Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

3. Послѣдствія деклараціи Митрополита Сергія въ Россіи.

О послѣдствіяхъ въ жизни Русской Православной Церкви признанія совѣтской власти, выраженнаго въ деклараціи митрополита Сергія, очень ярко сообщаетъ проф. И. М. Андреевъ въ статьѣ «Истоки раскола Русской Православной Церкви на «Совѣтскую» и «Катакомбную» [1].

«...Декларація эта (митрополита Сергія) вызвала глубочайшее потрясеніе всего православнаго міра.

Со всѣхъ концовъ русской земли раздались голоса протеста духовенства и мірянъ.

На имя митрополита Сергія посылалось масса «Посланій», въ копіяхъ распространяемыхъ по всей странѣ. Авторы «посланій» умоляли митрополита Сергія отказаться отъ выбраннаго имъ гибельнаго пути.

Посланія были написаны изъ разныхъ епархій: Ленинградской, Московской, Кіевской, Ярославской, Костромской, Черниговской, Вятской и друг., изъ Сибири, Соловецкаго концлагеря и т. п.

Наиболѣе горячія посланія были написаны епископомъ Викторомъ Вятскимъ (который первый выступилъ съ обличеніемъ митрополита Сергія) архіепископомъ Пахоміемъ Черниговскимъ и епископомъ Дамаскинымъ (его викаріемъ), митрополитомъ Кирилломъ Тамбовскимъ, Митрополитомъ Іосифомъ Ленинградскимъ, епископомъ Димитріемъ Гдовскимъ, епископомъ Серафимомъ Угличскимъ, протоіереемъ проф. Ф. К. Андреевымъ, проф. М. А. Новоселовымъ и другими.

Епископъ Дамаскинъ напр., въ своемъ посланіи писалъ такъ:

«За что благодарить? За неисчислимыя страданія послѣднихъ лѣтъ? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преп. Сергія? За то, что драгоцѣнные для милліоновъ вѣрующихъ останки преп. Серафима, а еще ранѣе останки св. Ѳеодосія, Митрофана, Тихона и Іоасафа — подверглись неимовѣрному кощунству? За то, что замолчали колокола Кремля? За кровь митрополита Веніамина и другихъ убіенныхъ? За что!?»

«Митрополитъ Сергій и члены его Синода имѣютъ возможность засѣдатъ въ Москвѣ», — пишетъ епископъ Дамаскинъ въ другомъ мѣстѣ своего посланія. — «Они въ Москвѣ... Но первосвятитель Русской Церкви митрополитъ Петръ уже не первый годъ безъ суда обреченъ на страшное томительное заточеніе... Они въ Москвѣ..., митрополитъ Кириллъ, потерявшій счетъ годамъ своего изгнанія, на которое онъ опять таки обреченъ безъ суда, находится нынѣ, если еще онъ только живъ, на много сотенъ верстъ за предѣлами полярнаго круга... Митрополитъ Арсеній, поименованный среди членовъ Синода, не можетъ пріѣзжать въ Москву и въ пустыняхъ Туркестана, по его словамъ, готовится къ вѣчному покою... Не мелькнула ли когда-нибудь у васъ мысль о томъ, что «свободой и покоемъ» вы пользуетесь за счетъ медленнаго умиранія Первосвятителей нашихъ?» — опрашиваетъ епископъ Дамаскинъ въ упоръ митрополита Сергія.

Послѣ цѣлаго потока такихъ «Посланій»-протестовъ началась нескончаемая вереница делегацій съ мѣстъ къ митрополиту Сергію въ Москву.

Одной изъ такихъ безчисленныхъ делегацій была историческая делегація Петроградской епархіи, прибывшая въ Москву 27 ноября 1927 года въ слѣдующемъ составѣ: Преосвященный Димитрій Любимовъ, епископъ Гдовскій, протоіерей о. Викторинъ Добронравовъ, профессоръ И. М. и С. А. Алексѣевъ.

