Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

4. Окружное Посланіе Предсѣдателя Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви Заграницей къ печальному десятилѣтію захвата власти въ Россіи большевиками.

Прошло десять лѣтъ, какъ большевики захватили власть надъ Россіей. 10-ую годовщину своего владычества въ Россіи справляетъ нынѣ безбожный и кровавый интернаціоналъ.

Сердце сжимается отъ боли, сердечная туга овладѣваетъ нами, когда мысленно окидываешь эти прошедшіе десять лѣтъ.

Сколько умученныхъ, казненныхъ, разстрѣлянныхъ іерарховъ, священнослужителей, монаховъ, монахинь и вѣрныхъ мірянъ за это время.

Сколько разграбленныхъ, разоренныхъ и разрушенныхъ храмовъ Божіихъ и монастырей. Какія только кощунства и поруганія не творила за это время совѣтская власть. А развращенныя ею дѣтскія души, уничтоженныя семьи, обездоленные родители, дѣти и старцы. Разоренные города, уничтоженныя села, снесенныя кладбища. А груды и груды труповъ, замученныхъ и убитыхъ, умершихъ отъ голода, холода и разныхъ эпидемій вѣрныхъ сыновъ Россіи.

Можно ли перечесть все то зло, что сдѣлала совѣтская власть за время своего десятилѣтняго господства надъ Русской Землей?

И если Святѣйшій Патріархъ Тихонъ, анаѳематствовавшій большевиковъ въ 1918 году, уже тогда въ граматѣ своей назвалъ дѣло большевиковъ — дѣломъ сатанинскимъ и это 19 января 1918 года — всего только на третьемъ мѣсяцѣ ихъ владычества, то что можно сказать о нихъ теперь, подводя мрачные итоги ихъ десятилѣтняго вандализма въ Россіи?

«Цѣлый годъ держите вы въ рукахъ своихъ государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революціи; но рѣками пролитая кровь братьевъ нашихъ, безжалостно убитыхъ по вашему призыву, вопіетъ къ небу и вынуждаетъ насъ сказать вамъ горькое слово правды... Вы дали народу камень вмѣсто хлѣба и змѣю вмѣсто рыбы... Отечество вы подмѣнили бездушнымъ интернаціоналомъ... Великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена... Вы рздѣлили весь народъ на враждующіе между собой станы и ввергли его въ небывалое по жестокости братоубійство. Любовь Христову вы открыто замѣнили ненавистью и вмѣсто мира искусственно разжгли классовую борьбу... Никто не чувствуетъ себя въ безопасности, всѣ живутъ подъ постояннымъ страхомъ обыска, грабежа, выселенія, ареста, разстрѣла.

Хватаютъ сотнями беззащитныхъ, гноятъ въ тюрьмахъ, казнятъ смертью часто безъ всякаго слѣдствія и суда... Казнятъ епископовъ, священниковъ, монаховъ и монахинь ни въ чемъ неповинныхъ, а просто по огульному обвиненію въ какой то расплывчатой и неопредѣленной «контръ-революціонности»... Всѣ проявленія какъ истинной гражданской, такъ и высшей духовной свободы человѣчества подавлены вами безпощадно...

Это ли свобода, когда никто не можетъ высказать свое мнѣніе, безъ опасенія попасть подъ обвиненіе въ контръ-революціи? Гдѣ свобода церковной проповѣди? Уже заплатили своею кровью мученичества многіе смѣлые церковные проповѣдники; голосъ общественнаго и государственнаго обсужденія и обличенія заглушенъ; печать, кромѣ узко большевицкой, задушена совершенно... Не проходитъ дня, чтобы въ органахъ вашей печати не помѣщались самыя чудовищныя клеветы на Церковь Христову и ея служителей, злобныя богохульства и кощунства. Вы глумитесь надъ служителями алтаря... Вы наложили свою руку на церковное достояніе... Вы закрыли рядъ монастырей и церквей... Вы заградили доступъ въ Московскій Кремль — это священное достояніе всего вѣрующаго народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — прихода, уничтожаете братства и другія церковно-благотворительныя и просвѣтительныя учрежденія, разгоняете церковныя епархіальныя собранія, вмѣшиваетесь во внутреннее управлеяіе Церкви.

