Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

2. Окружное Посланіе Собора Архіереевъ Русской Православной Церкви Заграницей.
(Отвѣтъ на декларацію м. Сергія).

«Миръ братіямъ и любовь съ вѣрою отъ Бога Отца и Господа Іисуса. Благодать со всѣми неизмѣнно любящими Господа нашего Іисуса Христа» (Ефес. 6, 23-24).

Извѣщаемъ васъ, возлюбленныя чада, о послѣднемъ важнѣйшемъ событіи изъ жизни нашей Святой Церкви.

Въ іюлѣ текущаго года Замѣститель Патріаршаго Мѣстобліюстителя Нижегородскій митрополитъ Сергій и Временный Патріаршій Синодъ обнародовали особое посланіе о положеніи Церкви въ Россіи и объ отношеніи къ ней и къ заграничной паствѣ совѣтской власти.

Посланіе это весьма знаменательно.

Объявляя о томъ, что съ открытіемъ дѣятельности Патріаршаго Синода, наша Церковь въ Россіи «имѣетъ не только каноническое, но и по гражданскимъ законамъ вполнѣ законное центральное управленіе», оно призываетъ насъ «выразить всенародно нашу благодарность» совѣтской власти «за такое вниманіе къ духовнымъ нуждамъ православнаго населенія, признавать ее законной, повиноваться ей "не только изъ за страха, но и по совѣсти" (Рим. 13, 5)», «сознавать совѣтскій союзъ гражданской родиной, радости и успѣхи котораго — наши радости и успѣхи, а неудачи — наши неудачи» и «всякій ударъ, направленный въ Союзъ... какъ ударъ, направленный въ представителей Церкви». Посланіе признаетъ нужнымъ и обязательнымъ, чтобы мы всѣ, которымъ «дороги интересы Церкви», кто «желаетъ вывести ее на путь законнаго и мирнаго существаванія», чтобы мы — «церковные дѣятели» — показали, что мы «не съ врагами... совѣтскаго государства и не съ безумными орудіями ихъ интригъ, а съ нашимъ народомъ и съ нашимъ правительствомъ».

Вмѣстѣ съ этимъ посланіе осуждаетъ наше заграничное духовенство и паству за невѣрность совѣтской власти и за выступленія противъ нея, требуя отъ духовенства дать письменное обязательство въ полной вѣрности совѣтской власти «во всей своей общественной дѣятельности», угрожая, въ случаѣ неисполненія этого требованія исключить нашихъ духовныхъ лицъ изъ состава клира Московской Патріархіи.

Наконецъ, посланіе напоминаетъ о томъ, что будто бы Святѣйшій Патріархъ Тихонъ въ 1922 году закрылъ нашъ Архіерейскій Синодъ; отмѣчаетъ, что Синодъ существуетъ «политически не мѣняясь», что будто «бы «своими притязаніями на власть онъ даже раскололъ заграничное церковное общество на два лагеря».

Таково послѣднее дѣяніе Замѣстителя Патріаршаго Мѣстоблюстителя и его Временнаго Священнаго Синода.

Что намъ сказать о немъ?

Нашъ священный и отвѣтственный долгъ архипастырей Церкви и наша христіанская совѣсть повелѣваетъ намъ сказать о семъ дѣяніи слѣдующее:

Посланіе митрополита Сергія и членовъ Священнаго Синода составлено не свободно, а подъ сильнымъ давленіемъ гонителей нашей Святой Церкви и мучителей русскаго народа — большевиковъ, такъ какъ ни одинъ архипастырь, свободный отъ гнета и плѣна этихъ злѣйшихъ враговъ Христовыхъ, не можетъ признать ихъ властью законной, не можетъ вѣрить ихъ мирнымъ отношеніямъ къ Св. Церкви и не можетъ надѣяться установить правильныя отношенія съ нею Церкви. Всему міру извѣстно, сколь великое множество служителей алтаря Господня и вѣрныхъ сыновъ Церкви — мірянъ умерщвлены носителями безбожной совѣтской власти, сколь многія святыни русскаго народа поруганы и осквернены или даже вовсе разрушены, сколь многіе архипастыри, пастыри и міряне и теперь томятся въ тюрьмахъ, ссылкахъ и изгнаніяхъ, поношеніяхъ и страданіяхъ за св. вѣру и за законы отеческіе. Около десяти лѣтъ продолжается антихристово гоненіе на Христа и Его Св. Церковь въ страждущей Россіи, гоненіе, напоминающее намъ первые вѣка христіанства. Какъ же можно выражать всенародную благодарность такой власти? Какъ можно говорить о ея вниманіи къ духовнымъ нуждамъ православнаго населенія? Какъ можно радоватыся ея радостямъ и печалиться ея неудачамъ? Нѣтъ, не добрая воля нашихъ архипастырей составила это посланіе, а злая воля враговъ Христовыхъ.

