Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

IV. Русская Православня Церковь послѣ кончины Патріарха Тихона.

6. [Статья митрополита Антонія] «Упразднено ли патріаршество въ Россіи?»

На основаніи нѣкоторой неточности въ газетныхъ сообщеніяхъ многіе русскіе читатели стали повторять нелѣпость: «Московскій церковный соборъ отмѣнилъ патріаршество въ Россіи?» — Какой соборъ? Какое патріаршество? Соборъ не православный, а патріаршество у насъ было и есть православное. Такой соборъ имѣетъ столь же отдаленное отношеніе къ православной церковной власти вообще и къ патріаршеству въ частности, какъ любой мыловаренный заводъ или спичечная фабрика.

На этомъ соборѣ не было ни одного православнаго архіерея, ни священника, ибо всѣ присутствовашіе на немъ лица были только именующіе себя архіереями и іереями и вообще православными христіанами, не будучи таковыми, но простыми мірянами, чуждыми Православной Церкви. О таковыхъ вотъ что писалъ великій учитель Церкви преп. Іоаннъ Дамаскинъ: «врази же церковніи — еретицы ничимъ же рознящеся прочихъ поганыхъ».

Почему же спросятъ наши безтолковые совопросники: почему же немало архіереевъ перешло въ «обновленческую» или «живую церковь»?

Отвѣчаемъ: въ эту обновленческую съ позволеніе сказатъ «церковь» перешли только тѣ архіереи и попы, у которыхъ подолъ былъ запачканъ такъ что и оставаться имъ въ православномъ клирѣ стало невозможнымъ съ тѣхъ поръ, какъ православные міряне начали принимать участіе въ дѣлахъ церковныхъ. — Мы уже не разъ сообщали объ эротоманіи митрополита Евдокима и лже-епископа Антонина. А кто же ихъ товарищи по отпаденію отъ Церкви?

1) Предсѣдатель ихъ лже-синода лже-митрополитъ Веніаминъ, уже 70-лѣтній старикъ изъ вдовыхъ священниковъ, въ этомъ санѣ учившійся, точнѣе числившійся въ Казанской духовной академіи, коему товарищи за деньги писали кандидатскую диссертацію въ 1896 тоду. Такъ какъ общество въ городѣ знало о его безпутномъ поведеніи, то онъ не рѣшился по окончаніи курса принять монашество въ Казани, но поѣхалъ съ этимъ въ Петроградъ къ своему родственнику митрополиту Палладію, уже совершенно одряхлѣвшему старику. Тамъ черезъ годъ онъ былъ посвященъ въ санъ епископа, а затѣмъ еще черезъ два-три года назначенъ въ Симбирскъ, затѣмъ въ Витебскъ, а затѣмъ въ Калугу, перевозя съ собою свою метрессу и незаконныхъ ребятъ.

2) Лжемитрополитъ Иннокентій (Пустынскій), именующій себя Кіевскимъ. Когда онъ былъ инспекторомъ Московской духовной академіи, то студенты подавали на него жалобу за его развратное поведеніе; впослѣдствіи онъ былъ викарнымъ епископомъ въ Америкѣ, гдѣ сманилъ одну русскую попадью и послѣдовалъ съ нею въ Россію, останавливаясь по пути въ общей комнатѣ по гостинницамъ. Засѣвши потомъ въ Ташкентѣ, онъ продолжалъ свои подвиги и, конечно, кромѣ «живой церкви» нигдѣ не могъ бы ужиться.

