Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

IV. Русская Православня Церковь послѣ кончины Патріарха Тихона.

5. По поводу лже-собора 1925 года Окружное Посланіе Предсѣдателя Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

Высокопреосвященнаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго всѣмъ Святѣйшимъ Православнымъ Патріархамъ, Преосвященнымъ Архіереямъ, преподобнымъ іереямъ и инокамъ и всѣмъ боголюбивымъ православнымъ христіанамъ.

Нерадостныя вѣсти сообщаю я на сей разъ всему христіанскому міру. «Стекается прочее беззаконное соборище іудейское», пытающееся именовать себя православнымъ церковнымъ соборомъ, но стремящееся растлить и разрушить Святую Церковь.

Разумѣю рѣшеніе «живой церкви» и обновленцевъ учредить второй Разбойническій Соборъ въ октябрѣ текущаго года въ Москвѣ, въ той самой Москвѣ, къ которой можно примѣнить слова Божественнаго Исаіи пророка: «какъ сдѣлалась блудницей вѣрная столица, исполненная правосудія. Правда обитала въ ней, теперь — убійцы (1, 21).

Страшны убійцы, грабящіе по дорогамъ, но страшнѣе убійцы духа, развратители, обманщики и особенно тѣ, которые подобно іудейскимъ христоубійцамъ, представляютъ себя служителями Церкви, служителями Бога, въ Котораго на самомъ дѣлѣ не вѣруютъ. Опасенъ ихъ обманъ, опасенъ ихъ разбойническій Соборъ; впрочемъ мы имѣемъ разумное предостереженіе Апостола Павла: «таковые лже-апостолы принимаютъ видъ Апостоловъ Христовыхъ. И неудивительно: потому что и самъ сатана принимаетъ видъ Ангела свѣта, а потому великое ли дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды; но конецъ ихъ будетъ по дѣломъ ихъ» (2 Кор. 2, 13-15).

Теперь уже по всѣмъ церквамъ извѣстно по всей вселенной, что живоцерковники и обновленцы, самовольно отдѣлившіеся отъ законнаго православнаго Патріарха Тихона, а затѣмъ рукоположившіе себѣ «преемниковъ», уже по сему самому, согласно 14 правилу Двукратнаго Собора, а также 6 Правилу I Собора и многимъ другимъ не архіереи, «ни сонмъ преподобныхъ, но враги Божіи и бѣсомъ друзи» или короче простые міряне по 1-му правилу Василія Великаго.

Итакъ, подтверждая свои прежнія посланія ко всѣмъ іерархамъ и христіанамъ православной вселенной, прошу всѣхъ не почитать оное соборище за церковный соборъ, не вѣрить ложному свидѣтельству будто въ немъ участвуетъ представитель Вселенскаго Патріарха, архимандритъ Василий Димопуло, на самомъ дѣлѣ отпадшій отъ Св. Церкви и приложившійся къ безбожникамъ, но помнить, что всѣ истинные православные архіереи, начиная съ блаженной памяти Патріарха Россійскаго Тихона, Патріарха Антіохійскаго Григорія и прочихъ Восточныхъ Патріарховъ Православныхъ, съ негодованіемъ отвергли сіе скверное соборище съ его несвященными архіереями (и архіерейшами), съ его дружбой и преклоненіемъ предъ современными Юліанами-Отступниками — интернаціоналомъ, овладѣвшимъ, подобно тому извергу, Православной Россіей и старающемуся истребить въ ней святую вѣру и Святую Церковь и проповѣдующимъ безбожіе въ своихъ школахъ и книгахъ. Дружною анаѳемою должно отвѣтить на льстивые призывы живоцерковниковъ и обновленцевъ и сказать ихъ христоненавистному союзу — «отойди отъ мене сатана» (Матѳ. 4, 10).

Правда грозна и зловѣща стая объединеннаго безбожія и іудейства, плѣнившая несчастную Россію и раскидывающая свои сѣти по всей вселенной, но сквозь тьму лжи, спустившейся надъ нею, уже сверкаютъ лучи вновь восходящаго Солнца Правды, ибо благодать Господня, какъ въ новыхъ чудесахъ при нашихъ святителяхъ, такъ и въ сердцахъ вѣрующихъ христіанъ, исполненныхъ благодатнаго умиленія, восторженной вѣры и жаждущихъ подвига, даже подвига мученическаго, ясно свидѣтельствуетъ о томъ, что не оставитъ насъ Господь Своею милостію, но скоро вернетъ Церкви Россійской, а черезъ нее и всѣмъ Церквамъ православнымъ ихъ прежнюю славу и силу, такъ что мы еще повторимъ въ свое время слова Исаіи пророка: «радуйтесь небеса и веселись земля, и восклицайте горы отъ радости, ибо утѣшилъ Господь народъ Свой и помиловалъ страдальцевъ Своихъ. А Сіонъ говорилъ: оставилъ меня Господь и Богъ мой забылъ меня. Забудетъ ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалѣть сына чрева своего? Но, если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (49, 13-15). Итакъ кончатся наши бѣдствія и объединятся всѣ православные христіане въ благодатномъ славословіи Господу; а пока еще длится время показать намъ свое долготерпѣніе и свою твердость въ исполненіи вѣры нашей. Да укрѣпитъ Господь въ семъ подвигѣ пастырей и весь народъ русскій и да вложитъ въ сердца Святителей и всѣхъ православныхъ христіанъ духъ состраданія и молитвеннаго участія въ горестяхъ единавѣрнаго народа русскаго. Да упокоитъ души убіенныхъ за слово Божіе и Святую Церковь и да оградитъ сердца всѣхъ православныхъ отъ пріятія обольстительныхъ рѣчей и писаній нечестивыхъ отступниковъ обновленцевъ, живоцерковниковъ, самосвятовъ и прочихъ безбожниковъ, еретиковъ и раскольниковъ.

Предсѣдатель Архіерейскаго Синода Митрополитъ Антоній.       

31 іюля / 13 августа 1925 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 214-216.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.