Епископъ Димитрій являлся представителемъ Петроградскаго митрополита Іосифа и имѣлъ съ собой письмо, подписанное семью епископами, находящимися въ Петроградѣ (среди которыхъ были, кромѣ митрополита Іосифа и епископа Димитрія, епископъ Гавріилъ, епископъ Стефанъ и епископъ Сергій Нарвскій).

Протоіерей Добронравовъ являлся представителемъ многочисленной группы Петроградскаго духовенства и имѣлъ на рукахъ письмо отъ этого духовенства, написанное протоіереемъ профессорормъ Ф. К. Андреевымъ. Проф. И. М. А. былъ представителемъ академическихъ круговъ и имѣлъ на рукахъ письмо отъ группы академиковъ и профессоровъ Академіи Наукъ, Университета и другихъ высшихъ учебныхъ заведеній, составленное профессоромъ б. Военно-Юридической Академіи С. С. Абрамовичемъ-Барановскимъ и профессоромъ Новоселовымъ (издателемъ и редакторомъ «Религіозно-Просвѣтительной Академіи», тайно проживавшимъ тогда въ Петербургѣ и въ Москвѣ).

С. А. Алексѣевъ былъ представителемъ широкихъ народныхъ массъ.

Несмотря на то, что Петроградская Делегація прибыла въ Москву позднѣе другихъ многихъ делегацій, пріѣхавшихъ съ той же цѣлью, она была принята внѣ очереди.

Бесѣда этой делегаціи съ митрополитомъ Сергіемъ продолжалась два часа.

Пишущій эти строки былъ лично знакомъ со всѣми членами делегаціи и непосредственно отъ нихъ знаетъ содержаніе этой исторической бесѣды.

По приходѣ къ митрополиту Сергію всѣ члены Делегаціи подошли къ нему подъ благословеніе, отрекомендавались и засвидѣтельствовали, что они прибыли, какъ вѣрныя чада Православной Церкви.

Когда митрополитъ Сергій кончилъ читать привезенныя ему письма (отъ епископата, отъ духовенства и отъ мірянъ), тогда 70-лѣтній старецъ епископъ Димитрій упалъ передъ нимъ на колѣни и со слезами воскликнулъ: «Святый Владыко! Выслушайте насъ Христа ради!»

Митрополитъ Сергій тотчасъ поднялъ его подъ руку съ колѣнъ, усадилъ въ кресло и сказалъ твердымъ и нѣсколько раздраженнымъ голосомъ: «О чемъ слушать? Вѣдь уже все, что вами написано, написано и другими раньше, и на все это мною уже много разъ отвѣчено ясно и опредѣленно. Что Вамъ не ясно?!»

«Владыко святый!» — дрожащимъ голосомъ съ обильно текущими слезами, началъ говорить епископъ Димитрій, — «во время моей хиротоніи Вы сказали мнѣ, чтобы я былъ вѣренъ Православной Церкви и, въ случаѣ необходимости, готовъ былъ и жизнь свою отдать за Христа. Вотъ и настало такое время исповѣдничества и я хочу пострадать за Христа, а Вы Вашей деклараціей вмѣсто пути Голгоѳы предлагаете встать на путь сотрудничества съ богоборческою властью, гонящей и хулящей Христа, предлагаете радоваться ея радостями и печалиться ея печалямъ... Властители наши стремятся уничтожить и Церковь и радуются разрушенію храмовъ, радуются успѣхамъ своей антирелигіозной пропаганды. Эта радость ихъ — источникъ нашей печали. Вы предлагаете благодарить совѣтское правительство за вниманіе къ нуждамъ православнаго населенія. Въ чемъ же это вниманіе выразилось? Въ убійствѣ сотенъ епископовъ, тысячъ священниковъ и милліоновъ вѣрующихъ. Въ оскверненіи святынь, издѣвательствъ надъ мощами, въ разрушеніи огромнаго количества храмовъ и уничтоженіи всѣхъ монастырей... Ужъ лучше бы этого вниманія не было!»