Итакъ вотъ кто осмѣливается теперь именовать себя предстоятелями трехъ Россійскихъ митрополичьихъ каѳедръ, украшавшихся прежде двумя Филаретами, двумя Платонами, Исидоромъ, блаженнымъ Гавріиломъ и другими. Теперь сверхъ указанныхъ двухъ «авторитетовъ» обновленческую церковь возглавляетъ отчасти ексъ-попъ Введенскій, кощунственно именующій себя архіепископомъ, а иногда митрополитомъ Московскимъ, на самомъ же дѣлѣ являющійся гороховымъ шутомъ и обращающій свои духовныя бесѣды съ народомъ въ скандальный и смѣхотворный водевиль; ему, напримѣръ, приходится отвѣчать на такіе вопросы слушателей, подаваемые на бумажкахъ: «Почему вы называете себя митрополитомъ, сочетавшись вторымъ бракомъ уже въ санѣ священника, что воспрещено 12 пр. 6 Вселенскаго Собора, да еще, мало того, прогнавши свою первую жену и взявъ на ея мѣсто другую». Въ отвѣтъ дается скабрезная острота, возбуждающая общій смѣхъ.

Послужившіе Церкви истинной, архіереи въ «живую» не пошли; въ нее увязли нѣсколько мальчишекъ, пожелавшихъ архіерейской власти, точнѣе — обезпеченнаго куска хлѣба; наконецъ женатые или недавно овдовѣвшіе попы или уже разстригшіеся монахи въ родѣ бывшаго епископа Зосимы Сидоровскаго, женившагося въ архіерейскомъ санѣ на своей метрессѣ и послѣ разстриженія вновь объявившаго себя архіереемъ.

Таковъ составъ живоцерковной не іерархіи, а какархіи. Они рады не только патріаршество отмѣнитъ, но и всѣ догматы и заповѣди Божіи; а для себя самихъ они уже давно все это отмѣнили.

Остается пожалѣть только о томъ, что нѣкоторые православные христіане не могутъ взять въ толкъ, что Московскіе лже-соборы 1923 и 1925 г.г. не суть Соборы Православной Русской Церкви и никакого отношенія къ ней не имѣютъ. Не могутъ взять въ толкъ и того, что большевицкое правительство никакого не признаетъ и не признавало, а признаетъ патріаршество и будетъ признавать вся православная русская и иностранная іерархія всего міра. Напротивъ того — до учрежденія Петербургскаго Синода въ 1721 году ни одна православная страна не управлялалсь коллегіально, а бывшіе ранѣе Синоды бывали всегда при Патріархѣ или при полновластномъ Архіепископѣ, который и былъ высшимъ архипастыремъ даннаго народа согласно 34 правилу Св. Апостолъ, 9 правилу Антіохійскаго Собора и многимъ другимъ (напримѣръ II, 3; IV, 28; VI, 2, и 36). Грубое нарушеніе этихъ правилъ и послѣдовавшая почти одновременно съ этимъ двухсотлѣтняя порабощенность Русской Православной Церкви государству не коснулось ни одного неправославнаго вѣроисповѣданія въ Россіи — ни католиковъ, для коихъ остался «митрополитъ всѣхъ римско-католическихъ церквей въ Россіи», ни протестантовъ, для коихъ сохранили должность суперинтенданта, ни армяно-григоріанъ съ ихъ патріархомъ въ Эчміадзинѣ, ни магометанъ съ ихъ муфтіемъ въ Уфѣ, ни даже буддистовъ-язычниковъ съ ихъ Хамбуламой въ Восточной Сибири и съ общимъ подчиненіемъ Далай Ламѣ въ Лхассѣ внѣ Россіи.

Большевики уничтожили все, что было добраго при русскихъ Государяхъ, но сохранили то единственное недоброе, за что ихъ наказалъ Господь — порабощеніе Церкви.

Но, если церковная іерархія, хотя и нехотя, уступала свойственное ей самоуправленіе царю, то отчасти потому, что онъ брался самъ быть защитникомъ Церкви; при воцареніи же враговъ ея іерархи, клиръ и міряне твердо отстаиваютъ свою свободу и, подвергаясь физичеекому насилію, остаются свободными въ своихъ убѣжденіяхъ и волеизъявленіяхъ, извергая измѣнниковъ изъ церковнаго общенія и предавая ихъ анаѳемѣ.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 216-219.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.