Выбрасывая изъ школъ священныя изображенія и запрещая учить въ школахъ дѣтей вѣрѣ, вы лишаете ихъ необходимой для православнаго воспитанія духовной пищи... Да мы переживемъ ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится изъ души народной, омрачивъ въ ней образъ Божій и запечатлѣвъ въ ней образъ звѣря. Не наше дѣло судить о земной власти, всякая власть отъ Бога допущенная, привлекла бы къ себѣ наше благословеніе, если бы она воистину явилась «Божіимъ слугой» — на благо подчиненныхъ и была «страшна» не для добрыхъ дѣлъ, но злыхъ» (Рим. 13, 3).

Такъ взывалъ нашъ Патріархъ Тихонъ къ совѣтской власти въ первую годовщину ея владычества.

Что скажемъ мы теперь? Развѣ что измѣнилось послѣ этого? Развѣ не въ тѣхъ же тискахъ пребываетъ Русскій народъ, Русская Церковь?

Еще недавно призывалъ насъ замѣститель Патріаршаго Мѣстоблюстителя митрополитъ Сергій къ лойяльности къ совѣтской власти. Мы дали на это отвѣтъ по нашей архіерейской совѣсти. Мы отвергли это требованіе безъ малѣйшаго колебанія. И развѣ могли поступить иначе? Развѣ можно наложить на себя печать молчанія, когда Церковь наша гонима, вѣра поругана, іерархія преслѣдуема, Родина попираема, Русскій народъ умерщвляется, остатокъ развращается?

И можемъ ли мы, пастыри и архипастыри, умолчать о семъ и не вопить денно и нощно? Насъ обвиняютъ враги въ политиканствѣ во внесеніи въ Церковь политики. Но развѣ это политика? Развѣ слово, обращенное Патріархомъ Тихономъ въ первую годовщину большевицкаго владычества къ совѣтской власти, политика, а не долгъ архипастыря, защитника и печальника за свой народъ? Не вопль святителя, носящаго народъ свой въ сердцѣ своемъ?

Такимъ пастырскимъ и архипастырскимъ дѣланіемъ Преподобнаго Сергія Радонежскаго, Митрополитовъ Петра, Алексія, Іоны, Филиппа, Патріарха Гермогена и прочихъ нашихъ древнихъ духовныхъ вождей вырастала Русь Святая, укрѣплялась вѣра православная, утверждалась Церковь Божія.

И въ эту тяжелую годовщину нашей печали, подражая имъ, вознесемъ глубокій вопль къ Престолу Всевышняго, да призритъ Онъ на насъ, наше Отечество и избавитъ его отъ ига тяжкаго, обновить Церковь нашу и утвердитъ Ее.

Молитвенно помянемъ всѣхъ въ крамолѣ убіенныхъ и на полѣ брани животъ свой положившихъ и въ морѣ потопшихъ за Вѣру, Царя и Отечество.

Послѣднее слово мое естественно обращается къ вамъ, въ разсѣяніи сущіе христолюбивые воины наши, соратники которыхъ усѣяли костьми своими и пропитали кровью своею Русскую землю въ борьбѣ за нее и за вѣру.

Духа своего не угашайте. Не унывайте, не падайте духомъ изъ-за постигшихъ васъ за это время неудачъ. Придетъ время и, Богъ дастъ оно близко, когда призоветъ васъ Земля Русская и вы станете на защиту ея, на укрѣпленіе мира и порядка въ ней. Къ этому готовьтесь. Это вашъ долгъ. Вашъ удѣлъ.

Митрополитъ Антоній.       

Октябрь 1927 г.

Сремскія Карловцы.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 241-243.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.