Посланіе преслѣдуетъ недостижимую цѣль — установить неслыханный и неестественнвй союзъ между безбожной властью и Св. Православной Церковью.

Но, скажемъ мы словами Апостола: «какое общеніе праведности съ беззаконіемъ? Что общаго у свѣта съ тьмой? Какое согласіе между Христомъ и Веліаромъ?» (2 Корин. 6, 14-15). Радости совѣтской власти — оскудѣніе вѣры и благочестія, умноженіе беззаконія, развращеніе людей, разрушеніе Церкви, страданія вѣрныхъ чадъ Божіихъ, пролитіе крови праведныхъ, насажденіе на землѣ царства діавола. Можетъ ли это быть радостью для Церкви?

Посланіе митрополита Сергія не архипастырское и не церковное, а политическое и посему не можетъ имѣть церковно-каноническаго значенія и не обязательно для насъ свободныхъ отъ гнета и плѣна богоборной и христоненавистной власти. Подъ предлогомъ мирнаго отношенія къ Церкви, давая разрѣшеніе митрополиту Сергію организовать Священный Синодъ, большевики принудили его и другихъ іерарховъ заявить, что совѣтская власть — законная, что ей нужно повиноваться, какъ богоустановленной, что ея интересы совпадаютъ съ интересами Св. Церкви и что всякое противленіе ей преступно и должно быть наказуемо церковными карами. Такимъ образомъ, посланіе іерарховъ Церкви стало однимъ изъ средствъ пропаганды совѣтской власти и внѣдренія ея безбожной политики въ церковную жизнь.

Іерархи благословляютъ противохристіанскую политику враговъ всякой религіи. Положеніе дѣла совершенно чуждое Церкви, вредное и опасное, способное создать новую тяжкую смуту въ Церкви и дать поводъ опасаться за чистоту Православія въ Россіи. Церковь не можетъ благословлять противохристіанскую, а тѣмъ болѣе безбожную политику. Утверждая это, мы не хотимъ сказать того, что Церковь должна быть совершенно чужда политики государства. Церковь должна быть выше политическихъ страстей и партійности, однако она должна не только благословлять христіанскую политику государства, но и борьбу съ его противохристіанскими, а тѣмъ болѣе безбожными началами.

Что скажемъ еще? Можемъ ли признать совѣтскую власть законною? Можемъ ли дать письменное обязательство въ вѣрности этой власти?

Нѣтъ, мы не можемъ и не должны этого дѣлать. Мы почитаемъ совѣтскую властъ не законною и не богоустановленною, а существующую по попущенію Божію ради нашихъ грѣховъ и для вразумленія нашего. Мы называемъ совѣтскую власть христоненавистной и безбожною, разрушающую и Церковь и Россію. Мы молимъ Господа, чтобы Онъ избавилъ нашу Церковь и Россію отъ гнета и плѣна этой власти.

Можно ли почитать законнымъ постановленіе Временнаго Патріаршаго Синода объ увольненіи отъ должностей и исключеніи изъ клира Московской Патріархіи архипастырей и прочихъ священнослужителей, если они откажутся дать письменное обязательство о вѣрности совѣтской власти? Такое постановленіе Синода не можетъ быть признано законнымъ и каноническимъ. Оно должно почитаться превышеніемъ власти и противорѣчитъ не только священнымъ канонамъ Церкви и посланію архипастырей — Соловецкихъ узниковъ къ совѣтской власти, но и посланію самого митрополита Сергія отъ 10 іюня 1926 года, не признавшему возможнымъ примѣнять церковныя наказанія къ заграничному духовенству «за его невѣрность Совѣтскому Союзу».

