Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

IV. Русская Православня Церковь послѣ кончины Патріарха Тихона.

4. Живоцерковный соборъ 1925 года.

Второй Живоцерковный Соборъ открылся въ Москвѣ 1 октября 1925 года подъ именемъ «III Всероссійскаго Помѣстнаго Собора». Въ его программу входило — 1) о мирѣ въ Церкви, 2) о церковномъ благоустроеніи 3) объ участіи Русской Церкви во Вселенскомъ Соборѣ и 4) выборы Высшаго Центральнаго органа управленія Православной Церковью на территоріи СССР. Главная цѣль этого лже-собора — было исполненіе заданій совѣтской власти: ликвидація Патріаршества въ Россіи, престолъ котораго оставался незамѣщеннымъ послѣ кончины Патріарха Тихона, учрежденіе вмѣсто Патріаршества Св. Синода, для котораго было подготовлено такъ называемое историческое и каноническое обоснованіе и проэктъ его регламентаціи и подчиненныхъ ему всѣхъ органовъ церковнаго управленія. Новый Синодъ долженъ былъ добиться признанія Восточныхъ Патріарховъ, при чемъ предварительно это уже было почти обезпечено со стороны Константинопольской Патріархіи, представитель которой принималъ участіе въ этомъ лже-соборѣ. Все это новое церковное управленіе должно было быть поставлено подъ строгій контроль совѣтской власти, поддерживавшей созывъ этого лже-собора.

Во главѣ этого лже-собора стояли именовавшіе себя митрополитами Ленинградскимъ — Веніаминъ, Кіевскимъ — Иннокентій и Московскимъ — Введенскій. Характеристику ихъ далъ владыка Антоній въ своей статъѣ — «Упразднено ли Патріаршество въ Россіи», ниже приводимой.

Въ Положеніи объ этомъ соборѣ было сказано: «Двѣ великія задачи предстоятъ III Помѣстному Собору: а) благоустроеніе Церкви и б) подготовка къ предстоящему Вселенскому Собору. По отношенію къ первой задачѣ соборъ долженъ: а) выработать мѣры къ объединенію Православной Церкви и ликвидаціи раздѣленія въ связи съ личностью б. Патріарха Тихона и направленіемъ его церковной политики; б) упорядочить строй жизни Церкви въ условіяхъ современной дѣйствительности и в) провести въ жизнь необходимыя церковныя реформы. Въ Положеніи также сказано, что «Членами Собора не могутъ быть лица, опороченныя по суду гражданскому» и что «для жительства членовъ Собора въ Москвѣ будетъ предоставленъ III домъ совѣтовъ за опредѣленную плату».

Такимъ образомъ отъ участія въ этомъ соборѣ заранѣе устранялись всѣ церковные дѣятели, пострадавшіе отъ совѣтской власти.

Подобно тому, какъ главной цѣлью Живоцерковнаго Собора 1923 года было подготовить судъ надъ Патріархомъ Тихономъ и его казнь, подобно этому одной изъ главныхъ цѣлей Живоцерковнаго Собора 1925 года это было подготовить устраненіе отъ церковнаго управленія Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола митрополита Петра и упразднить самое патріаршество въ Россіи. Въ «Извѣстіяхъ» 4 октября 1925 года въ сообщеніи о «III Всероссійскомъ Помѣстномъ Соборѣ» о митрополитѣ Петрѣ было сказано слѣдующее: «заматерѣлый бюрократъ Саблеровскаго изданія, который не забылъ старыхъ методовъ церковнаго управленія. Онъ опирается на людей, органически связанныхъ со старымъ строемъ, недовольныхъ революціей, б. домовладѣльцевъ и купцовъ, думающихъ еще посчитаться съ современной властью».

Далѣе тамъ же сообщается: «12 человѣкъ изъ состава Собора подаютъ заявленіе Собору съ просьбой отправить делегацію къ митрополиту Петру Крутицкому съ предложеніемъ мира. «Мира съ тихоновцами не будетъ», такъ говорятъ всѣ, выступающіе послѣ прочтенія заявленія о примиреніи. Верхушка тихоновщины является контръ-революціонной опухолью въ церкви, говоритъ м. Введенскій. Чтобы спасти Церковь отъ политики, необходима хирургическая операція. Только тогда можетъ наступить миръ въ церкви. Съ верхушкой тихоновщины обновленчеству не по пути. Въ единогласно принятой резолюціи по докладу о современномъ положеніи церкви Соборъ констатируетъ непрекращающуюся связь тихоновщины съ монархистами, грозящую церкви грозными послѣдствіями и отказывается отъ мира съ верхушкой тихоновщины».

Такъ какъ этотъ соборъ былъ дѣтищемъ совѣтской власти и исполнялъ ея волю, то этимъ была предрѣшена и судьба митрополита Петра, который принялъ исповѣдническій вѣнецъ отъ безбожной власти.

Владыка Антоній, какъ только узналъ о второмъ Живоцерковномъ Соборѣ въ Москвѣ, поспѣшилъ съ разоблаченіемъ его, которое выразилось въ его посланіи и въ статьѣ: «Упразднено ли патріаршество въ Россіи?»

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 212-214.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.