обратился къ владыкѣ митрополиту Антонію съ убѣдительнѣйшей просьбой, «возглавить временно Россійскую Православную Церковь теперь-же заграницей въ качествѣ Патріашаго замѣстителя, такъ какъ Святѣйшій Патріархъ Тихонъ совершенно лишенъ всякой свободы дѣйствій и распоряженій и именемъ его всякій можетъ злоупотреблять, а онъ не въ силахъ этому воспрепятствовать. Между тѣмъ Россійсская Православная Церковь переживаетъ крайне тяжелое положеніе и необходимо спасти ее путемъ установленія свободнаго и твердаго управленія ею». До кончины Патріарха Тихона это предложеніе архіепископа Иннокентія не было внесено на разсмотрѣніе Архіерейскаго Синода.

Заслушавъ означенное письмо въ день полученія свѣдѣній и о смерти Патріарха Тихона, Архіерейскій Синодъ рѣшилъ: «1) Запросить мнѣнія всѣхъ Преосвященныхъ архіереевъ Русской Православной Церкви заграницей о возможныхъ и необходимыхъ мѣропріятіяхъ въ церковной жизни въ связи съ смертью Свят. Патріарха Тихона, на случай, если совѣтская власть будетъ препятствовать осуществленію каноническимъ Мѣстоблюстителемъ Патріаршаго Престола своихъ правъ и обязанностей и не допуститъ каноническаго избранія новаго Патріарха.

Съ своей стороны Архіерейскій Синодъ, принимая во вниманіе: 1) что со смертью Свят. Тихона подъ давленіемъ совѣтской власти преемство всероссійской канонической высшей церковной власти можетъ быть нарушено, 2) что совѣтскія власти всяческими путями будутъ стараться навязывать русскому православному народу власть обновленческаго синода и ввести въ заблужденіе другіе православныя автокефальныя Церкви, 3) что при отсутствіи канонической церковной власти враги Православія совмѣстно съ обновленцами и живоцерковниками будутъ стараться провести въ церковную жизнь разныя антиканоническія новаторства и закрѣпить ихъ на спѣшно созванномъ Вселенскомъ Соборѣ безъ участія каноничеекихъ епископовъ Россійской Православной Церкви, и учитывая обстоятельства, что Высокопреосвященный Митрополитъ Антоній является первымъ избранникомъ Священнаго Собора Россійской Православной Церкви 1917-1918 г.г. въ кандидаты на Патріаршій Престолъ (второй кандидатъ Высокопреосвященный Митрополитъ Арсеній скончался въ Россіи, въ тюрьмѣ въ прошломъ году), что владыка митрополитъ Антоній по своему іерархическому положенію не только здѣсь заграницей, но и въ Россіи, считается первымъ старѣйшимъ послѣ Патріарха іерархомъ Россійской Православной Церкви, а также его исключительную выдающуюся ревность о священныхъ канонахъ, безусловный авторитетъ его, какъ ученѣйшаго и просвященѣйшаго богослова и канониста, признаваемый не только главами православныхъ автокефальныхъ Церквей и ученымъ міромъ, но и главами и представителями Церквей другихъ вѣроисповѣданій, — единогласно при воздержавшиемся отъ голоса Предсѣдателѣ Архіерейскаго Синода митрополитѣ Антоніи, въ согласіии съ прежними мнѣніями Преосвященныхъ, аналогичными съ мнѣніемъ архіепископа Иннокентія, находитъ цѣлесообразнымъ для блага Россійской Православной Церкви и всего Православія необходимымъ, въ случаѣ, если совѣтская власть въ Россіи не допуститъ избранія новаго Патріарха, а будетъ путемъ насилія и обмана навязывать и укрѣплять власть обновленческаго синода, или насиловать архипастырскую совѣсть Мѣстоблюстителя или новаго Патріарха, предоставить Предсѣдателю Архіерейскаго Синода Высокопреосвященному Митрополиту Антонію, съ правами временнаго, да созыва каноническаго Всероссійскаго Священнаго Собора, замѣстителя Патріарха, представительствовать Всероссійскую Православную Церковь и, насколько позволяютъ условія и обстоятельства, руководить церковной жизнью и Церковью не только внѣ Россіи, но и въ Россіи».

Это постановленіе встрѣтило осужденіе въ Парижскихъ церковныхъ кругахъ, поддерживавшихъ митрополита Евлогія и устами нѣкоторыхъ публицистовъ въ «Возрожденіи» было истолковано, какъ стремленіе «Карловацкой іерархіи» отдѣлитъся отъ Московскаго Патріарха и образовать свою самостоятельную Церковь заграницей. Однако, впослѣдствіи митрополитъ Евлогій со своими послѣдователями дѣйствительно отдѣлились отъ единой Русской Православной Церкви, на стражѣ интересовъ которой стоялъ владыка Антоній.

Вскорѣ послѣ кончины Патріарха Тихона заграницей стало извѣстно объ опубликованіи акта почившаго Патріарха Тихона объ учрежденіи въ Москвѣ мѣстоблюстительства Патріаршаго престола и вопросъ объ учрежденіи мѣстоблюстительства заграницей болѣе не подымался.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 205-207.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.