«Правительство наше», — перебилъ вдругъ епископа Димитрія митрополить Сергій, — «преслѣдовало духовенство только за политическія преступленія». «Это — клевета!» — горячо воскликнулъ епископъ Димитрій. «Мы хотимъ добиться примиренія Православной Церкви съ правительственной властью», — раздраженно продолжалъ митрополитъ Сергій, «а вы стремитесь подчеркнуть контръ-революціонный характеръ Церкви... слѣдовательно вы контръ-революціонеры, а мы вполнѣ лойяльны къ совѣтской власти!»

«А Карлавацкій Соборъ, по-вашему, тоже не носилъ политическаго характера?» — снова перебилъ его митрополитъ Сергій.

«Въ Россіи Карловацкаго Собора не было», — тихо отвѣтилъ епископъ Димитрій, — «и многіе мученики концлагерей ничего не знаютъ объ этомъ Соборѣ».

«Я лично», — продолжалъ епископъ Димитрій — «человѣкъ совершенно аполитичный и если бы понадобилось мнѣ самому себѣ донести въ ГПУ, я не могъ бы ничего придумать, въ чемъ я виновенъ передъ совѣтской властью. Я только скорблю и печалюсь, видя гоненіе на религію и Церковь. Намъ пастырямъ запрещено говорить объ этомъ и мы молчимъ. Но на вопросъ, имѣется ли въ СССР гоненіе на религію и Церковь, я не могъ бы отвѣтить иначе, чѣмъ утвердительно. Когда Вамъ, Владыко, предлагали написать Вашу декларацію, почему Вы не отвѣтили, подобно митрополиту Петру, что молчать Вы можете, но говорить неправду не можете?»

«Въ чемъ же неправда?» — воскликнулъ митрополитъ Сергій.

«А въ томъ», — отвѣтилъ епископъ Димитрій, — «что гоненія на религію, этотъ «опіумъ для народа», по марксистокому догмату, у насъ не только имѣются, но по жестокости, цинизму и кощунству превзошли всѣ предѣлы!»

«Такъ мы съ этимъ боремся», — замѣтилъ митрополитъ Сергій, «но боремся легально а не какъ контръ-революціонеры... А когда мы покажемъ нашу совершенно лояльную позицію по отношенію къ совѣтской власти, тогда результаты будутъ еще болѣе ощутительны. Намъ, повидимому, удастся въ противовѣсъ «Безбожнику» издавать собственный религіозный журнальчикъ...»

«Вы забыли, Владыко», — замѣтилъ протоіерей Добронравовъ, что «Церковь есть тѣло Христово, а не консисторія съ «журнальчикомъ» подъ цензурой атеистической власти!»

«Не политическая, а религіозная совѣсть не позволяетъ намъ солидаризоваться съ Вашей деклараціей», — замѣтилъ профессоръ А.

«Я хочу пострадать за Христа, а Вы предлагаете отречься отъ Него», — горько сказалъ С. А. А.

«Такъ вы хотите раскола?» — грозно спросилъ митрополитъ Сергій. — «Не забывайте, что грѣхъ раскола не смывается мученической кровью! Со мной согласно большинство», — добавилъ авторитетно митрополитъ Сергій.

«Голоса надо Владыко не подсчитывать, а взвѣшивать», — возразилъ проф. А. — «Вѣдь съ Вами не согласенъ митрополитъ Петръ, законный Мѣстоблюститель Патріаршаго престола; съ Вами не согласны митрополиты Агаѳангелъ, Кириллъ и Іосифъ; съ Вами не согласны такіе свѣточи, какъ митрополитъ Арсеній, архіепископъ Серафимъ Углическій, архіепископъ Пахомій; епископы Викторъ, Дамаскинъ, Аверкій и многіе другіе; съ Вами не согласны Оптинскіе старцы и Соловецкіе узники...»

«Истина вѣдь не всегда тамъ, гдѣ большинство», — замѣтилъ протоіерей Добронравовъ — «иначе не говорилъ бы Спаситель о «маломъ стадѣ». И не всегда глава Церкви оказывается на сторонѣ Истины. Достаточно вспомнить время Максима Исповѣдника».

