Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

IV. Русская Православня Церковь послѣ кончины Патріарха Тихона.

3. Посланіе Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола.

Божіею Милостію Мѣстоблюститель Патріаршаго Престола, Митрополіитъ Крутицкій смиренный Петръ [1].
Возлюбленнымъ о Господѣ Архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ чадамъ Православной Россійской Церкви.

Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего и Господа Іисуса Христа.

Уже болѣе трехъ мѣсяцевъ прошло съ тѣхъ поръ, какъ Господу угодно было призвать къ Себѣ Кормчаго Русской Церкви, благостнѣйшаго Отца нашего, Святѣйшаго Патріарха Тихона. Тяжела для насъ эта утрата, особенно въ настоящее время, когда корабль церковный приходиться вести къ тихой пристани среди бушующихъ волнъ житейскаго моря. Много враговъ у Православной Церкви. Теперь они усилили свою дѣятельность противъ Православія. Католики, введя нашъ богослужебный обрядъ, совращаютъ, особенно въ западныхъ издревле православныхъ областяхъ, вѣрующій народъ въ унію, и тѣмъ самымъ отвлекаютъ силы Православной Церкви отъ болѣе неотложной борьбы съ невѣріемъ.

Такъ называемые евангелисты или баптисты, а также и другіе сектанты, всюду, гдѣ только возможно, проповѣдуютъ свои вѣроученія, увлекая души мнимою святостію своей жизни и обѣщаніемъ матеріальной помощи. И бѣдная, немощная православная душа, не будучи въ состояніи познать вею ложность сектанскихъ ученій, восторгаясь воодушевленіемъ ихъ проповѣдниковъ, а нерѣдко соблазняясь и матеріальными расчетами, пьетъ ядъ духовной заразы и гибнеть, отпадая отъ св. Церкви. Все это происходитъ въ то время, когда широкой волной разливается невѣріе, проникая во всѣ слои нашего общества.

Къ глубокому прискорбію, попущеніемъ Божіимъ, произошло раздѣленіе и внутри самой Православной Церкви. По слову Божію «они вышли отъ насъ, но не были наши, ибо, если бы они были наши, то остались бы съ нами» (1 Іоан. 11, 19). Мы разумѣемъ такъ называемыхъ живоцерковниковъ, обновленцевъ, возрожденцевъ, самосвятовъ и т. п. Всѣ они, своей самочинной іерархіей и самочиннымъ устроеніемъ церковной жизни, какъ въ исконной Россіи, такъ и на Украинѣ и въ другихъ мѣстахъ отдѣляются отъ единаго Тѣла Христова, т. е., отъ Святой Его Православной Церкви, и тѣмъ смущаютъ православный народъ. Но непреложны слова Господа: то, что утаено отъ премудрыхъ и разумныхъ, Господь дѣйствительно открылъ младенцамъ (Лук. 10, 21). Нашъ православный русскій народъ простымъ своимъ сердцемъ почувствовалъ внутреннюю неправоту обновленческаго движенія и всю его опасность. Гдѣ только ему возможно, онъ, съ справедливымъ негодованіемъ, отвергаетъ это движеніе и не посѣщаетъ обновленческихъ храмовъ.

Въ настоящее время такъ называемые обновленцы все болѣе и болѣе говорятъ о соединеніи съ нами. По городамъ и уѣздамъ они собираютъ собранія и приглашаютъ на нихъ Православныхъ клириковъ и мірянъ дая совмѣстнаго обсужденія вопроса о соединеніи съ нами и для приготовленія къ созываемому ими осенью текущаго года своему новому лжесобору. Но должно твердо помнить, что по каноническимъ правиламъ Вселенской Церкви всѣ такія, самочинно устраиваемыя, собранія, какъ и бывшее въ 1923 году живоцерковноіе собраніе, — незаконны. Поэтому на нихъ присутствовать православнымъ христіанамъ, а тѣмъ болѣе выбирать изъ себя представителей на предстоящее собраніе каноническія правила воспрещаютъ, по 20 правилу Антіохійскаго Собора: «никому да не будетъ позволено составляти соборы сами по себѣ, безъ тѣхъ епископовъ, коимъ ввѣрены митрополіи». Въ Святой Божіей Церкви законно канонично только то, что благословенно Богоучрежденной церковной властію, преемственно сохраняющейся отъ временъ Апастольскихъ. Все же самочинное, все, что совершалось обновланцами безъ соизволенія въ Бозѣ почившаго Святѣйшаго Патріарха, все, что теперь совершается безъ соизволенія нашей мѣрности Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола, дѣйствующаго въ единеніи со всею православною законною іерархіею, все это не имѣетъ силы по канонамъ Святой Царкви (Апост. пр. 34, 39), ибо истинная Церковь едина и едина пребывающая въ ней благодать Всесвятаго Духа: не можетъ быть двухъ Церквей и двухъ благодатей. «Едино Тѣло и единъ Духъ, якоже и звани бысте во единомъ упованіи званіи вашего. Единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе, единъ Богъ и Отецъ всѣхъ» (Ефес. 4, 4-5).