Не можемъ не отмѣтить того, что рука враговъ Церкви оказала свое вліяніе на то мѣсто посланія, гдѣ оно говоритъ о нашемъ Архіерейскомъ Синодѣ. Совершенно неправильно отмѣчаетъ посланіе, будто Святѣйшій. Патріархъ нашъ въ 1922 году закрылъ нашъ Священный Синодъ. Мы должны заявить, что въ указанное время былъ закрытъ не настоящій нашъ Архіерейскій Синодъ, а Временное Высшее Церковное Управленіе заграницей. Настоящій нашъ Синодъ не закрывался ни Святѣйшимъ Тихономъ, ни его преемниками по управленію Церковью, хотя всѣмъ имъ было хорошо извѣстно о его существованіи, что подтверждаетъ теперь и самъ митрополитъ Сергій и его Синодъ, не рѣшаясь однако объявить о закрытіи его. Этимъ смѣшеніемъ двухъ различныхъ учрежденій — Временнаго Высшаго Церковнаго Управленія заграницей и Архіерейскаго Синода враги Церкви постарались смутить вѣрныхъ чадъ ея и углубить церковную смуту за границей. Несправедливо посланіе упрекаетъ нашъ Синодъ въ раздѣленіи церковнаго общества на два лагеря. Наоборотъ, онъ всегда стремился къ тому, чтобы объединить всѣ епархіи и духовныя миссіи заграницей въ одно цѣлое. Раздѣлили наше церковное общество два митрополита — Платонъ и Евлогій, ранѣе сами подчинявшіеся нашему Синоду и пользовавшіеся его помощью и поддержкой, но въ 1926 году самочинно и незаконно отколовшіеся отъ него и пожелавшіе управлять своиміи епархіями единолично и безотвѣтственно, не имѣя надъ собою никакой власти и поставивъ себя выше автокефальныхъ іерарховъ.

Тщательно разсмотрѣвъ посланіе Замѣстителя Патріаршаго Мѣстоблюстителя и Временнаго Патріаршаго Синода, и, принявъ во вниманіе, что высшая церковная власть въ Россіи находится въ тяжкомъ плѣненіи у враговъ Церкви, несвободна въ своихъ дѣяніяхъ, а также то, что у насъ нѣтъ возможности имѣть съ нею нормальныя сношенія, Священный Соборъ Архіереевъ Русской Православной Церкви заграницей опредѣлилъ:

1) Заграничная часть Всероссійской Церкви должна прекратить сношенія съ Московской церковной властью въ виду невозможности нормальныхъ сношеній съ нею и въ виду порабощенія ея безбожной совѣтской властью, лишающей ею свободы въ своихъ волеизъявленіяхъ и каноническаго управленія Церковью.

2) Чтобы освободить нашу іерархію въ Россіи отъ отвѣтственности за непризнаніе совѣтской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до возстановленія нормальныхъ сношеній съ Россіей и до освобожденія нашей Церкви отъ гоненій безбожной совѣтской власти, заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священнымъ канонамъ, опредѣленіямъ Священнаго Собора Всероссійской Помѣстной Православной Церкви 1917-18 г.г. и постановленію Святѣйшаго Патріарха Тихона, Священнаго Синода и Высшаго Церковнаго Совѣта отъ 7/20 ноября 1920 года, при помощи Архіерейскаго Синода и Собора Епископовъ, подъ предсѣдательствомъ Кіевскаго митрополита Антонія.

3) Заграничная часть Русской Церкви почитаетъ себя неразрывною, духовно-единою вѣтвью великой Русской Церкви. Она не отдѣляетъ себя отъ своей Матери Церкви и не считаетъ себя автокефальною. Она попрежнему считаетъ своею главой Патріаршаго Мѣстоблюстителя митрополита Петра и возноситъ его имя за богослуженіями.

4) Если послѣдуетъ постановленіе митрополита Сергія и его Синода объ исключеніи заграничныхъ епископовъ и клириковъ, не пожелавшихъ дать подписку о вѣрности совѣтскому правительству, изъ состава клира Московскаго патріархата, то такое постановленіе будетъ неканоничнымъ.

5) Рѣшительно отвергнуть предложеніе митрополита Сергія и его Синода дать подписку о вѣрности совѣтскому правительству, какъ неканоническое и весьма вредное для Святой Церкви, какъ въ Россіи, такъ и заграницей.

Объявляя о такомъ нашемъ постановленіи всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Святой Церкви, мы уповаемъ, что нашъ Великій Пастыреначальникъ, Господь Іисусъ Христосъ приведетъ ее къ благу, миру и радости и посрамитъ всѣхъ ея враговъ.

«Да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его» (67 пс. 2 ст.). Аминь.

Митрополитъ Антоній, архіепископъ Ѳеофанъ, архіепископъ Серафимъ, епископъ Сергій, епископъ Гавріилъ, епископъ Гермогенъ, епископъ Ѳеофанъ, епископъ Даміанъ, епископъ Серафимъ, епископъ Тихонъ.

27 августа/9 сентября 1927 года

        Сремски Карловци.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 228-232.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.