«Своей новой церковной политикой я спасаю Церковь», — вѣско возразилъ митрополитъ Сергій.

«Что Вы говорите, Владыко!» — въ одинъ голосъ воскликнули всѣ члены Делегаціи. «Церковь не нуждается въ спасеніи», — добавилъ протоіерей Добронравовъ — «врата ада не одолѣютъ ее. Вы сами, Владыко, нуждаетсь въ спасеніи черезъ Церковь».

«Я въ другомъ смыслѣ это сказалъ», — нѣсколько смущенно отвѣтилъ митрополитъ Сергій.

«А почему Вы, Владыко, распорядились ввести въ Литургію молитву за власть и одновременно запретили молиться за «въ тюрьмахъ и въ изгнаніи сущихъ?» — спросилъ професаоръ А.

«Неужели Вамъ надо напомнить извѣстный текстъ о властяхъ Ап. Павла?» — иронически спросилъ митрополитъ Сергій. — «А что касается молитвы за «въ изгнаніи сущихъ», то изъ этого прошенія многіе діаконы дѣлаютъ демонстріацію».

«А когда Вы, Владыко, отмѣните въ Церкви «Заповѣди Блаженства?» — снова возразилъ проф. А., «вѣдь изъ нихъ тоже можно сдѣлать демонстрацію».

«Я не измѣняю Литургіи», — сухо сказалъ митрополитъ Сергій.

«А кому нужна молитва за власть? Вѣдь совѣтской безбожной власти эта молитва не нужна. Вѣрующіе же могли бы молиться только въ смыслѣ мольбы «о смягченіи жестокихъ сердецъ правителей нашихъ» или «о вразумленіи заблудшихъ». Но молиться за антихристову власть невозможно.»

«Ну какой тутъ Антихристъ!» — отмахнулся митрополитъ Сергій.

«Но вѣдь духъ-то Антихристовъ», — настаиваетъ профессоръ А. Но чѣмъ вызвана эта молитва? Васъ заставили ввести, это прошеніе?»

«Ну я и самъ нашелъ это необходимымъ».

«Нѣтъ, Владыко, отвѣтьте, какъ передъ Богомъ, изъ глубины Вашей архипастырской совѣсти, заставили Васъ это сдѣлать, какъ и многое въ Вашей новой церковной политикѣ, или нѣтъ?»

Этотъ вопросъ пришлосъ повторить упорно и настойчиво много разъ, пока митрополитъ Сергій, наконецъ, отвѣтилъ: «Ну и давятъ и заставляютъ... но я и самъ тоже такъ думаю», — поспѣшно и пугливо закончилъ онъ.

«А зачѣмъ Вы, Владыко, распорядились поминать рядомъ съ именемъ митрополита Петра и Ваше имя? Мы слышали, что это тоже Вамъ приказано сверху съ тѣмъ, чтобы вскорѣ отмѣнить поминовеніе имени митрополита Петра вовсе».

Митрополитъ Сергій на это не отвѣтилъ (Примѣчаніе: съ 1936 года поминовеніе митрополита Петра было запрещено).

«А Вашъ "Временный Патріаршій Синодъ" кѣмъ назначенъ? А кто занимается назначеніемъ и перемѣщеніемъ епископовъ? Почему смѣщенъ митрополитъ Іосифъ, вопреки желанію своей паствы? Намъ извѣстно, Владыко, что все это дѣлается негласнымъ «оберъ-прокуроромъ» Вашего Синода коммунистомъ-чекистомъ Евгеніемъ Александровичемъ Тучковымъ, вопреки Вашимъ желаніямъ.

«Откуда Вы все это взяли?» — нѣсколько смущенно спросилъ митрополитъ Сергій.

«Это извѣстно всѣмъ, Владыка» — «А кѣмъ окружили Вы себя, Владыко?» — добавилъ протоіерей Добронравовъ. Вѣдь одно имя епископа Алексѣя Симанскаго можетъ дискредитировать весь Вашъ Синодъ» (Примѣчаніе: теперешній совѣтскій патріархъ Алексій).