Не о соединеяіи съ Православною Церковію должны говорить такъ называемые обновленцы, а должны принести искреннее раскаяніе въ своихъ заблужденіяхъ. Главныя ихъ забужденія состоять въ томъ, что, отступивъ самочинно отъ законной іерархіи и ея главы — Святѣйшаго Патріарха, они пытались обновить Христову Церковь самочиннымъ ученіемъ («Живая Церковь» №№ 1-11). Они извратили церковныя правила, установленныя Вселенскими Соборами (пост. лжесобора 4 мая 1923 г.), они отвергли власть Патріарха, соборнѣ установленную и признанную всѣми Восточными Православными Патріархами, т. е., отвергли то, что признало все Православіе, и, кромѣ того, на своемъ лже-соборѣ осудили его. Вопреки правиламъ Св. Апостоловъ, Вселенскихъ Соборовъ и Св. Отцевъ (Ап. пр. 17, 18; 6 Всел. соб. 3, 12, 48; Св. Василія Вел. 12) они разрѣшаютъ епископамъ бытъ женатыми и клирикамъ — двоеженцами, т. е., нарушаютъ то, что Вселенская Церковь признаетъ для себя закономъ и что можетъ быть измѣнено только Вселенскимъ Соборомъ. Такимъ образомъ они разрываютъ связь съ церковнымъ Священнымъ Преданіемъ и подпадаютъ подъ Соборное осужденіе за нарушеніе преданія (Догм. опредѣленіе 7-го Вселен. Собора). Даже первоначальные дѣятели обновленческаго движенія (епископъ Антонинъ и др.) сами сознали всю неканоничность своихъ заблужденій, о чемъ открыто и настойчиво заявляютъ въ своихъ проповѣдяхъ и воззваніяхъ.

Присоединеніе къ Святой Православной Церкви такъ называемыхъ обновленцевъ возможно только при условіи, если каждый изъ нихъ отречется отъ своихъ заблужденій и принесетъ всенародное покаяніе въ своемъ отпаденіи отъ Церкви. И мы будемъ непрестанно молить Господа Бога да возвратитъ Онъ заблудшихъ въ лоно Святой Православной Церкви.

Богомудрые Архипастыри, честные пастыри и всѣ возлюбленные православные христіане, въ столь тяжелое, переживаемое нынѣ, время церковной жизни, уповая на Божественное пекущееся о насъ промышленіе, будемъ пребывать въ союзѣ мира и любви между собою, будемъ всѣ едино (Іоан. 17, 22-23), помогая другъ другу охранять нашу Православную вѣру, являя вездѣ и всюду примѣры доброй жизни, любви, кротости, смиренія и повиновенія существующей гражданской власти, въ согласіи съ заповѣдями Божіими (Марк. 12, 17; Рим. 13, 1; Дѣян. 4, 18-19), дабы послѣдняя видѣла это и Духъ Божій возглаголалъ бы черезъ нее благая о Церкви Святой ( 1 Петр. 11, 12-14).

Будемъ усердно молить милостиваго Бога, да незыблему сохранитъ Онъ въ Православіи нашу Русскую Церковь.

«Утверди, Господи, Церковь, юже стяжалъ еси честною Твоею кровію» (Св. Косьмы Маюмскаго, 3 ирмосъ на Срѣтеніе Господне).

Патріаршій Мѣстоблюститель Митрополитъ Петръ.       