Митрополитъ Сергій всталъ и сказалъ, что онъ подумаетъ обо всемъ сказанномъ и дастъ черезъ три дня краткій письменный отвѣтъ.

Аудіенція была окончена.

Черезъ три дня митрополитъ Сергій далъ письменный отвѣтъ, въ которомъ въ общихъ и туманныхъ выраженіяхъ повторилъ прежнія положенія своей Деклараціи.

«Относительно возвращенія на свою каѳедру митрополита Іосифа я еще подумаію», — гласилъ послѣдній пунктъ отвѣта.

(Примѣчаніе: митрополитъ Іосифъ на Петроградскую каѳедру возвращенъ не былъ).

Делагація возвратилась въ Петроградъ. А черезъ короткое время произошелъ расколъ. Митрополитъ Агаѳангелъ, митрополитъ Іосифъ, епископъ Гдовскій Димитрій, епископъ Нарвскій Сергій, епископъ Вятскій Викторъ, архіепископъ Черниговскій Пахомій, его викарій, епископъ Дамаскинъ, архіепископъ Угличскій Серафимъ, епископъ Серпуховскій Максимъ, (въ міру профессоръ д-ръ медицины М. А. Жижиленко) Смоленскій викарій епископъ Иларіонъ, епископы: Нектарій, Аверкій, Ѳеодоръ, Варнава и мн. другіе со всею своею паствой отказались отъ всякаго каноническаго общенія съ митрополитомъ Сергіемъ и его Синодомъ, гдѣ царствовалъ чекистъ Е. А. Тучковъ.

Митрополитъ Сергій отвѣтилъ прещеніями. Органы НКВД цинично ему помогали. Сторонниковъ митрополита Сергія стали называть «Сергіянами», его противниковъ — «Іосифлянами» (по имени митрополита Іосифа).

Однимъ изъ послѣднихъ распоряженій митроп. Петра Крутицкаго было предписаніе объ обязательномъ и повсемѣстномъ поминовеніи его имени, какъ символа единства Церкви.

«Іосифляне» исполнили это распоряженіе и поминали только имя митрополита Петра; «сергіяне» же поминали только имя митр. Сергія и вовсе не поминали законнаго Первосвятителя митрополита Петра.

Одобреніе позиціи «іосифлянъ» было получено изъ ссылки отъ Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола митр. Петра, отъ глубоко чтимаго всѣмъ православнымъ міромъ митроп. Кирилла, отъ извѣстнаго философа, богослова и ученаго проф. Павла Флоренскаго и другихъ многихъ.

Совѣтская власть необычайно жестоко начала преслѣдовать «іосифлянъ». Этимъ объясняется то, что многіе малодушные, вопреки своимъ внутреннимъ симпатіямъ, не рѣшались примкнуть къ «расколу». Многіе начали оправдывать «мудрую» политику митрополита Сергія, способствовавшаго «легализаціи» Православной Церкви въ СССР.

Петроградская делегація вскорѣ была арестована и тяжко пострадала. Престарѣлый епископъ Димитрій былъ посаженъ въ Ярославскій политическій изоляторъ на 10 лѣтъ. Послѣ отбытія срока онъ былъ разстрѣлянъ. Протоіерей Добронравовъ былъ сосланъ въ концлагерь въ Сибирь на 10 лѣтъ, а затѣмъ, по отбытіи срока, еще на 10 лѣтъ безъ права переписки. Профессоръ И. М. былъ сосланъ въ Соловецкій концлагерь. С. А. Алексѣевъ, принявшій священство, былъ разстрѣлянъ.

Позже разстрѣляны были: епископъ Максимъ (проф. д-ръ Жижиленко), протоіерей Сергій Тихомировъ, протоіерей Николай Прозоровъ, протоіерей Александръ Кремышанскій. Погибли въ ссылкахъ замученные пытками: митрополитъ Петръ Крутицкій, митрополитъ Кириллъ Казанскій, архіепископъ Пахомій Черниговскій, епископъ Дамаскинъ (викарій Черниговскій), епископъ Викторъ Вятскій, епископы: Иларіонъ, Нектарій, Сергій, Ѳеодоръ, Аверкій и другіе; протоіерей Николай Пискуновскій (изъ Воронежа), протоіерей Александръ Тихомировъ, протоіерей Павелъ Флоренскій, протоіерей Анатолій Жураковскій и многіе другіе. Митрополитъ Іосифъ былъ сосланъ въ безсрочную ссылку, а въ 1938 году разстрѣлянъ.

Измученный пытками допросовъ, скончался выпущенный «умирать» дома, протоіер. проф. Ѳеодоръ Константиновичъ Андреевъ.

Всѣ безъ исключенія церкви, гдѣ поминалось имя законнаго Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола митрополита Петра, были закрыты.

Истинная Православная Русская Церковь ушла въ катакомбы, гдѣ находится, какъ невидимый градъ Китежъ, до сихъ поръ, храня себя, какъ непорочную Невѣсту Христову».



Декларація митрополита Сергія о признаніи власти большевиковъ несомнѣнно принесла большую пользу совѣтской власти — она внесла разстройство въ ряды русскихъ православныхъ людей и духовенства, объединенныхъ вокругъ Православной Церкви и уменьшила ихъ сопротивляемость совѣтской власти, укрѣпила пропаганду совѣтской власти заграницей о томъ, что въ совѣтской Россіи будто бы не существуетъ гоненій на религію и вообще способствовала укрѣпленію совѣтской власти. Въ тоже время эта декларація не принесла рѣшительно никакой пользы для Русской Православной Церкви кромѣ можетъ быть самого митрополита Сергія и небольшой группы его сотрудниковъ, составившихъ подъ его руководствомъ Синодъ; имъ была теперь вполнѣ обезпечена, подъ недремлющимъ окомъ НКВД, возможность существованія въ Москвѣ. Все же остальное осталось по прежнему — виднѣйшіе русскіе іерархи во главѣ съ митрополитами Петромъ, Арсеніемъ, Кирилломъ, Агаѳангеломъ продолжали оставаться въ ссылкѣ, по прежнему тюрьмы были переполнены духовенствомъ и стали переполняться новыми исповѣдниками, тѣми, кто не пошелъ за митрополитомъ Сергіемъ, на Соловкахъ оставались въ заключеніи архіереи и множество духовенства, церкви по прежнему продолжали. разрушаться — былъ разрушенъ храмъ Христа Спасителя въ Москвѣ, въ 1929 году была снесена въ Москвѣ Иверская часовня и разрушенъ цѣлый рядъ историческихъ Московскихъ святынь — Чудовъ монастырь, Вознесенскій Дѣвичій монастырь, церковь Константина и Елены въ Кремлѣ и было намѣчено къ сносу 120 московскихъ церквей. По плану совѣтскоій власти осуществлялись систематическія мѣропріятія къ полному уничтоженію Православной Церкви въ Россіи. Митрополитъ Сергій со своимъ Синодомъ долженъ былъ быть только молчаливымъ зрителемъ этого антихристова дѣла совѣтской власти. Насколько въ это время большевики открыто и цинично уничтожали духовенство, видно изъ такого случая. Въ 1929 году Московское радіо передало слѣдующее: «Сообщаю вамъ, товарищи, торжественную (!) радость, въ Хабаровскѣ вывели въ расходъ 72 долгогривыхъ. Одинъ долгогривый, былъ шесть лѣтъ въ тюрьмѣ, кормили его такъ, что собака издохла бы, а онъ все-таки живъ остался, пришлось потратить на него лишнюю пулю».



Владыка Антоній и послѣ деклараціи митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти нисколько не измѣнилъ своего отношенія къ ней и продолжалъ ревностно обличать большевиковъ. Къ десятилѣтію совѣтской власти онъ опубликовалъ «Посланіе къ печальному десятилѣтію».

Примѣчаніе:
[1] См. «Русскій Національный Календарь» на 1960 годъ. Изданіе Св. Владимірскаго Общества, стр. 26.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 233-241.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.