Богоспасаемый градъ Москва, въ лѣто 1925, іюля 28 дня.



Архіерейскій Синодъ Русской Православной Церкви заграницей своимъ постановленіемъ отъ 30 Октября / 12 ноября 1925 года, послѣ ознакомленія съ извѣстительнымъ посланіемъ Патріаршаго Мѣстоблюстителя и его вышеприведеннымъ посланіемъ съ обличеніемъ живоцерковниковъ, съ своей стороны также призналъ митрополита Петра Мѣстоблюстителемъ Патріаршаго Престола и сдѣлалъ распоряженіе объ оглашеніи его посланія въ заграничныхъ церквахъ съ добавленіемъ, что «призывъ Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола къ повиновенію существующей въ Россіи власти не можетъ относиться къ чадамъ заграничной Русской Православной Церкви», ввелъ возношеніе имени митрополита Петра, какъ Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола за богослуженіями въ русскихъ церквахъ заграницей и поручилъ Предсѣдателю Синода сдѣлать надлежащія объ этомъ сношенія съ Святѣйшими Патріархами и главами Православныхъ Церквей.

Замедленіе съ признаніемъ митрополита Петра Мѣстоблюстителемъ произошло отъ того, что, какъ объяснилъ митрополитъ Антоній «оставалось нѣкоторое опасеніе какъ отнесется митрополитъ Петръ къ приглашеніямъ живоцерковнаго лже-собора. Теперь же стало извѣстнымъ, что лже-соборъ окончился, а митрополитъ Петръ мужественно отвергъ всѣ его приглашенія».

Примѣчаніе:
[1] Митрополитъ Петръ — въ мірѣ Петръ Ѳедоровичъ Полянскій родился въ 1863 году въ Воронежской губерніи. По окончаніи Воронежской Духовной Семинаріи онъ въ 1892 году окончилъ Московскую Духовную Академію въ бытность ректоромъ Академіи владыки Антонія, кстати сказать родившагося также въ 1863 году. П. Ѳ. Полянскій въ званіи магистранта былъ оставленъ при Академіи на должности помощника инспектора. Вскорѣ онъ получилъ степень магистра богословія за диссертацію «О Пастырскихъ посланіяхъ». Изъ Московской Духовной Академіи онъ былъ назначенъ въ мірскомъ состояніи Смотрителемъ Жировицкаго Духовнаго училища (Гродненской епархіи), а затѣмъ былъ переведенъ на службу въ Учебный Комитетъ при Св. Синодѣ, гдѣ состоялъ въ должности ревизора духовно-учебныхъ заведеній. Разъѣзжая по этой должности по всей Россіи, онъ имѣлъ обширное знакомство среди русской іерархіи и духовенства и пользовался общимъ уваженіемъ и любовью.
     Послѣ революціи онъ работалъ въ составѣ Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-18 г.г. и затѣмъ Патріархъ Тихонъ привлекъ его къ себѣ въ качествѣ одного изъ ближайшихъ сотрудниковъ. Въ 1910 г. Патріархъ Тихонъ постригъ его въ монашество, а 25 апрѣля того же года возвелъ въ санъ епископа съ назначеніемъ своимъ викаріемъ и впослѣдствіи возвелъ его въ санъ митрополита Крутицкаго и назначилъ своимъ третьимъ замѣстителемъ. Послѣ кончины Патріарха Тихона митрополитъ Петръ пробылъ Мѣстоблюстителемъ Патріаршаго Престола всего лишь въ теченіе 4-5 мѣсяцевъ и былъ сосланъ за свой отказъ исполнить требованія Тучкова о порабощеніи Церкви совѣтской властью. Въ тюрьмахъ и въ ссылкѣ онъ пробылъ свыше 10 лѣтъ и скончался въ 1936 году, также въ годъ кончины владыки Антонія. Всѣ десять лѣтъ пребыванія его въ ссылкѣ владыка Антоній и Зарубежная Русская Церковь поминали его, какъ главу Русской Православной Церкви, а послѣ его кончины, стали поминать «гонимое епископство Русской Православной Церкви», отвергая этимъ какое-либо свое соучастіе въ признаніи совѣтской власти и іерархіи ей подчинившейся послѣ ссылки митрополита Петра.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 208-212.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.